Конспект занятия по татарскому языку «Кунакларны сыйлау» («Угощение гостей») с детьми средней группы
Конспект занятия по татарскому языку «Кунакларны сыйлау» («Угощение гостей»)
с детьми средней группы
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая и двигательная деятельность.
Цель: закрепление пройденного лексического материала по темам «Гаилә», “Ашамлыклар”, а также ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкции в известных игровых ситуациях.
Задачи:
1. Образовательные:
- активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие;
- способствовать умение составлять мини-диалоги в речевых ситуациях.
2. Развивающие:
- продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу;
- развивать и стимулировать память, внимание, мышление, самостоятельно выполнять задания, умения общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;
- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность; доброжелательность и выдержку;
- воспитывать интерес к изучению татарского языка,
Дидактическое обеспечение занятия:
Для воспитателя: проектор, ноутбук, ИКТ игры для детей 4-5 лет, демонстрационный и раздаточный материал, дидактическая игра «Җиләк-җимешләр белән сыйла», муляжи продуктов.
Для детей: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Әби-бабай».
Предварительная работа: создание языковой среды, составление конспекта, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и танца «Шома бас».
Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме «Гаилә», “Ашамлыклар”.
Ход занятия
І. Организационный момент
Воспитатель: Исәнмесез!
Дети: Исәнмесез!
Воспитатель: Хәлләр ничек?
Дети: Әйбәт, рәхмәт.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости и они хотят послушать как мы с вами умеем разговаривать на татарском языке! Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Исәнмесез!
Гости: Исәнмесез!
Воспитатель: И спросим как у них дела?
Дети: Хәлләр ничек?
Гости: Әйбәт,рәхмәт!
Воспитатель: Вот и поздоровались. А сейчас, давайте представимся.
1.Уен ситуациясе « Син кем?» Мин-Резида Амировна, мин - тәрбияче. Син кем? ...
Дети: Мин- Никита, мин - малай. Син кем? ...
Воспитатель: Әфәрин, булдырдыгыз, балалар!
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, спросите кто там? (Кем анда?)
Мин – әби, мин – бабай.
Воспитатель:Пригласите бабушку и предложите сесть бабушке. (Эби, кил монда, утыр), теперь позовите дедушку. Бабай, кил монда, утыр.
Әби, бабай: Рәхмәт.
ІІ. Основная часть.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
Әби, бабай керәләр: «Исәнмесез, балалар! Здравствуйте ребята. Мы знаем, что вы начали изучать татарский язык, и решили прийти к вам в гости и проверить на сколько хорошо вы знаете татарский язык. У нас для вас есть несколько заданий. Вы готовы к испытаниям?
-Да!
- Вот вам тогда первое задание.
Воспитатель: Балалар, матур утырабыз, төз утырабыз. Әби-бабай, покажите нам ваши задания. Слушаем первое задание, будьте внимательны!
2.Уен ситуациясе : “Әйе-юк” (“Да-нет”)
Бу әни?
Әйе, бу әни.
Бу бабай?
Юк, бу малай....
Рәсемнәр күрсәтү, балаларның җавабы. Показ рисунков, ответы детей.
Воспитатель: Ребята как вы думаете мы справились с этим заданием?
Дети: Әйе!
Воспитатель: Әби, бабай, вам понравились ответы детей.
- Әйе, әйбәт! И вот вам второе задание.
Воспитатель: Теперь слушайте следующее задание.
3.Уен ситуациясе “Дустыңны сыйла” (“Угости друга”). Чтобы вспомнить диалог послушаем аудиозапись 34
Сейчас Никита угостит Дарину яблоком.
Исәнме, Дарина!
Исәнме, Никита!
Хәлләр ничек, Дарина?
Рәхмәт, әйбәт!
Хәлләр ничек, Никита?
Рәхмәт, әйбәт!
Мә, Дарина алма, аша.
Рәхмәт, Никита, алма тәмле.
Сау бул, Дарина.
Сау бул, Никита.
Воспитатель:Әйбәт балалар, утырыгыз. Теперь угостим наших гостей, дедушку и бабушку. Полина, угости дедушку хлебом. Афәрин, Полина...
А сейчас мы покажем дедушке и бабушке, как мы умеем танцевать татарский танец.
5.Танец «Шома бас»
Әби, бабай вам понравился наш танец?
6.Сейчас садимся за столы.
Воспитатель: Следующее задание будет таким. Пригласи всех членов семьи домой и угости фруктами.
Интерактив тактада эшләү. Уен “Өйгә чакыр”. Работа на интерактивной доске. Игра “Пригласи в дом”.
Воспитатель: Давайте посмотрим следующее задание. Здесь ребята, вам нужно будет позвать всех членов семьи домой. Бу кем?
Дети: Бабай (әби, әти, әни, кыз, малай).
Воспитатель: Позови его.
Дети: Бабай ,(әби, әти, әни, кыз, малай) кил монда.
Воспитатель: Вы справились с заданием?
Дети: Әйе!
6.Работа в тетрадях. Слушайте задание внимательно. («Угости членов семьи фруктами») «Җиләк-җимешләр белән сыйла».
Соедини рисунки по заданию.
Әни, мә банан, аша.
Тима угости мальчика.
Софья угости маму.
Элина угости девочку.
Әйбәт, балалар! Молодцы, дети, вы правильно ответили на все .
Әби, бабай, как вам наши дети? Они хорошо знают татарский язык?
Әби, бабай:Да, какие они молодцы! Нам они очень понравились…
Воспитатель: Что мы скажем нашим гостям?
- Рәхмәт, әби! Рәхмәт, бабай! Сау булыгыз!
Воспитатель: Вы сегодня все молодцы! Чем мы занимались? Что вам особенно понравилось?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Вы мне сегодня понрвились ребята, Афәрин!
Воспитатель: Давайте попращаемся с гостями.
Дети: Сау булыгыз!
УГОСТИ ФРУКТАМИ.
1. Назови кого ты видишь на рисунке.
2. Соедини рисунки по заданию: “Әти , мә алма, аша” .
Речевой образец: “Әни , мә банан, аша” . “Кыз, мә груша, аша” . “Малай , мә виноград, аша”