Технологическая карта урока по русскому языку «Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крюковская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка
«Три времени глагола»
3 класс

Подготовила учитель
начальных классов
Сильнягина С.Н.
2015-2016 уч.годПредмет: русский язык
Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 3 класс
Тема: «Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее».
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о глаголе.
Задачи:
Обучающая: формирование умения определять  время глаголов
Развивающая: развитие умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения; развивать речь обучающихся.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: учебники, тетради,  компьютер, проектор
Учитель начальных классов: Сильнягина  Светлана Николаевна, первая категория.
 
  
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающегосяУУД
Первая стадия- вызов.      
1 Самоопределение к деятельности. Как вы думаете, что нужно для успешной работы?Давайте пожелаем друг другу удачи.Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь!И к знаниям откроешь путь!»
 
  Дети называют правила организации учебного процесса, работая в парах, проверяют готовность к уроку.
 
 
  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. 
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
 
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.
 
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
 самоопределение.
 
 
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
  На экране:
Свет, светлый, светить.
Мороз, морозить, морозный
Белить, белый, побелка.
– Что вы скажете о группах этих слов?
 
– Выделите корень.– Назовите проверяемые и проверочные слова. 
Приём «Корзина идей»
– Как можно еще сгруппировать эти слова?
 
 
 
 
– Распределите слова по частям речи.
 
 
 
 
 
 
Приём «Кластер»
-Что вы знаете об этих частях речи? Предлагаю построить кластеры «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»
 
 
 
 
 
   - Почему   не смогли справиться   с созданием кластера о глаголе?
 
   
 
 
 
 
 
 
-В каждой группе однокоренные слова.
 
Дети отвечают.
 
 
Предложения детей записываются на доске.
Появилось предложение сгруппировать по частям речи.
-По частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
 
Дети выполняют задание в рабочих тетрадях, сверяя     со слайдом, комментируют результат.
 
 
 
Выполняя задание, работают в группах, опираясь  на знания полученные ранее.
Указывают  на кластере
1. Самостоятельная часть …2. Обозначает …
3. Отвечает на вопросы: …
4.Изменяется…
 
- Не знаем, как изменяется глагол.
 
 
  Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе.
Познавательные: Логические- синтез как составление целого из частей, общеучебные- поиск и выделение информации; обобщение по признакам,представлять информацию в виде схемы.
Регулятивные:
умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
 
 
3. Постановка учебной задачи. -Какую цель поставим сегодня на уроке?
-Какие шаги обычно мы делаем,  чтобы достичь цели?
-Выберите пункты, которые приблизят нас к нашей цели.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
 
 
 
-Что у нас получилось?
 
 
 
  - Выяснить, как изменяется
глагол.  
 
Составляем план.
 
 
 
 
 
На карточках написаны пункты планов и некоторые из них с ошибками. Группам предлагается исправить ошибки и восстановить порядок записи. 
 
 
 
-Примерный план:
Сравнить глаголы в предложениях.
Поставить вопросы  к глаголам.
Обобщить полученные  результаты  и сделать выводы.
Составить правило.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
:  
 
  Регулятивные: целеполагание.оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение познавательной цели, логические- построение логической цепи рассуждений, действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и понимать других.
 
 
 
 
 
 
 
Вторая стадия- осмысление.
       
4 Построение проекта выхода из затруднения. Предлагаю обратиться к упражнению №142 с. 72 .
-Прочитайте.
 
 
 
-Сравните  глаголы в предложениях.
- Поставьте вопрос к глаголу, который указывает, что  действие  происходит сейчас, (в настоящее время). Напишите этот глагол вместе с вопросом, на который он отвечает.
-Обратите внимание, кроме вопроса  что делают? глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы : что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает?
Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в настоящем времени.
Напишите глагол, который указывает, что действие происходило раньше, (в прошедшее время) На какой вопрос он отвечает? Напишите.
Кроме вопроса  что делали? глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы :что делал? что делала? что делало? что сделал? что сделало? что  сделала  ? что сделали?
Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в прошедшем времени.
 
- Напишите  глагол, который указывает, что действие ещё только будет происходить,( в будущем времени.)
Найдите  другие вопросы,  на которые  отвечают глаголы в будущем времени. Вывешиваю таблицу с вопросами глаголов в будущем времени: что сделает? что будет делать? что сделают? что сделаю? что  буду делать?
 
Исходя из вышесказанного, назовите тему урока.
Приём «Свободное письмо»
 
 
 
 
 
Конкретизирую тему урока. (Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее)
Какую  схему вы бы составили по новой теме?
-Сравните  схему, составленную вами  с правилом на с.73.
 
-Как будем работать с учебно-научным текстом. (Текст после правила)
 
 
 
 
 
 
 
 
Вывожу на слайде план.
Ответьте на эти вопросы. (Получился связный рассказ об изменении глаголов по временам.)
   
 
 
 
Сегодня в классе дежурят Вера и Костя.
Вчера  дежурили Лена и Алёша.
Завтра будут дежурить Оля и Таня.
 
 
 
 
- Что делают? Дежурят.
 
 
 
 
 
 
 
Дети   устно пополняют перечень вопросов настоящего времени.
 
 
 
 
 
 
- Что делали?  Дежурили.
 
 
 
 
 
Дети   продолжают  устно пополнять  перечень вопросов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-Что будут делать? Будут дежурить.
 
 
 
 
Дети  подбирают вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фиксация  идей и выделение предположений.  Все идеи записываются на листе ватмана. Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
 
 
- Изменение глаголов по временам.
  
Дети составляют схему  на магнитной доске.
 
Дети читают правило, рассказывают друг другу в парах.
 
-В тексте 4 абзаца, значит, 4 смысловые части.
- Если задать вопрос к каждой части , то получится план текста:
1. Как изменяются глаголы?
2. Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?
3. Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают?
4. Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?
   
Познавательные: Развитие умения извлекать информацию из текстов.
общеучебные- извлечение необходимой информации; построение  логической цепи рассуждений, смысловое чтение, представление информации в виде схемы.
Регулятивные: планирование,  развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
 
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ФизминуткаОриентируясь на таблицы с вопросами глаголов, выполните задания. Если услышите глагол н.в.- поднять руки вверх, б.в. – наклониться вперёд, п.в. – подпрыгнуть.Слова: учили, учу, выучу;
бегут,  убежали, побегут;
прочитали, читают, будут читать.
     
 
5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа по учебнику.
а) Упр. 143 – развивается умение находить глаголы в тексте и определять их время. Первый пример записывается на доске и коллективно анализируется.
Запись:
Дождик (что делает?) скачет (н.в),  …
 
   
Работа в парах.
 (Проговаривание нового способа действия во внешней речи)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в паре; умение выражать свои мысли в устной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
 
Познавательные:.логические - подведение под понятие, доказательство.
 
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
 
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Задание на карточках выполняется по вариантам самостоятельно.
Спишите текст, употребляя  глагол каждого предложения:
1-вариант – в форме настоящего времени
2-вариант -  в форме прошедшего времени.
 (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.
Сверяют свою работу  по эталону на экране.
Приём «Самооценка» с помощью «волшебных линеечек».
Формируя алгоритм самооценки, задаю вопросы:
– Что нужно было сделать?
– Вам удалось выполнить задание?
– Вы сделали  всё правильно или были недочёты?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Оцените  свою работу с помощью  «волшебных линеечек».
Создана ситуация успеха.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся самостоятельно выполнили задания небольшого объёма на новый способ действий.
 
 
Проверка с обсуждением.
 
 
 
 
 
Дети  проводят самооценку. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.
 
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение слушать и понимать других.
 
Личностные: самоопределение;
 
Познавательные: логические- подведение под понятие, доказательство.
 
Третья стадия – рефлексия.
       
7. Включение в систему знаний и повторение.  Приём «Обучение сообща»
Творческое задание.
Впишите в текст подходящие по смыслу  глаголы, используя слова для справок, и определите время глаголов.
____________ месяц май. _____________ листья у березы, рябины, ольхи, сирени.  Скоро _________ яблони, акации._______       песня соловья. _____________ ласточки, малиновки. Птицы__________ гнезда. У них _____________ птенцы.
Слова для справок: льется, вьют, прилетят, зацветут, появятся, наступил, зазеленеют.
   
Работа в группах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зачитывают получившиеся тексты, называют время глаголов. Коммуникативные: инициативное сотрудничество, умение работать в группе, разрешение конфликтов.
 
Познавательные: действия постановки и решения проблем- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
 
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.
 
8. Рефлексия деятельности. Подведём итоги.
- Какую задачу мы перед собой ставили на этом уроке?
 
 
 
 
Приём «Составление инструкции»
 
- К какому выводу мы пришли?
 
-Кто может сказать, что он может правильно определить время глагола?
– Как определить время глагола?
– В чём испытали затруднения?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
 
- Хотелось  бы вам что-то ещё узнать о глаголах?
 
- Тогда на следующем уроке мы продолжим исследование .Д.з. обязательный уровень - упр.144,
по желанию - придумать 3 предложения на тему «Весна», применяя глаголы будущего времени. Соотносят цель и результаты деятельности на уроке.
 
Проговаривается правило.
 
Составляют инструкцию в группах, зачитывают.
 
 
 
 
 
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.
 
 
 
 
  Личностные: самоопределение; смыслообразование.
 
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
 
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы.
 
Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
 
Личностные: оценивание усваиваемого содержания