Рабочая программа, «Информатика и ИКТ» для 10 (базовый уровень) класса, автор Семакин И.Г.
-266700-2339340 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
муниципального образования
«город Десногорск» Смоленской области
216400 Смоленская область г. Десногорск, тел./факс (48153) 7-17-95
E-mail:dssh4@yandex.ru
«Рассмотрено» Руководитель ШМО
________/_______________/
Протокол № от «___» ___________ 20 г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МБОУ «СШ №4»
_________/_______________/
«___»_____________ 20 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «СШ №4»
_________/_______________/
Приказ №
«___ »___________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Информатика и ИКТ»
Сологубова Николая Геннадьевича
учителя информатики
10 Б, 10В классы
Базовый уровень
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели и задачи изучения курса:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи изучения курса:
Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Учебно-методические средства обучения
Состав УМСО «Информатика и ИКТ» для 10 (базовый уровень) класса, автор Семакин И.Г.
И.Г. Семакин. Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю Шеина. – 5-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний,2015. – 264 с.:ил.
Материалы авторской мастерской Семакина И.Г. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Обоснование отбора содержания
Обоснование выбора УМСО
Выбор УМСО обусловлен тем, что учебник Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ» продолжает непрерывный курс информатики и ИКТ начатый в начальной школе и продолжающийся в основной школе.
Основания для составления рабочей программы
Рабочая программа составлена в соответствии с программой по информатике и ИКТ к учебнику 10 класса И.Г. Семакин. Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю Шеина. – 5-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний,2015. – 264 с.:ил.
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ для среднего общего образования составлена на основании следующих обязательных нормативных документов:
Основной образовательной программой МБОУ «СШ № 4» г. Десногорска;
Учебным планом -266700-2339340 «СШ № 4» г. Десногорска, в соответствии с которым предмет «Информатика и ИКТ» в 10 классах изучается на базовом уровне и составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые предметные результаты освоения курса «Информатика и ИКТ» в 10 классе, базовый уровень.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в школе отражают:
Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знанием основных конструкций программирования
умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
Владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности.
№ п/пОсновные разделы курса Всего часов В том числе
Практические работы Контрольные работы
1 Введение. Структура информатики 1 - -
2 Информация 15 5 1
3 Информационные процессы 14 2 1
4 Программирование 36 9 1
5 Резерв учебного времени 4 - -
Итого 68 16 3
Тема Основное содержание по темам Характеристика деятельности ученика. Формы организации учебных занятий.
Тема 1. Введение. Структура информатики. Техника безопасности Введение. Структура информатики. Понятие информации
Аналитическая деятельность:
в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
из каких частей состоит предметная область информатики
· Фронтальная;
Тема 2. Информация. Представление информации
Три философские концепции информации, понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Язык представления информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо.
Аналитическая деятельность:
три философские концепции информации
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
что такое язык представления информации; какие бывают языки
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
понятия «шифрование», «дешифрование».
· Фронтальная;
· Коллективная;
Тема 3. Измерение информации.
Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации, связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения.
Аналитическая деятельность:
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
определение бита с алфавитной т.з.
связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
определение бита с позиции содержания сообщения
Практическая деятельность:
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
выполнять пересчет количества информации в разные единицы
· Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 4. Представление чисел в компьютере
Основные принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. Принципы представления вещественных чисел Аналитическая деятельность:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
Практическая деятельность:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- определять по внутреннему коду значение числа
· Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере
Элементы текста и способы их форматирования. Кодовые таблицы представление изображения; цветовые модели. В чем различие растровой и векторной графики. Дискретное (цифровое) представление звука
Аналитическая деятельность:
- способы кодирования текста в компьютере
- способы представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- способы дискретного (цифрового) представление звука
Практическая деятельность:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи
· Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 6. Хранения и передачи информации
Способы хранение информации. Основные носители информации.
Модель передачи информации Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Шум, защита от шума
Аналитическая деятельность:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Практическая деятельность:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
· Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 7. Обработка информации и алгоритмы
Варианты обработки информации. Свойства алгоритмов Аналитическая деятельность:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
Практическая деятельность:
- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой
· Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 8. Автоматическая обработка информации
Модель машины Поста Аналитическая деятельность:
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Практическая деятельность:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста · Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 9. Информационные процессы в компьютере Модель машины Поста
Архитектура ЭВМ. Основные принципы устройства ЭВМ Неймана. Однопроцессорная архитектура ЭВМ
Архитектура ПК. Принцип открытой архитектуры ПК.
Аналитическая деятельность:
- этапы истории развития ЭВМ
- что такое неймановская архитектура ЭВМ
- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)
- архитектуру персонального компьютера
- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров · Фронтальная;
· Коллективная;
Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование Этапы решения задачи на ПК.Понятие алгоритма. Данные и величины. Типы данных.
Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. Эволюция программирования. История создания языка Паскаль. Структура процедурных языков программирования высокого уровня. Структура программы на Паскале Аналитическая деятельность:
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
- система команд компьютера
- классификация структур алгоритмов
- основные принципы структурного программирования
Практическая деятельность:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц · Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 11. Программирование линейных алгоритмов
Алфавит языка. Типы данных. Типы пользователя: перечисляемы и ограниченный тип данных. Арифметические операции, арифметические выражения. Операторы ввода вывода.
Линейные программы Аналитическая деятельность:
- систему типов данных в Паскале
- операторы ввода и вывода
- правила записи арифметических выражений на Паскале
- оператор присваивания
- структуру программы на Паскале
Практическая деятельность:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале · Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений
Высказывание, логические величины, логические операции. Логические выражения на Паскале. Оператор условного перехода IF (полная и неполная форма) Аналитическая деятельность:
- логический тип данных, логические величины, логические операции
- правила записи и вычисления логических выражений
- условный оператор IF
- оператор выбора select case
Практическая деятельность:
- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления · Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 13. Программирование циклов
Цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром. Структура вложенных циклов. Итерационные циклы. Аналитическая деятельность:
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом
- операторы цикла while и repeat – until
- оператор цикла с параметром for
- порядок выполнения вложенных циклов
Практическая деятельность:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром
- программировать итерационные циклы
- программировать вложенные циклы · Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 14. Подпрограммы
Процедуры и функции. Правило работы Аналитическая деятельность
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы
- правила описания и использования подпрограмм-функций
- правила описания и использования подпрограмм-процедур:
Практическая деятельность:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы
- описывать функции и процедуры на Паскале
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам · Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 15. Работа с массивами
Массивы. Основные параметры массива: имя, индекс, значение ввод, вывод и обработка массива Аналитическая деятельность:
- правила описания массивов на Паскале
- правила организации ввода и вывода значений массива
- правила программной обработки массивов
Практическая деятельность:
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др. · Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Тема 16. Работа с символьной информацией
Основные функции для работы с символьными значениями. Аналитическая деятельность:
- правила описания символьных величин и символьных строк
- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией
Практическая деятельность:
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов
· Фронтальная;
· Коллективная;
· Групповая (парная);
· Индивидуальная;
Таблица календарно-тематического планирования по курсу «Информатика и ИКТ» на 10 класс (базовый уровень), 2016 - 2017 учебный год
№ п/п№ Фактич. Дата Количество часов Тема урока Корректировка
Введение. Структура информатики (1 час)
1 1 Техника безопасности. Введение. Структура информатики. Раздел 1. Информация ( 15 часов)
2 1 Информация 3 1 Представление информации 4 1 Кодирование информации. Решение задач на шифрование данных. ПР №1. 5 1 Измерение информации. Алфавитный подход. 6 1 Измерение информации. Содержательный подход. Решение задач на измерение информации. 7 1 Решение задач на измерение информации 8 1 Решение задач на измерение информации. ПР №2. 9 1 Представление чисел в компьютере. Целые числа 10 1 Представление целых чисел в компьютере. Решение задач на системы счисления. 11 1 Вещественные числа 12 1 Представление вещественных чисел в компьютере Решение задач на системы счисления. ПР№3 13 Представление текста в компьютере.
Практическая работа № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов». Техника безопасности 14 1 Представление изображения в компьютере Практическая работа № 5 «Представление изображения и звука». Техника безопасности 15 1 Представление звука в компьютере Практическая работа № 5 «Представление изображения и звука». Техника безопасности 16 1 Контрольная работа №1 по теме «Информация» Раздел 2. Информационные процессы (14 часов)
17 1 Хранение и передача информации 18 1 Обработка информации 19 1 Алгоритмы
Практическая работа № 6«Управление алгоритмическим исполнителем». Техника безопасности 20 1 Алгоритмы
Практическая работа № 6«Управление алгоритмическим исполнителем». Техника безопасности 21 1 Автоматическая обработка информации.
Свойства алгоритмической машины. 22 1 Автоматическая обработка информации. Алгоритмическая машина Поста. 23 1 Автоматическая обработка информации. Практическая работа № 7 «Автоматическая обработка данных»
Техника безопасности. 24 1 Автоматическая обработка информации. Практическая работа № 7 «Автоматическая обработка данных» Техника безопасности. 25 1 Информационные процессы в компьютере 26 1 Архитектура ненеймановских вычислительных систем 27 1 Проект: выбор конфигурации компьютера 28 1 Проект: выбор конфигурации компьютера 29 1 Проект: выбор конфигурации компьютера 30 1 Контрольная работа №2 по теме «Информационные процессы» Раздел 3. Программирование (35 часов)
31 1 Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. 32 1 Структурное программирование. 33 1 Элементы языка Паскаль и типы данных 34 1 Операции, функции, выражения. Практическая работа № 8 «Программирование линейных алгоритмов». Техника безопасности. 35 1 Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Практическая работа № 8 «Программирование линейных алгоритмов». Техника безопасности. 36 1 Логические величины, операции, выражения. 37 1 Логические величины, операции, выражения. Практическая работа № 9 «Программирование логических выражений». Техника безопасности 38 1 Программирование ветвлений. Практическая работа № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов». Техника безопасности 39 1 Пример поэтапной разработки программы решения задачи 40 1 Программирование циклов 41 1 Программирование циклов. Практическая работа № 11 «Программирование циклических алгоритмов». Техника безопасности 42 1 Вложенные и итерационные циклы. Практическая работа № 11 «Программирование циклических алгоритмов». Техника безопасности 43 1 Вложенные и итерационные циклы Практическая работа № 11 «Программирование циклических алгоритмов». Техника безопасности 44 1 Вложенные и итерационные циклы Практическая работа №11 «Программирование циклических алгоритмов». Техника безопасности 45 1 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы 46 1 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Практическая работа № 12 «Программирование с использованием подпрограмм». Техника безопасности 47 1 Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Практическая работа № 12 «Программирование с использованием подпрограмм». Техника безопасности 48 1 Массивы 49 1 Массивы. Практическая работа № 13 «Программирование обработки одномерных массивов». Техника безопасности 50 1 Массивы. Практическая работа № 13 «Программирование обработки одномерных массивов». Техника безопасности 51 1 Типовые задачи обработки массивов 52 1 Типовые задачи обработки массивов Практическая работа № 14 «Программирование обработки двумерных массивов». Техника безопасности 53 1 Типовые задачи обработки массивов Практическая работа № 14 «Программирование обработки двумерных массивов». Техника безопасности 54 1 Типовые задачи обработки массивов Практическая работа № 14 «Программирование обработки двумерных массивов». Техника безопасности 551 Организация ввода-вывода данных с использованием файлов 56 1 Организация ввода-вывода данных с использованием файлов. Решение задач на организацию ввода-вывода данных с использованием файлов Техника безопасности 57 1 Организация ввода-вывода данных с использованием файлов Решение задач на организацию ввода-вывода данных с использованием файлов. Техника безопасности 58 1 Работа с символьной информацией 59 1 Работа с символьной информацией Практическая работа №15 «Программирование обработки строк символов». Техника безопасности. 60 1 Строки символов 61 1 Строки символов Практическая работа №15 «Программирование обработки строк символов». Техника безопасности 62 Комбинированный тип данных 63 1 Комбинированный тип данных 64 1 Комбинированный тип данных. Практическая работа № 16 «Программирование обработки записей».Техника безопасности 65 1 Комбинированный тип данных. Практическая работа № 16 «Программирование обработки записей».Техника безопасности 661 Контрольная работа №3 по теме «Программирование» Резерв учебного времени (2 часа)
67,68, 2