Конспект урока географии в 7-м классе СКО II вида Тема: Реки Азиатской части России.

Конспект урока географии в 7-м классе СКО II вида
Тема:
Реки Азиатской части России.
Цели и задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с речными системами Азиатской части Росси, закрепление умения работать с географической картой.
Коррекционно-развивающие:
работать над развитием мышления и памяти, обогащением словарного запаса, правильным произношением, формирование познавательного интереса с привлечением дополнительного   материала.
Воспитательные:
экологическое воспитание (бережное отношение к водам рек).
Оборудование:
Интерактивная карта « Физическая карта России».
в/фильм «Амур».
таблица «Крупнейшие реки России»
тест - задания
Словарь:
Обь (Иртыш), Енисей, Лена. Амур.

ХОД   УРОКА
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Учитель проверяет наличие слуховых аппаратов?
Вопросы учителя:
Какое сегодня число? Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Вы готовы к уроку?
Отработка речевого материала:
Река – это водный поток, протекающий в выработанном углублении. Волга – это река. Ока и Кама – это притоки Волги.
Словарная работа: Река, исток, устье, пойма, русло, речная долина, Европейская часть России.
Опрос:
Тест: (самопроверка теста, учитель читает ответы и дает критерии оценки)
1.Какие из перечисленных рек протекают по европейской части России?
     А) Обь                             В) Енисей
     Б) Волга                          Г) Северная Двина
2. Какую реку называют великой русской рекой?
     А) Дон                                   В) Ока
    Б) Волга                                Г) Кама
3. Назови притоки Волги.
    А) Днепр                               В) Печора
    Б) Ока                                    Г) Кама
  
Задание: покажите на карте реки Европейской части
Какая река европейской части впадает в Каспийское море? Назовите правый и левый приток реки Волги.  
Сообщение об этой реке обучающегося:
 Волга - самая длинная и широкая река Европы - впадает во внутреннее Каспийское море. Словно гигантское дерево раскинула Волга по великой Русской равнине свои ветвистые притоки (Оку и Каму). Волга - равнинная река, течет она не только по лесной зоне, но и по зоне степей. Она судоходна: теплоходы и другие суда перевозят пассажиров и грузы. На ней построены крупные гидроэлектростанции. Для удобства реки в европейской части лесной зоны соединены каналами.
 Физпауза.
Объяснение нового материала.
 Учитель. Сегодня мы продолжим знакомство с реками России, но уже её азиатской части. Россия - это страна величайших речных систем. Длина ряд рек нашей Родины измеряется тысячами километров.        
 Таблица.
                                   КРУПНЕЙШИЕ РЕКИ РОССИИ
                       РЕКИ
        Длина, км

Обь (с Иртышом)
        5 410          

Амур (с Аргунью)
        4 444

Лена
        4 400

Волга
        3 350

Енисей ( сБольшим Енисеем)
       4 092

 
Учитель. Посмотрите на карту азиатской части России, покажем эти реки и правильно прочитаем их названия.
Сообщения обучающихся о реках (с использование дополнительного материала)
                                                 Сообщение о реке Обь
Обь - является самой длинной рекой России. Её длина  с Иртышом равна 5 410 км. Берёт начало с южных склонов горы Белухи, что на Алтае стремительная Катунь, а из Телецкого озера вытекает быстрая Бия. Сливаясь недалеко от города Бийска, эти реки дают начало самой спокойной равнинной реке Сибири - Оби. Протекая  по Западно-Сибирской низменности, Обь принимает множество притоков. Самый главный её приток -  Иртыш. Обь судоходна на всём своём протяжении. Богата река рыбой, особенно в низовье. Более 70 видов рыбы живёт в её водах - это налим, осётр, стерлядь и другие. Впадает Обь в одно из морей Северного Ледовитого океана  Какого?(вопрос ученика к классу)
                                                 Сообщение о Енисее 
Енисей - одна из величайших рек земного шара. В него впадает около 500 притоков. Самый важный приток Енисея - река Ангара. На этих крупных реках построены ГЭС. Красноярская и Саяно- Шушенская на Енисее, на Ангаре - Братская, Иркутская и Усть - Илимская. По Енисею быстро бегут самоходные баржи, катера, моторные лодки. В низовьях реки вереницей тянутся плоты к порту Игарка, где расположены лесопромышленные комбинаты. Впадает могучий Енисей в Карское море.
Сообщение о Лене
 Лена - одна из величайших рек мира. Длина её равна 4 444тыс. км. Беря начало с западного склона Байкальских гор она из маленького ручейка превращается в могучую многоводную реку, принимая на своём пути 250 притоков. По длине она занимает седьмое место в мире. При впадении в море Лаптевых Лена образует гигантскую изрезанную множеством проток дельту. В низовьях и дельте Лены сосредоточены основные рыбные промыслы. Здесь возникли рыбзаводы, которые имеют свой флот, современное оборудование. Лов рыбы ведётся круглый год и летом и зимой.
Река Амур
Величайшей рекой Дальнего Востока является Амур.
Найдите его на карте.
Если Волгу в народе называют «матушкой» то Амур называют «батюшкой».
О нём мы посмотрим в/фильм.
Ваша задача
1.Узнать в какое море впадает Амур?
2. К бассейну какого океана он относится?
3.Чем богаты воды Амура?
Просмотр фильма     и обучающиеся дают ответы на вопросы     
За экраном учитель называет реки, обучающиеся повторяют.                            
Закрепление нового материала.
тест (выполняется устно)
1. Какая из перечисленных рек относится к бассейну Тихого океана?
            А) Енисей                                       В)Индигирка
            Б) Амур                                           Г) Обь
2. Какие из перечисленных рек относится к бассейну Северного Ледовитого океана?  
               А) Лена                                          В) )Енисей
              Б )Амур                                          Г) Обь  
3. Самая длинная река, протекающая по территории лесной зоны России?
              А) Обь                                            В) Енисей
              Б) Амур                                          Г) Ока
Обучающиеся отвечают на вопросы:
Как мы должны относится в водам рек?
Почему человек  должен беречь и охранять воды рек от загрязнения?
Оценивание:
Как говорили? Как слушали? Как работали? (обучающиеся оценивают свою работу на уроке.) Учитель выставляет и комментирует оценки за работу на уроке.
рефлексия
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
На какой реке мы живем?
Комментирование  ответов учащихся и выставление оценок.
Задание на дом: стр.73-74, Реки показать на карте; индивидуальное задание: подготовить пересказ о любой реке.