Рабочая программа по предмету Чтение с листа в классе специального фортепиано


Муниципальное районное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Званновская детская школа искусств








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства

«ФОРТЕПИАНО»

Программа по предмету по выбору

«Чтение с листа »






















Званное
2015 г.


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Методы обучения;

II. Содержание программы и годовые требования
Годовые требования по классам;

Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

V. Методическое и материально-техническое обеспечение.
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы;
Список рекомендуемой методической литературы;



I.Пояснительная записка.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Рабочая программа по предмету по выбору «Чтение с листа» является составной частью Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
Срок реализации учебного предмета 7(8) лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
Занятия по предмету по выбору «Чтение нот с листа» проводятся в объеме определенном учебными планами МКОУДО «Званновская ДШИ»
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
Количество учебных недель:
- в 1 классе-33 учебные недели;
- во 2-7(8) классах-34 учебные недели.
Форма проведения учебных аудиторных занятий в классе является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.
Продолжительность урока в 1 классе-30 минут, во 2-7(8) классах- 40 минут.
Основная цель учебного предмета – пробудить у учащегося любовь к музыке,  научить его слушать и чувствовать музыку, эмоционально реагировать на музыкальные образы, обогатить его духовный мир.  Основные задачи, решаемые в ходе реализации программы: обучить элементарным навыкам чтения с листа нотного, развить слух, привить навыки самостоятельной работы.    
Ключевой задачей предмета по выбору «Музыкальный инструмент гитара» является приближение обучения данному предмету к запросам учащихся и их родителей.
Необходимо так построить учебный процесс, чтобы овладение основами игры на музыкальном инструменте нашли свое практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Используя  различные виды уроков (познавательный, ознакомительный, комплексный) и методы обучения (слуховая наглядность, исполнительский показ, прослушивание видео и аудио записей), преподаватель должен уделять постоянное внимание развитию творческого потенциала ребенка.
     Основное средство воспитания, обучения и развития – исполнительский репертуар, который формируется на основе принципа усложнения педагогических, технических и художественных задач – «от простого к сложному».
Ключевой задачей предмета «Чтение нот с листа» является приближение обучения данному предмету к запросам учащихся и их родителей.

II.Содержание программы и годовые требования.
Начало работы с учеником по закладыванию основ и овладению простейшими приемами чтения, относятся к самым первым урокам на стадии донотного периода, к этапу формирования элементарных слуховых представлений, знакомство с клавиатурой и изучение элементов нотописи.
Успешность дальнейшей работы во многом зависит от грамотности начального этапа обучения. От того, как формируется начальные игровые и аппликатурные навыки, по какому пути пойдет знакомство с клавиатурой, какую систему изучения звуковысотной записи изберет педагог, какие приемы овладения метроритмом он использует, зависит качество и надежность формирования практических навыков чтения нот, а также перспективы совершенствования этой способности.
Как и в любой работе, только регулярность, последовательность и системность могут привести к положительным результатам.
Педагогу необходимо помнить, что на всех этапах работы в предлагаемом ученику для чтения музыкальном материале, не должно быть неосвоенных им графических, метроритмических, мелодических, ладотональных, технических и других трудностей.
Только доступность читаемой музыки может привести к воспитанию таких необходимых качеств, как слышание зрительно воспринимаемого текста, зрительно-слуховое опережение исполняемого, схватывание законченных или относительно законченных структурных единиц, безостановочность исполнения и др.
В процессе развития навыка чтения нот с листа в процессе обучения игре на фортепиано необходимо использовать следующие методы активизации слуха, мышления и быстроты восприятия текста при его исполнении:
а) предварительное просматривание текста глазами по следующему плану:
определение размера пьесы, единицы движения, соотношения длительностей;
определение тональности, знаков альтерации;
анализ мелодии;
просмотр или выбор аппликатуры, позиционная группировка пальцев;
анализ сопровождения;
прослушивание, проигрывание пьесы внутренним слухом.
б) озвучивание текста целиком, без остановок:
концентрация внимания;
забегание глазами вперёд на один–два такта;
навыки игры не глядя на клавиатуру;
достижение художественной задачи
поступенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с листа.
В процессе формирования и развития навыка чтения нот с листа у начинающих музыкантов важно соблюдение следующих методических условий:
а)  звукоряды пьес и песен разрастаются постепенно;
б) использование самых разных ритмических, тональных и мелодических вариантов звукорядов;
в) в фактурном отношении целесообразней начинать с простейшей формы многоголосия, опираясь на подобие партий рук и их поочередному звучанию;
г) на следующем этапе постепенно добавляются такие типы изложения как простейшая гомофония, параллельное движение в октаву, противоположное изложение;
д) аппликатурные обозначения начального нотного материала для усвоения основных пальцевых последований должны быть выдержаны в пределах одной позиции;
е) необходимо предусмотреть прочное усвоение наиболее характерных, «типовых» ритмических оборотов;
ж) композиционное строение пьес следует постепенно усложнять - от точных повторов мотивов и фраз к вариантным повторам, а затем к простейшему периоду.
Годовые требования по классам
1 класс.

В первом полугодии – развивать технику чтения на основе «графического видения» текста. Уметь читать с листа: однострочное одноголосие, причем вся мелодия исполняется либо правой, либо левой рукой.
Второе полугодие – приобретать навыки чтения на один такт вперед одноголосных пьес с переходом из руки в руку без скачков и смены позиций, в тональностях до одного знака включительно. Изучать и отрабатывать ритмические группы (структуры) классического и джазового направления.
Играть несложные первые партии в ансамбле с педагогом.

2 класс.

Продолжать развивать навыки восприятия «графического» текста и ритмических структур.
Чтение с листа мелодий:
- с переходом из руки в руку;
- из скрипичного ключа в басовый и наоборот;
- с аккомпанементом в виде опорного басового звука T,S,D или квинты («бурдона»);
- несложных первых партий в ансамблях с педагогом.

3 класс.

Чтение с листа пьес:
- с гибким рисунком в тесном расположении, со скачками в интервалах от терции до октавы;
- с включением аккордов с обращениями в ритмически несложных конструкциях;
- с противоположным и параллельным движением рук;
- с несложным аккордовым аккомпанементом из трезвучий главных ступеней лада;
- ансамблевых партий в ансамбле с педагогом;
- с использованием тональностей до 2-х знаков включительно.
Чтение песенных мелодий с буквенным обозначением аккордов, используя в аккомпанементе элементарные варианты разложенных трезвучий и их обращений.

4 класс.

Продолжать развивать навыки «графического» восприятия нотного текста – зрительно определять (до проигрывания текста) повторяющиеся фразы, части, секвенции, определять тип поступенного движения, тип арпеджио, структуру фактуры и т.д.
Чтение с листа пьес:
- простой фактуры с несложным ритмическим рисунком;
- с включением случайных знаков альтерации;
- различных партий ансамблей;
- с аккомпанементом в виде разложенных трезвучий, вальсового типа и т.п.
Чтение песенных мелодий с буквенным обозначением аккордов, используя в аккомпанементе элементарные варианты разложенных трезвучий и их обращений.

5 класс.

Чтение с листа пьес:
- различной фактуры – мелодической, аккордовой, с элементами полифонии;
- в тональности до 3-х знаков включительно;
- ансамблевых партий;
- не сложного аккомпанемента к инструментальным или вокальным партиям;

6 класс.

Чтение с листа пьес:
- различной фактуры – мелодической, аккордовой, с элементами полифонии;
- в тональности до 4-х знаков включительно;
- более сложных ансамблевых партий;
- фактурного аккомпанемента к инструментальным или вокальным произведениям;



7 класс.

Чтение с листа пьес:
- различной фактуры – мелодической, аккордовой, с элементами полифонии;
- в тональности до 4-х знаков включительно;
- ансамблевых партий;
- более сложного аккомпанемента к инструментальным или вокальным произведениям.

8 класс. (профориентационный)

В восьмом классе учащийся совершенствует свое мастерство в усвоении тех задач, которые были поставлены в седьмом классе.

Ш.Формы и виды контроля, система оценок.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Контроль осуществляется на контрольных и открытых уроках, согласно утвержденным методобъединением графика, не реже одного раза в полугодие.
Требования к контрольным урокам вырабатываются ежегодно и утверждаются на заседании методического объединения
Основными видами контроля успеваемости является:
-текущий контроль успеваемости учащегося;
-наблюдение за ребенком;
-контроль в процессе индивидуальной работы;
-беседа;
-самостоятельная работа;
-опрос.
Промежуточная аттестация – контрольный урок 2 раза в год:
I – декабрь
II – апрель
Результаты контрольного урока оцениваются по пятибалльной системе.
Подведение итогов реализации предмета «Чтение с листа» осуществляется по результатам итогового контрольного урока в конце 8 класса.
Итоговая отметка выводится, как среднеарифметическая путем суммирования годовых отметок, результатов дифференцированных промежуточных контрольных проверок, отметки по итоговому контрольному уроку.
Критерии оценки:
Критериями в оценке по чтению с листа являются:
-непрерывность чтения,
-степень быстроты осознания текста и реакция – отклика рукой,
-проникновение в художественный образ произведения,
-грамотность и точность прочтения текста.
«5» ( отлично) – Точное выполнение всех пунктов.
«4» (хорошо)– Выполнение трех пунктов.
«3»(удовлетворительно) – Выполнение двух пунктов.
Контрольные уроки рекомендуется проводить в классном порядке или в форме конкурса, что способствует более свободному исполнению программы и повышает заинтересованность учащихся в изучении данного предмета

IV.Требования к уровню подготовки обучающихся

Способность чтения нот с листа является комплексной и включает в себя ряд взаимосвязанных умений. Основными из них являются:
Умение видеть и понимать нотную запись.
Умение слышать видимый текст внутренним слухом и переживать его эмоциональный смысл.
Умение играть по слуху на основе внутренних слуховых представлений.
Умение видеть и «понимать» клавиатуру инструмента, представлять топографию созвучий и звуковысотных линий во всех ладах и тональностях.
Свободно читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации (классические, джазовые, эстрадные).
По истечению курса обучения учащийся должен уметь свободно читать текст с листа по трудности на два класса ниже, уметь проводить анализ формы и структуры произведений, определять тональный план, выбирать аппликатуру, позиционную группировку пальцев, определять размер, выстраивать динамику.
Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знание музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.
Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте.

V.Методическое и материально техническое обеспечение
Методические рекомендации педагогическим работникам
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Чтение с листа" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

VI.Рекомендуемая учебно-методическая литература.

Бережанский П.Н. Круг чтения. Вып. 1,2,3,4,5,6.
Брянская Ф., Ефимова Э., Ляховицкая С. Пособие по чтению с листа на фортепиано. Л., 1969;
Гитлиц В. Пособие по чтению с листа на фортепиано. М., 1967;
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. – графическая система «бусы»;
Тимакин Е. Воспитание пианиста.
О. Катарина «Фортепианная техника в удовольствие» в 7 частях,  2006 г.
Т.Камаева и А.Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано», издательство «Москва. Классика – XXI век», 2007 г.
Т. Юдовина-Гальперина сборники «Большая музыка - маленькому музыканту», издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г. под редакцией О. Геталовой в пяти альбомах по классам.
Е. Гнесина «Фортепианная азбука». Изд-во Москва. «Сов. Композитор» 1981 г.
М. Глушенко «Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып. 1 для 1-2 года обучения, изд-во «Ленинград. Музыка» 1988 г.
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.
О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью». Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.
Е. Туркина «Котёнок на клавишах» ч.1, ч.2, ч.3. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 1999 г.
Э.Ш. Тургенева «Музыкальная поляна». Пособие для начинающих играть на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Москва. Владос» 2002 г.
И.М. Рябов, С.И.Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 классы. Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1988 г.
А.Батагова, Е.Орлова «Пособие по чтению нот с листа для фортепиано» вып. 1. Изд-во «Москва. Сов. Композитор» 1976 г.
И.С.Королькова «Я буду пианистом». Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Ростов - на - Дону.  Феникс» 2008 г.
В. Шульгина, Н. Маркевич «Юным пианистам». Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1985 г.
Э. Тургенева и А. Малюкова «Пианист-фантазер» в двух частях
И. Лещинская, В. Пороцкий «Малыш за роялем». Изд-во «Москва. Сов. Композитор» 1989 г.
Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова «Альбом ученика пианиста»
А. Николаева «Школа игры на фортепиано»
Сборник «Музицирование для детей и взрослых»  в трех выпусках, 2007 г.
С. Ляховицкая «Задание для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах ДМШ. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1979 г.
Л.П. Криштоп «Школа юного пианиста». Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2004 г.
С.И.Голованова «Первые шаги». Сборник для начинающих, часть 2, Москва 2000 г.
 В.Агафонников «Музыкальные игры». 27 пьес для начинающего пианиста. Москва «Сов. Композитор» 1991 год. (почти все пьески со словами)
 Н.Соколова «Ребёнок за роялем». Москва «Музыка» 1983 г. (все ансамбли со словами, программные и красочно оформлены)
 Т.Яковлева «Лёгкие пьесы для чтения с листа для фортепиано в 4 руки». Изд-во – Москва «Сов. Композитор» 1975 г.
Т. И. Смирнова «Allegro». Интенсивный курс фортепиано. Пособие для преподавателей, детей и родителей в трех частях» Москва 1996 г.







Заголовок 1 Заголовок 315