Календарно-тематическое планирование по учебному предмету Информатика ФГОС, Босова Л.Л.
№ урока Тема урока Содержание Повторение Планируемые результаты Оборудование,
ЭОР Дата
проведения
Предметные МетапредметныеЛичностные 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Техника безопасности и правила работы на компьютере общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником; умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. презентация «Введение» Тема «Информация и информационные процессы»
2 Информация и ее свойства Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информация и ее свойства Информация. Информационные процессы. общие представления об информации и её свойствах; понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал» представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. презентация «Информация и её свойства» 3 Информационные процессы. Обработка информации Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Информационные процессы. Обработка информации Информация. Информационные процессы. общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации понимание значимости информационной деятельности для современного человека презентация «Информационные процессы» 4 Информационные процессы. Хранение и передача информации Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Информационные процессы. Хранение и передача информации Интернет. общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации; понимание значимости информационной деятельности для современного человека. презентация «Информационные процессы» 5 Всемирная паутина как информационное хранилище Интернет. Адресация в сети Интернет. Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.
Всемирная паутина как информационное хранилище Представление информации. представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. презентация «Всемирная паутина» 6 Представление информации Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Алфавит текстов на русском языке.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Представление информации Кодирование информации обобщённые представления о различных способах представления информации; понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми презентация «Представление информации» 7 Дискретная форма представления информации Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Дискретная форма представления информации Кодирование информации представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ. понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов; навыки концентрации внимания презентация «Двоичное кодирование» 8 Единицы измерения информации Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Единицы измерения информации Измерение информации знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения навыки концентрации внимания презентация «Измерение информации» 9 Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы». Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Устройство ПК представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации; основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: "Человек и информация"»;
кроссворд по теме: "Человек и информация";
Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
10 Основные компоненты компьютера и их функции Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Основные компоненты компьютера и их функции Архитектура ПК систематизированные представления об основныхустройствах компьютера и их функциях; обобщѐнные представления о компьютере как
универсальном устройстве обработки информации; понимание роли компьютеров в жизни современного человека;
способность увязать знания об основных возможностях компьютера ссобственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных систорией вычислительной техники. презентация «Основные компоненты компьютера и их функции » 11 Персональный компьютер Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютерные сети. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Персональный компьютер Программное обеспечение ПК знание основных устройств персонального компьютера и их
актуальных характеристик; понимание назначения основных устройств
персонального компьютера; понимание роли компьютеров в жизни современного человека;
способность увязать знания об основных возможностях компьютера ссобственным жизненным опытом. презентация «Персональный компьютер» 12 Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение Программное обеспечение компьютера.
Системное программное обеспечение Программное обеспечение ПК понятие программного обеспечения персонального
компьютера и основных его групп понимание назначения системного программного
обеспечения персонального компьютера; понимание роли компьютеров в жизни современного человека;
понимание значимости антивирусной защиты как важного направления
информационной безопасности. презентация «Персональный компьютер» 13 Системы программирования и прикладное программное обеспечение Системы программирования. Системы программирования и прикладное программное обеспечение Файл. Файловые структуры понятие программного обеспечения персонального
компьютера и основных его групп понимание назначения системного программного
обеспечения персонального компьютера; понимание роли компьютеров в жизни современного человека;
понимание значимости антивирусной защиты как важного направления
информационной безопасности. презентация «Программное обеспечение компьютера» 14 Файлы и файловые структуры Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.). Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер.
Файлы и файловые структуры Интерфейс представления об объектах файловой системы и навыки
работы с ними умения и навыки организации файловой структуры вличном информационном пространствепонимание необходимости упорядоченного хранения
собственных программ и данных презентация «Файлы и файловые структуры» 15 Пользовательский интерфейс Пользовательский интерфейс Формирование изображения на экране монитора понимание сущности понятий «интерфейс»,
«информационный ресурс», «информационное пространство пользователя»; навыки оперирования компьютернымиинформационными объектами в наглядно-графической форме понимание необходимости ответственного отношения кинформационным ресурсам и информационному пространству презентация «Пользовательский интерфейс» 16 Контрольная работа №2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Формирование изображения на экране монитора представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; основные навыки и умения использования
компьютерных устройств; навыки создания личного информационного
пространства; способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личнойответственности за качество окружающей информационной среды интерактивный тест «Компьютер как универсальное устройство для работы синформацией» Тема «Обработка графической информации»
17 Формирование изображения на экране компьютера Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Формирование изображения на экране компьютера Компьютерная графика систематизированные представления о формировании
представлений на экране монитора умения выделять инвариантную сущность внешне
различных объектов способность применять теоретические знания для решения
практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных скомпьютерной графикой презентация «Компьютерная графика» 18 Компьютерная графика Компьютерная графика Текстовый процессор систематизированные представления о растровой и векторной
графике умения правильно выбирать формат (способпредставления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи; знание сфер применения компьютерной графики; способность
применять теоретические знания для решения практических задач; интерес кизучению вопросов, связанных с компьютерной графикой презентация «Формирование изображения на экране компьютера» 19 Создание графических изображений Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Создание графических изображений Форматирование текстовых документов систематизированные представления об инструментах
создания графических изображений; развитие основных навыков и умений
использования графических редакторов умения подбирать и использовать инструментарий длярешения поставленной задачи; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютернойграфикой. презентация «Создание графических изображений» 20 Контрольная работа№3 «Обработка графической информации». Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Измерение информации систематизированные представления об основных понятиях,
связанных с обработкой графической информации на компьютере основные навыки и умения использования инструментов
компьютерной графики для решения практических задач способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеров.демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: "Графическая
информация и компьютер"» Тема «Обработка текстовой информации»
21 Текстовые документы и технологии их создания Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа Текстовые документы и технологии их создания Оценка количественных параметров текстовых документов систематизированные представления о технологиях
подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов
текстовых документов широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания
текстовых документов; умения критического анализа понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. презентация «Текстовые документы и технология их создания» 22 Создание текстовых документов на компьютере Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа Создание текстовых документов на компьютере Оценка количественных параметров текстовых документов представления о вводе и редактировании текстов как этапах
создания текстовых документов широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создани ятекстовых документов; навыки рационального использования имеющихся
инструментов; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. презентация «Создание текстовых документов на компьютере» 23 Прямое форматирование Прямое форматирование Оценка количественных параметров текстовых документов представление о форматировании текста как этапе создания
текстового документа; представление о прямом форматировании широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания
текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся
инструментов понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма презентация «Форматирование текста» 24 Стилевое форматирование Стилевое форматирование. Технология мультимедиа представление о форматировании текста как этапе создания
текстового документа; представление о стилевом форматировании;
представление о различных текстовых форматах широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания
текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся
инструментов; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма презентация «Форматирование текста» 25 Визуализация информации в текстовых документах Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др Визуализация информации в текстовых документах Технология мультимедиа умения использования средств структурирования и
визуализации текстовой информации широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания
текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся
инструментов понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков создания текстовых документов. презентация «Визуализация информации в текстовых документах» 26 Распознавание текста и системы компьютерного перевода Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Распознавание текста и системы компьютерного перевода Технология мультимедиа навыки работы с программным оптического распознавания
документов, компьютерными словарями и программами-переводчиками; широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для работы стекстовой информацией; понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков работы с программным обеспечением,
поддерживающим работу с текстовой информацией презентация «Инструменты распознавания текстов и компьютерного
перевода» 27 Оценка количественных параметров текстовых документов Оценка количественных параметров текстовых документов Компьютерные презентации знание основных принципов представления текстовойинформации в компьютере; владение первичными навыками оценки
количественных параметров текстовых документов; умения выделять инвариантную сущность внешне
различных объектов способность применять теоретические знания для решения
практических задач презентация «Оценка количественных параметров текстовых документов» 28 Оформление реферата История вычислительной техники История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.
Оформление реферата История вычислительной техники Звуковая информация умения работы с несколькими текстовыми файлами; умения
стилевого форматирования; умения форматирования страниц текстовых
документов широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для создания
текстовых документов; навыки оформления реферата понимание социальной, общекультурной роли в жизни
современного человека навыков создания текстовых документов накомпьютере. 29 Контрольная работа №4 «Обработка текстовой информации». Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Звуковая информация систематизированные представления об основных понятиях,
связанных с обработкой текстовой информации на компьютере; основные навыки и умения использования инструментов
создания текстовых документов для решения практических задач способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеровТема «Мультимедиа»
30 Технология мультимедиа Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.
Технология мультимедиа Алгоритм систематизированные представления об основных понятиях,
связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные
параметры мультимедийных объектов умение выделять инвариантную сущность внешне
различных объектов; способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеровпрезентация «Технология мультимедиа» 31 Компьютерные презентации Компьютерные презентации Алгоритм систематизированные представления об основных понятиях,
связанных с компьютерными презентациями основные навыки и умения использования инструментов
создания мультимедийных презентаций для решения практических зад ачспособность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеровпрезентация «Компьютерные презентации» 32 Создание мультимедийной презентации Создание мультимедийной презентации Формы записи алгоритмов систематизированные представления об основных понятиях,
связанных с компьютерными презентациями; основные навыки и умения использования инструментов
создания мультимедийных презентаций для решения практических задач; способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеров33 Контрольная работа №5 «Мультимедиа». Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа Исполнители систематизированные представления об основных понятиях,
связанных с мультимедийными технологиями навыки публичного представления результатов своейработы способность увязать знания об основных возможностях
компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам,
связанным с практическим применением компьютеровИтоговое повторение
34 Основные понятия курса Основные понятия курса Графические исполнители систематизированные представления об основных понятиях
курса информатики навыки эффективной работы с различными видами
информации с помощью средств ИКТ понимание роли информатики и ИКТ в жизни современногочеловека 35 Итоговое тестирование Итоговое тестирование Графические исполнители систематизированные представления об основных понятиях
курса информатики навыки эффективной работы с различными видами
информации с помощью средств ИКТ понимание роли информатики и ИКТ в жизни современногочеловека