Статья Туризм как средство формирования культуры здоровья и развития двигательной активности старших дошкольников
Статья: «Туризм как средство формирования культуры здоровья
и развития двигательной активности старших дошкольников»
Павлова Татьяна Викторовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
МКДОУ детский сад № 15
комбинированного вида ГО Богданович
В многообразии факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие растущего организма, организация двигательной деятельности детей дошкольного возраста имеет особое значение. Двигательная активность детей, по мнению многих ученых реализуется лишь на 40-50%.
Рациональный двигательный режим, по мнению Ю.Ф. Змановского, должен включать физические и умственные нагрузки на благоприятном фоне, которые создает, в первую очередь, природное окружение. Зная, что туризм является одним из эффективных средств удовлетворения двигательных и познавательных потребностей человека, в образовательном процессе нами используется технология мини-туризма.
Целью реализации технологии является формирование культуры здоровья дошкольников, развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок спортивной и тренировочной деятельности, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.
На подготовительном этапе внедрения данной технологии основным является создание условий для определения уровня деятельности: анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, теоретическое и практическое изучение проблемы и поиск путей их решения.
На следующем этапе осуществляется теоретическая, физическая подготовка туриста-дошкольника, а также формирование личностных качеств и дружеских отношений. При теоретической подготовке особое внимание уделяется формированию знаний в области туризма, физической культуры, краеведческой, топографической, географической, экологической подготовке и ориентированию на местности.
Физическая подготовка направлена на совершенствование естественных видов движений, развитие основных физических качеств (быстроты, выносливости, силы, гибкости и общих координационных способностей). Сюда включается и деятельность по формированию у дошкольников необходимых умений и навыков в избранном виде туризма.
С целью воспитания интереса к занятиям физической культурой была выстроена система по формированию у детей простейших туристских умений и навыков, специальных знаний: ориентирование на местности, чтение туристической карты и умение составить легенду к ней; иметь представление о компасе и знания о его устройстве и использовании для ориентирования на местности; умение вязать туристические узлы и пользоваться туристической веревкой. Для этого развивающую среду пополнили туристическими атрибутами.
При организации работы с детьми используется все пространство нашего дошкольного учреждения: рекреации, лестницы, залы, групповые помещения. Кроме территории ДОУ постоянно организуются выход на стадион, тренировочные мини-походы в ближайший парк; походы на территорию местных туристических баз. Не стоит забывать и об экскурсиях по микрорайону и по городу.
Прежде всего, туристские прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия, на организм природных факторов. Занятия туризмом (при условии их систематичности) компенсируют так называемый двигательный голод целесообразной двигательной активностью. Регулярные проведения туристических прогулок позволяют активизировать двигательный режим в тех дошкольных учреждениях, которые не располагают для этого богатой материальной базой: бассейном, хорошо оснащенными гимнастическими, спортивными и тренажерными залами и площадками.
Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности.
Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля. Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом, движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.
Однако ценность дошкольного туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Коллективные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.
Литература:
1. Бочарова.Н.И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
2. Завьялова Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учебно-метод. пос. / Т.П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2006.