Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Гимназия №23 Тюриной Л.С
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ «Гимназия № 23 »
г.о. Саранск Республики Мордовия
Тюриной Ларисы Семеновны.
Организация исследовательской деятельности
младших школьников на уроках и во внеурочное время.
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Стремительно меняющееся современное общество диктует кардинальные изменения в представлении о целях образования и пути их реализации. В новых образовательных стандартах появился новый термин «универсальные учебные действия» (УУД). Он означает умение учиться, т.е. способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В результате у выпускников начальной школы должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УДД как основа умения учиться. Предполагается, что образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. В связи с этими требованиями одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность обучающихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать внимания на эти стороны в детстве, то это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Кроме этого, исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Исследовательской деятельностью занимаются в основном в старших классах, но, по моему мнению, важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу. Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого, исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых знаний. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Все это и обусловило актуальность и перспективность моего опыта по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Так что же дает исследовательская деятельность младшим школьникам?
Во-первых, расширяет знания и представления об окружающем мире, позволяет увидеть бесконечность его познания; во-вторых, учит работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива; в-третьих, формируются научно–исследовательские навыки; реализуется личный творческий потенциал, самоутверждение. В результате у ребенка формируется умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, воспитывается не знаток-исполнитель, а Творец.
Таким образом, целью организации исследовательской деятельности младших школьников является приобретение учащимися навыков исследования, как способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе, основой которых является самостоятельное приобретение новых личностно-значимых знаний.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущей идеей своего педагогического опыта считаю развитие логического мышления ребёнка. Опыт моей работы столкнул меня с проблемой, когда ребёнок начинает учиться в школе, у него плохо развиты операции логического мышления. «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдения, сравнения и опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей, могут быть переданы эти знания детям. Ученики должны под руководством преподавателя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и проверять их простыми, доступными опытами на практике», - так утверждал знаменитый русский методист естествознания Александр Яковлевич Герд (1841-1888). И действительно, основным компонентом логического мышления является способность детей анализировать.
Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он является студентом или аспирантом. Начинать этот процесс следует гораздо раньше - в детском возрасте. Именно в школе закладываются главные умения и навыки исследовательской деятельности. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо ее движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Младший школьный возраст является особым в формировании личности. Опыт преподавания мне показал, что задача любого учителя - умело подвести детей к осознанию того, что необходимо многому научиться, а для этого нужно развивать трудолюбие, силу воли, ответственность, умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки. А поскольку ведущий тип активности младшего школьника - учебная деятельность, то вся деятельность педагога в начальной школе направлена в одно русло: научить ребёнка учиться, применять собственные силы в учении, т.е. уметь распределять собственные усилия, выбирать манеры мышления соответственно заданию, добиваться через исследовательскую деятельность накопления навыков самообучения. Общие учебные умения (организация учебного труда, работа над определёнными источниками информации, образными её представлениями, работа над культурой устной и письменной речи и культурой мышления), выполнение программных требований по развитию внимания, памяти, воображения, волевых усилий, нравственных чувств; усвоение норм этикета, без которых немыслимо сотрудничество учителя и учащихся, между учениками в процессе коллективной и познавательной деятельности, являющихся основой общей культуры человека - всё это начальная школа. А умение ученика анализировать сталкивает его с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема требуют самостоятельного анализа. Поэтому мой педагогический опыт показал, что у учащихся, которые на уроках и во внеурочной деятельности занимаются исследовательской деятельностью, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Этимология слова «исследование» показывает, что под этим типом деятельности подразумевается извлечение нечто «из следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.
В процессе исследования у детей формируется умение планировать свою деятельность, намечать свои этапы:
1) планировать конкретные способы получения требуемого результата;
2) мысленно выделять его параметры;
3) контролировать способы получения требуемого результата;
4) определять соответствие полученного результата требуемому;
5) проводить диагностику причин несоответствия (если оно имеется);
6) обосновывать принцип действия, выбор метода;
7) прогнозировать варианты действий;
8) принимать решения, в том числе путём выбора рационального варианта действия;
9) определять необходимую коррекцию исходного плана.
Изучение психолого-педагогической литературы и анализ своей работы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.
3. Формирование умений самоконтроля.
4. Развитие логического мышления, творческих способностей и инициативы учащихся.
Успешное формирование исследовательских умений у учащихся невозможно без разработки модели развития данных умений, задающей технологические основания развития обучаемых в учебном процессе. Поэтому мною были разработаны памятки для работы над исследованием, проводились групповые и индивидуальные консультации с обучающимися. На уроках и во внеурочное время формировались навыки работы интернет-источниками и литературой, умение работать в группах, умение самоконтроля. В результате такой работы мои ученики с большим интересом на уроках занимаются исследованиями по проблеме, участвуют в различных интернет конкурсах исследовательских работ. А в школьных научно-практических конференциях представляют свои исследовательские работы более половины обучающихся класса. Проведённые мною открытые уроки для учителей республики и города, показывают, что дети умеют анализировать, сравнивать, извлекать нужную информацию для проведения исследования, а, следовательно, и развиваются УУД обучающихся, что обеспечивает основную задачу ФГОС. Данные уроки представлены на сайтах https://educontest.net/ru/author/tyurina1965/, https://infourok.ru/user/tyurina-larisa-semenovna3.Теоретическая база опыта.
С началом XXI века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.
Исследовательская деятельность младших школьнико – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци и других. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII века. ХХ веке в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленеко, М.И. Махмутова и другие).
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности учащихся, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеурочное время. Вместе с тем, любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.
С 2011 учебного года начальные школы работают по новому образовательному стандарту. ФГОС НОО призван обеспечить выполнение следующей основной цели: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. ФГОС предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у них универсальные учебные действия как основу учебной деятельности.
Образовательный стандарт ориентирован на освоение школьниками окружающего мира во всем его многообразии через содержание изучаемых предметов, проектную и исследовательскую деятельность. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим. В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[13, c.10]
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.
Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные-психологи, например, А.И. Савенков, говорит о том, что стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования. «С началом нового века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» [13. с.9.] По наблюдению А.Н.Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно [10,с. 99]. При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа.
Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, непросто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе.
Каковы же должны быть у учащихся умения и навыки для решения исследовательских задач? К ним относят: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умения делать выводы и умозаключения; умения структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности.
Изучив теоретический материал по организации исследовательской деятельности, активно стала использовать его на уроках и во внеурочной деятельности. Ознакомление младших школьников с деятельностью исследователя основывается на структуре исследовательской деятельности по А.И. Савенкову[11]. Таким образом, включая детей младшего школьного возраста в исследовательскую деятельность, учащиеся будут знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- основные логические операции, их отличительные особенности;
- правила успешной презентации работы.
Учащиеся будут уметь:
- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- классифицировать предметы, процессы, явления и события;
- делать выводы и заключения;
- презентовать свою работу.
Учащиеся будут способны проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Современная начальная школа представляет собой сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного общего образования. Новое время ставит перед педагогами начальных классов новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время привлекала меня, как педагога, уже давно, так как, именно, умение анализировать, выбирать нужную информацию, позволяет в полной мере социализации личности, развивать мыслительные операции и способствовать успешности обучения.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимы следующие условия:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Педагогу необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает. Реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Так, например, в 1 классе я веду работу следующими средствами: проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением.
В начале года на уроке, где ведётся исследование, постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется по наводящим вопросам; далее постановка проблемы, по возможности, осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя. На любом уроке провожу кратковременные исследования - наблюдения с описаниями. Очень часто в 1 классе на уроках включаю задания, направленные на овладение логическими умениями (классификация, сравнение, обобщение). С первого класса активно использую на уроках и во внеурочной деятельности групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя способами:
1 способ – в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по совокупности признаков);
2 способ – в группе работают ученики с различным исследовательским опытом.
Детям предлагаются следующие варианты совместной работы:
группа выполняет общее задание одновременно, но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;
общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;
при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.
Главное, на что стоит ориентироваться при организации групповой работы на уроке – дифференцировать не общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его активности.
При организации исследования во внеурочное время, в первую очередь, стараюсь учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение, обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Организация исследовательской деятельности работа кропотливая и сложная, особенно с первого года обучения в школе. Поэтому, с первых уроков обучения ставлю пред собой следующие задачи:
1. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
2. Формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме.
3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
4. Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Анализ моего педагогического опыта показывает, что одним из условий эффективного проведения ученических исследований является организация проблемного обучения, которое содержит элементы исследовательского поиска. Но для этого должны соблюдаться следующие условия:
Проблема должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для ребенка.
Личный интерес ученика в данной деятельности являлся бы необходимым условием успешной работы.
Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести.
Учитель-консультант руководит исследовательской работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации.
Вот, например, как проходит исследовательская работа на уроке русского языка в 4 классе. Тема урока «Развитие умения изменять существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы».
Перед детьми ставлю проблемный вопрос:
-Легко ли определить падеж имени существительного? Достаточно ли только одного слова?
-Можно ли определить падеж у слова земле?
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу, что точно на этот вопрос ответить нельзя.
- А почему?
-Нет ни предложения, ни словосочетания, ни предлога.
-А как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?
Дети приступают к решению проблемы.
На доске даётся предложение. Одинокий лист лежит на земле.
-Подчеркните имена существительные. Нам надо определить их падеж. Ваши действия? (Ученики предлагают свои варианты) После совместных наблюдений на доске появляется алгоритм:
1)Надо найти слово, от которого данное существительное зависит.
2) Поставить вопрос от этого слова к тому, падеж которого мы определим.
Тогда задаю детям следующий вопрос:
-Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?
-Нет. Это главный член предложения.
-А в каком падеже всегда стоит подлежащее? (в И.п.)
После составления алгоритма дети легко определяют падеж существительного (на) земле.
-Находим слово, от которого зависит слово (на) земле. Это слово лежит. Ставим от него вопрос: лежит (на чём? где?) на земле. Слово (на) земле стоит в предложном падеже.
-А как ещё можно определить падеж у имени существительного?
Для этого вы сейчас прочитаете текст учебника и узнаете, что ещё можно использовать для определения падежа. Работаете в паре.
Каждая пара выписывает на отдельном листе вспомогательные слова и вопросы каждого падежа, и делают вывод. Такие исследования и открытия проводятся практически на каждом уроке открытия нового знания.
Основной путь развития ребёнка состоится в том случае, когда он является субъектом собственной деятельности. Мир познаётся, осваивается и присваивается личностью только в ходе деятельности этой личности. Воспитание ученика как субъекта, формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путём активности самого ребёнка.
При изучении материков и частей света во 2-м классе на уроках окружающего мира, детям даю задание по группам: исследовать и открыть новые знания про материк (Северная Америка -1 группа, Южная Америка -2 группа, Австралия -3 группа, Африка -4 группа, Антарктида - 5 группа, Евразия 6- группа).
Работа над исследованием начинается с попыток учащихся описать в форме изложения ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает: предварительное инструктирование группы из 5-7 учащихся; индивидуальные задания;
чтение исторических источников и изучение библиографии для понимания темы; стимулирование индивидуальной исследовательской деятельности.
«Направляемый проект» поощряет взаимодействие, терпимость к чужому мнению, обсуждение ценностных приоритетов, способствует развитию индивидуальной позиции при ответе на предлагаемые исследовательские проекты.
На первом этапе учащиеся выполняют индивидуальное задание. Кто-то из ребят ищет и изучает литературу по ландшафту, кто-то про природные зоны, погоду и климат, города и страны, население материка, животный и растительный мир.
На следующем этапе дети систематизируют изученный материал и отбирают нужные сведения.
Затем каждый ученик составляет устное сообщение по своему исследованию, а учитель помогает и направляет его.
На следующем этапе учитель организует общение в группе и выявляются причины затруднения.
Следующий этап-это предложения детей вариантов по устранению причин затруднений. Здесь педагог выступает в качестве оппонента при согласовании вариантов между детьми.
А на следующем этапе каждый ученик выполняет индивидуальное задание. Все свои открытия ученик оформляет письменно.
На заключительном этапе все материалы собирают в единую исследовательскую работу, оформляют её и отвечают на вопрос:
« Что я открыл нового?»
Основной путь развития ребёнка состоится, если содержание деятельности детей будет удовлетворять их актуальным потребностям. Например, чтение, в том числе и энциклопедическое, в том числе золотого фонда детской научно-познавательной литературы, посещение, в связи с этим, библиотек, книжных магазинов.
Включаясь в исследовательскую деятельность, дети учатся совместному общению и анализу, сложным для них приёмам самоорганизации, планированию, воспитывая в себе качества, которые формируют личность, способную к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации.
Также, для достижения поставленных задач, использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. В работе использую компьютерные технологии. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации. На следующих сайтах можно посмотреть мои презентации к урокам:
https://infourok.ru/user/tyurina-larisa-semenovna, https://educontest.net/ru/author/tyurina1965/, http://www.proshkolu.ru/user/larbos1965/, http://www.zavuch.ru/accounts/profile/larbos1965
Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Организуя исследовательскую работу детей, я смогла помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», помогла учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, и услышала в ответ: «Я это делать умею, мне это интересно!» А самое главное, я решила поставленные перед собой задачи. Детям интересно учиться, они успешны и видят возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое.
5.Анализ результативности.
Опыт работы по данной теме показал мне, что организация исследовательской деятельности позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Готовясь к школьной научно - практической конференции, ученики сами выбирают темы исследовательских работ и ведут исследования самостоятельно. В 2014-2015 учебном году 12 человек из моего класса участвовали в школьном конкурсе исследовательских работ. Из них 4 человека стали победителями, а 4 человека – призёрами конкурса среди учащихся 3-4 классов. Результаты конкурса позволяют судить, что у учащихся начальной школы удалось сформировать первоначальные навыки и умения исследовательской деятельности. Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению. Организация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности доказывает и подтверждает необходимость занятий с младшими школьниками научно – исследовательской деятельностью. А разнообразие форм и методов организации урока повышает познавательную активность учащихся. Как подтверждение можно представить следующие результаты: участие и победы в школьных олимпиадах: Гурьянова Татьяна, Зайцева Юлия, Шалаева Ольга, школьных научно - практических конференциях: Шалаева О, Суроткина Н, Карпов А, Кочетовский Е, Митькин Н, Соколов И., муниципального этапа Всероссийского интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности-2015» для школьников обучающихся по программе «Школа 2100»- Карпов Артём, региональной научно – практической конференции: ГурьяноваТ, Пиксайкина Е, Чапайкин Р, Кочетовский Е, Соколов И, Кашаева К, муниципальном конкурсе «Твои возможности» - Карпов А, российских заочных интернет – олимпиадах: Родина Я, Кашаева К, Карпов А, Крапивин М, муниципальных творческих конкурсах: Пиксайкина Е, Ерёмина А, Суроткина Н.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать современные образовательные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать исследовательскую технологию в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Организация исследовательской деятельности на уроках и занятиях во внеурочной деятельности, привела меня к выводу: исследовательская технология только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Качество знаний учащихся:
Предмет 2012-2013уч.г.
(2 класс)
2013-2014уч.г.
(3 класс)
итоговый контроль 2014-2015уч.г.
(4 класс)
итоговый
контроль 2015-2016 уч.г.
(1 класс)
безотметочное обучение
Русский язык 86% 92% 92% -
Математика 88% 100% 96% -
Литературное чтение 96% 100% 100% -
Окружающий мир 96% 96% 100% -
В 2013-2014 учебном году проводился внешний мониторинг уровня и качества подготовки обучающихся муниципальных учреждений, в апреле 2014 года процент успеваемости по русскому языку в 3 А классе составил 100%, процент качества знаний- 96%.
Результаты работы с детьми позволяют судить, что у учащихся начальной школы мне удалось сформировать первоначальные навыки и умения исследовательской деятельности, а это способствовало повышению качества знаний у учащихся. Следовательно, педагогический опыт по организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время является положительным направлением для достижения уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для развития самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В системе начального обучения исследовательская деятельность становится одним из элементов учебного процесса. Успешное формирование исследовательских умений у учащихся невозможно без разработки модели развития данных умений, задающей технологические основания развития обучаемых в учебном процессе.
В условиях начального обучения в настоящее время нередко наблюдается прямой перенос традиционных, репродуктивных методов обучения, ориентированных на усвоение учеником готового знания.
Большинство педагогов осознают необходимость формирования исследовательских умений у младших школьников. Однако выявляется, с одной стороны, недостаточный уровень подготовки многих учителей к организации педагогической деятельности современными методами в системе начального обучения, а с другой - неразработанность системы принципов и неопределенность этапов педагогического взаимодействия при формировании исследовательских умений младших школьников с использованием учебно-познавательных задач.
Анализ содержания и результатов имеющихся исследований показывает так же, что не достаточно освещены вопросы, раскрывающие в полном объеме способы диагностики исследовательских умений на различных этапах их формирования и критерии их сформированности. Таким образом, проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть адресован учителям образовательной области «Начальные классы», что особенно актуально в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Опыт можно предложить всем учителям, так как системно деятельностный подход в обучении предполагает использовать в своей работе технологию исследовательской деятельности учащихся.
Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Это выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях; проведение открытых уроков для учителей города, республики, студентов педагогического института, размещение публикаций на различных педагогических сайтах, участвую в профессиональных конкурсах.
Для родителей обучающихся провожу индивидуальные беседы, на родительских собраниях провожу групповые и индивидуальные консультации.
Вывод:
Анализируя результативность педагогического опыта, можно сделать выводы:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также, расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта. Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.
Организация исследовательской деятельности требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия источников дополнительной информации, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов окружающего мира. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.
В своей дальнейшей работе по использованию технологии исследования планирую продолжить практику работы над проектами, включающими исследовательские работы.
Таким образом, чтобы вырастить и воспитать человека с активной жизненной позицией, человека мыслящего, творческого, приобщение к исследовательской деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования исследовательских умений опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость. Поэтапное включение младшего школьника в исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка. Исследовательская деятельность позволяет младшим школьникам пройти путь ученого от выдвижения гипотезы, до ее доказательства или опровержения, от выбора темы исследования до преставления и защиты своей работы на конференции.
8. Наглядное приложение.
(Видеозапись открытого урока https://infourok.ru/videorolik-uroka-chto-takoe-krov-klass-1331602.html, конспект открытого урока. https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-na-temuchto-takoe-krov-klass-1312979.html Приложение 1)
Литература.
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013г.
Бродовская З.В. Учим детей разгадывать тайны природы. - М.; Начальное образование,2005.-№2
Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.
Леонтович А.В., «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004..
Савенков А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников – СПб., 2004.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.
Е.В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/- М.: Глобус, 2008г.
ФГОС НОО
Школа России. Сборник рабочих программ. Научный руководитель УМК «Школа России» А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.
Шумакова М.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Работаем по новым стандартам. – М.: Просвещение, 2011.
Приложение 1
Окружающий мир 4 класс «Человек и природа»
Образовательная система « Школа 2100»
Учитель: Тюрина Лариса Семёновна
Тема: Что такое кровь?
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель.
По 1-й линии развития (объяснять мир)
1. Формировать у учащихся новые понятия о составе крови.
2. Развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки).
По 2-й линии (отношение к миру)
Оценивать, что полезно для здоровья, а что - вредно
Ожидаемый результат:
Учащийся будет:
знать:
минимум: кровь
максимум: кровяная плазма, гемоглобин, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные пластинки.
уметь:
называть состав крови,
объяснять значение и функции крови в организме,
оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы: деятельностный: проблемный диалог, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, задания для групп
( приложение №1), карточки с названиями состава крови, рисунки с клетками крови
учебник « Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, и др. – М: Баласс, 2009., рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» «Человек и природа». 4 класс. А.А. Вахрушев, О.В.Бурский и др., - М: Баласс, 2009.
План урока:
I. Самоопределение к деятельности.II.Постановка проблемы и актуализация знаний.III. Поиск решения проблемы.
IV.Совместное «открытие» знаний
V. Самостоятельное применение знаний.
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия деятельности.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня замечательный осенний день! Я рада видеть ваш любознательный взгляд, ваши жизнерадостные лица и хочу поделиться вместе с вами энергией, которая поможет нам сегодня на уроке открыть новое знание. Потрите свои ладошки, поделитесь своей энергией друг с другом! А я вам посылаю свою энергию! Удачи вам!
II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Ребята, я знаю, что вы все любите сказки. Помните, как было в одной русской народной сказке? «Прибежал серый волк, принёс в зубах две хрустальные бутылки с живой и мёртвой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича мёртвой водой, все раны на нём затянулись, брызнул он тогда на Ивана живой водой. Встал Иван Царевич, потянулся и сказал: “Как долго я спал”. А какую еще жидкость со столь же волшебными свойствами вы знаете?
(Это кровь.)
- Какое значение имеет кровь в жизни человека?
(Кровь играет роль переносчика веществ от органов к каждой клетке. Она транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ.)(Готовность мышления и осознание потребности в новом знании.)
- Вы знаете, что нашу родину и наш покой охраняют сильные и здоровые воины, но раненный в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека.
- Как вы думаете, почему человек, потерявший много крови, погибнет?
( Версии детей)
- А теперь давайте понаблюдаем за нашими героями.
Сценка.
( Девочка перевязывает пальчик мальчику бинтом, приговаривая)
Маша. Вот уже и не течёт… Никита, ведь кровь это жидкость? Почему же она течь перестала? Если, например, дома потекла труба с водой и её перевязать бинтом, она ведь не перестаёт течь.
Никита. Вообще-то кровь это не жидкость. Просто в ней есть клетки, которые закупоривают повреждённые сосуды.
- Ребята, какое вы услышали из диалога наших героев противоречие? Какой у вас возникает вопрос?
( Почему кровь нельзя считать жидкостью?)
(Вопрос записывается на доске)
- А давайте вспомним с вами, что вы уже знаете про кровь?
- Что приводит кровь в движение?
( Кровь приводит в движение сокращения сердца)
- Какие типы сосудов вам известны?
(Типы сосудов - артерии, вены, капилляры)
- Итак, мы знаем:
- Кровь - переносчик веществ ,транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества, её приводит в движение сокращения сердца, движется по сосудам - артериям, венам, капиллярам.
- Сформулируйте тему урока.
( Что такое кровь?) (Тема урока фиксируется на доске)
- А какой проблемный вопрос возник у нас на уроке?
( Почему кровь нельзя считать жидкостью?)
- Какие цели вы ставите для себя?
(Узнать из чего состоит кровь, какую работу она выполняет в организме человека, почему она играет важную роль в жизни человека)
III. Поиск решения проблемы.
1. Что такое кровь?
- Мы с вами уже изучили уже некоторые системы органов человека, у вас есть знания о работе этих систем. Как вы думаете, чтобы мышцы и кости могли выполнять определённую работу, должны ли быть их клетки соединены или разрознены?
( Чтобы органы хорошо работали, их клетки должны быть соединены, так как совместно работу выполнять легче)
- А что вы можете сказать про кровь человека? У неё есть клетки? ( Да они есть.)
- Ещё раз назовите, какую работу выполняет в организме кровь? (Кровь - переносчик веществ, транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества,)- Вот видите, сколько задач выполняет кровь. Значит, что можно предположить?
Клетки крови соединены или разрознены? ( Версии детей)
- Кровь – внутренняя среда организма. Её клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкой кровяной плазме. Используя текст на с. 36, определите, какое преимущество имеет такое устройство крови.
( Плазма – это раствор веществ, доступный всем клеткам. Значит, клетки крови могут получать все необходимые вещества для своей работы)- Можете теперь сказать, что такое кровь?
(Кровь – это внутренняя среда организма, её клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкой кровяной плазме.)
- Какие из ваших версий подтвердились?
IV.Совместное «открытие» знаний
1. Из чего состоит кровь?
- Какую цель мы ставили на уроке? ( Узнать из чего состоит кровь)
- Сейчас разделимся на группы - лаборатории. Каждая лаборатория будет исследовать, из чего состоит кровь. Используйте текст учебника на с.36-37 и рисунок на с. 37.
1-я группа - кровяная плазма.
2-я группа – красные кровяные клетки, или эритроциты.
3-я группа – белые кровяные клетки, или лейкоциты.
4-я группа – кровяные пластинки, тромбоциты.
( Каждая группа получает план исследования)
Название составной части крови
Какие вещества содержит данная часть крови?
Способна ли она двигаться?
Какую роль выполняет Как можно представить пантомимой данную часть крови? Группы представляют результаты своего исследования.
( На доске учитель вывешивает названия составных частей крови.)
Кровяная плазма, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
- А сейчас мы с вами поиграем и отдохнём. Я буду показывать рисунок клетки крови, а вы называть её. ( Показываю рисунки эритроцитов , лейкоцитов, тромбоцитов).
2.Физминутка.
Игра « Клетки крови»
-Что делают эритроциты – переносят кислород. Представим себя эритроцитами – побежали на месте. Что делают лейкоциты - защищают организм от бактерий. Представили себя лейкоцитами - отталкиваемся друг от друга ладошками. Что делают тромбоциты – останавливают кровотечение. Представим себя тробоцитами – обхватываем себя руками.
3. Выводы по проблеме урока.
- Вернёмся к проблемному вопросу.
Почему же кровь нельзя считать жидкостью?
- Потому что только часть крови является жидкостью – это плазма, остальная часть состоит из клеток, выполняющих разную работу.
- А какую роль играет кровь в организме?
( Плазма – жидкость, кровь может транспортировать питательные вещества к клеткам организма. Клетки крови выполняют важные функции: защищают организм от болезней, переносят кислород и углекислый газ, останавливают кровотечение.)V. Самостоятельное применение знаний.1. «Это интересно» (выступление подготовленного ученика)
А) В старину врачи пытались перелить кровь животных человеку, но при этом ЭРИТРОЦИТЫ животных ПОГИБАЛИ в нашей крови, и человек умирал. Потому что у каждого человека своя группа крови. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на 4 группы. Группа не зависит от возраста. Кровь 1 группы можно перелить любому человеку, а вот кровь 4 группы только человеку с 4 группой крови. У взрослого человека около 5 литров крови, у ребёнка – 3,5 литра. Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.
Постоянным должно быть в крови и соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.
2.Парная работа в рабочей тетради (тема 8, с.14)
- Выполните одно задание в тетради по выбору.
3. Фронтальная проверка парной работы.
VI. Итог урока.
- Что такое кровь? Для чего она необходима организму человека?
- Назовите основные клетки крови.
- Какую роль играет кровь в сохранении нашего здоровья?
- Где вам пригодятся новые знания?
VII. Рефлексия деятельности.
- Кто из ребят больше всего помог в «открытии» новых знаний?
- Какой вклад в решение проблемы внесла твоя гипотеза?
- К решению ты пришел самостоятельно или тебе помогли подсказки. Если да, то чьи?
- Оцените свою работу.
VIII. Домашнее задание.
С. 36-37, ответить на вопросы учебника. Задания из тетради, тема 8 по выбору.
Приложение к уроку №1
Название составной части крови - ?Какие вещества содержит данная часть крови?
Способна ли она двигаться?
Какую роль выполняет?
Как можно представить пантомимой данную часть крови? Приложение к уроку № 2
1.Кровь-это внутренняя среда организма. Основу её составляет прозрачная желтоватая солоноватая жидкость - плазма, которая состоит из воды и растворённых в ней веществ. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки. В плазме находятся клетки крови.
2.Больше всего в крови красных кровяных клеток- эритроцитов. Они делают кровь красной. Эритроциты выполняют самую важную работу - переносят в потоке крови от лёгких ко всем тканям кислород, а от тканей к лёгким- углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырёх месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.
3.Другая группа клеток- лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза, и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, Но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды.
4.Третья группа кровяных клеток - тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь её не очень много. У взрослого человека 4,5 – 5 литров, а у детей 8 -12 лет всего 3,5 литра.