Бинарный урок по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»


Бинарный урок по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»
Цели урока:
1. Закрепить знания учащихся по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», полученные в начальной школе на примере стихотворения Некрасова «Крестьянские дети».
2. Закрепить пунктуационные правила по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», «Прямая речь».
3. Обогащать словарный запас детей, формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
4. Познакомить с биографией Н.А. Некрасова и его стихотворением «Крестьянские дети»
5. Воспитывать любовь к русскому языку и литературе
1. Организационный момент.
2. Новая тема.
2.1. Запись под диктовку предложения
Николай Александрович Некрасов – великий русский поэт. 10 декабря исполнилось 190 лет со дня его рождения.
- Объясните постановку знака препинания.
- Укажите существительное, которое соответствует схеме
- Докажите, что это слово существительное.
- Найдите в этих предложениях существительные, которые отвечают на вопрос что? А теперь существительные, которые отвечают на вопрос кто? Почему эти существительные отвечают на разные вопросы?
- Докажите, что слово поэт существительное.
- 190 лет. Это много или мало? Если человека помнят после смерти более века, значит, он оставил добрый след, а что вы знаете о Некрасове?
2. 2. Слово учителя о Некрасове.
- «Нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились бы ниже, чем перед памятью Некрасова», - так сказал Луначарский о поэте. Детство Некрасова прошло на берегу Волги, великой русской реки, недалеко от Ярославля в селе Грешнево. Детство его было невесёлое: отец – помещик, грубый человек – жестоко обращался с крестьянами, притеснял домашних, обижал жену. Маленький Некрасов не любил отца, боялся его. Он видел, как часто плакала мать от обиды на отца, и очень жалел и любил её. Мальчик часто убегал из мрачного дома к крестьянским ребятишкам, хотя отец и запрещал ему играть с ними. А мама радовалась тому, что мальчик живёт в дружбе с деревенскими ребятами, узнаёт их простую, трудовую жизнь, их печали и радости. Вместе со своими товарищами зимой катался он с гор, играл в снежки, летом ходил в лес по грибы и ягоды. Ему весело, вольно было в лесу, в поле, на берегу Волги.
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей.
На берегу Волги Некрасов испытал и первое большое горе. В то время вдоль волжских берегов, вверх по реке, бурлаки тянули баржи с товарами. Это была тяжёлая, изнурительная работа. И вот однажды услышал мальчик, как один бурлак, больной и усталый, говорил, что ему хотелось бы умереть, не дожив до утра. Мальчика поразили эти слова. Позднее он написал об этом в стихотворении «На Волге»:
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки.
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски…
Николай Александрович много читал, особенно любил Пушкина. Очень рано и сам начал писать стихи. Когда Некрасову шёл семнадцатый год, отец отправил его в Петербург, в военную школу. С собой он взял большую тетрадь стихов, которые писал он тайно от всех и мечтал напечатать в Петербурге. В военную школу он решил не поступать – ему хотелось учиться в университете, писать стихи, быть поэтом. Когда отец узнал, что сын не поступил в военную школу, то отказался посылать ему деньги. Некрасов очутился один в чужом городе, без друзей, без всякой помощи. Он брался за всякую работу: переписывал актёрам роли, писал для газет и журналов стихи. За работу платили мало. Поэт рассказывал, что были «для него такие тяжёлые месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или кусок хлеба писал крестьянам письма, прошения или отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек».
Но характер у него был упорный, настойчивый, он учился, продолжал писать стихи, познакомился с многими писателями.
С детства, как говорил сам Некрасов, его мучили «страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей». Позднее, в городе, узнал он жизнь городской бедноты, увидел жалкие чердаки и подвалы, где жили оборванные, голодные ребятишки, которых родители из-за куска хлеба вынуждены были отдавать работать на фабрики. О тяжёлой жизни народа и писал Некрасов в своих произведениях. Он стремился писать просто, понятно, потому что хотел писать не только о народе, но и для народа. И стихи его доходили до самого сердца людей и будили в них ненависть к угнетателям, любовь к родине, к её простым и хорошим людям, к её природе. Природу Некрасов любил глубокой, нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское.
Очень любил Некрасов крестьянских ребятишек. О детях писал он чудесные стихи.
Некрасов очень любил свою родину, свой народ, верил в светлое будущее своей родины. Он говорил: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою»
2.3. Анализ предложения.
Давайте запишем последнее предложение. Некрасов говорил: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою»
Что это за предложение? Какие знаки препинания мы должны использовать, чтобы записать это предложение? (Прямая речь)
- Подберите синонимы к слову родина. (Отечество, Отчизна)
- Составьте предложения с любыми синонимами, но так, чтобы они были и о Некрасове.
2.4. Анализ отрывка стихотворения «Крестьянские дети»
А сейчас мы с вами прочитаем отрывок из поэмы Некрасова «Крестьянские дети».
- Что описывается в этом стихотворении?
- Какие слова вам не понятны?
- Какие занятия крестьянских ребятишек описываются в этом произведении?
- Как относится автор к героям своего стихотворения? Каким чувством проникнуто это стихотворение?
- Несмотря на то что стихотворение проникнуто весёлым настроением, Некрасов пишет и о тяжёлой доле детей. Найдите эти моменты.
- Выпишите существительные, распределив их на две колонки: одушевлённые и неодушевлённые. Первая колонка из первой строфы, вторая – из второй, третья – из третьей.
- Проверим правильность выполнения.
3. Подведение итогов
- Понравился вам урок?
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Какие выводы вы извлекли из сегодняшнего урока?
4. Д/З