Урок-пролог к изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». «Огромно велико моё творение» (Поэма о России) Цели урока:

Урок-пролог к изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
«Огромно велико моё творение» (Поэма о России).
Цели урока:
- раскрыть композиционные и жанровые особенности поэмы гоголя, историю замысла, смысл названия поэмы, приёмы создания образов героев;
- выявить роль автора, его морально-этические воззрения;
- наметить круг проблем для обсуждения на последующих уроках;
- приобщить учащихся к исследовательской работе.

Оборудование: презентация учителя, проекты-исследования учащихся.
Тип урока: урок-исследование литературного сообщества учащихся, исполняющих роли литературоведов, критиков, чтецов, художников, автора.
Форма проведения: литературная гостиная

Ход урока.

Слайд 1
Вступительное слово учителя, сообщение темы урока.
Критик (слова В.Астафьева):
«В русской литературе высится вершина, никого не затмевающая, но сама по себе являющая отдельную Великую литературу, - Н.В. Гоголь. Однако в его творчестве есть книга книг, на от кого и ни от чего не зависящая, - «Мёртвые души». Книга эта не просто учебник и энциклопедия русского национального характера, но явление высочайшего художественного достижения, с которым... трудно сравниться даже и последующей блистательной русской литературе...
Для того чтобы постичь Гоголя..., надо... совершенствуясь духовно, научиться читать и мыслить заново... Гоголь требует читателя зрелого, который бы творил и творился вместе с ним».
Учитель: Слова В. Астафьева как нельзя лучше подтверждают слова В. Белинского, которые мы взяли в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.
Слайд 2
«...Мёртвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение».
- Итак, основная задача урока заключается в эпиграфе к нему, из которого ясно, что «Мёртвые души» - произведение глубокое, загадочное, требующее глубокого изучения и исследования.
- С чего начать?
Слайд 3
Учитель: Вглядитесь в черты Гоголя на известном портрете Виталия Горяева. Не правда ли, какой тонкий, насквозь современный образ? Что таится в глубине этого полуопущенного, скошенного взгляда? Какая мысль вынашивается за этим ясным, но непроницаемым лбом? Чуть сгорбленная линия носа, продолженная вертикальной линией пера, и характер штриховки делят портрет на две части, словно подчёркивая двойственность художника, нерасторжимое сочетание в нём иронии и лирики, смеха и грусти.
Почему мы вправе утверждать, что этот образ увиден современным художником, что в нём выражен современный взгляд на писателя? Разве ещё при жизни Гоголя проницательные читатели (например, Белинский) не говорили о «смехе сквозь слёзы» и глубоко затаённой печали в его созданиях? Да, это так. Но только в наше время стало ясно, насколько они были правы, насколько глубок и неисчерпаем этот художник.
И ещё одно значение скрыто в изображении Гоголя у Виталия Горяева. Это призыв к нам, сегодняшним читателям, снова и снова задуматься над смыслом гоголевского творчества. И прежде всего – над «Мёртвыми душами».
Слайд 4
Литературовед: У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мёртвые души». Его писательская биография продолжалась 23 года, из них около 17 лет были отданы работе над «Мёртвыми душами»: начал писать ещё в 1835 году, а последние строки в поэму вносил уже в январе 1852 года. Это было в Москве, в доме Талызина на Никитском бульваре, где граф А.П. Толстой отвёл писателю небольшую квартирку и где сейчас расположен музей.
Слайд 5
Литературовед: Гоголь писал обычно утром, стоя за конторкой. Подолгу обдумывал каждую фразу, каждое слово. Написанное любил перечитывать вслух. Иногда слышалось, как он в своём кабинете, за закрытой дверью разговаривает на разные голоса: Гоголь имел обыкновение проигрывать сочиняемые эпизоды в той манере, которую сегодня называют «театром одного актёра».
Учитель: Но всё это происходило потом, в последние годы жизни писателя, когда он работал над вторым томом своей поэмы. Мы же вернёмся назад, к истокам гоголевского замысла.
Слайд 6
«Мёртвые души» - огромная тема. Мы с вами сегодня остановимся на некоторых вопросах: попробуем разобраться в композиционных и жанровых особенностях произведения, истоках гоголевского замысла; приёмах создания образов героев; определим, какую роль играет в поэме мотив путешествия; что означает название «Мёртвые души» и какое место в произведении занимает образ автора.
Слайд 7 (К истокам гоголевского замысла)
Учитель: Как известно, сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. Но из каких источников извлёк её Пушкин? Вопрос это давно занимает исследователей.
Сообщение учащегося-литературоведа (используется материал из книги Машинского «Художественный мир Гоголя», стр.225)
Учащийся- Гоголь: «Пушкин находил, что сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».
Учитель: Обратите внимание: писатель хочет вместе с героем изъездить всю Россию. Потом мысль о поездке, о перемещении по всему пространству необъятной России не раз отзовётся в тексте поэмы.
Учитель: О чём это говорит?
(Поэма «Мёртвые души» напоминает дневник путешествия). Тем самым мы привязываем книгу к определённой художественной традиции, ведь во времена Гоголя, да и раньше, путешествовать любили. Существовал особый жанр – роман-путешествие форме дневниковых записей путешественника («Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина и «Путешествие из Петербурга в Москву А.Н. Радищева). В этих книгах путешествовал сам автор – человек очень образованный, просвещённый, гуманный, исповедовавший передовые для своего времени идеи.
Слайд 8 (Но какое же необычное путешествие у Гоголя!)
- Откроем поэму. Кто главный герой книги?
Чтец: Слышите? Позванивают бубенцы (или колокольчики?). Гремят колёса. Иногда слышится крик. Маленькая точка всё растёт, приближается. Тарантас? Коляска? Бричка? А кто там? Мелькнуло знакомое лицо. Чичиков! Павел Иванович Чичиков. Не знакомы? Пока коляска удаляется в сторону г.N, я сообщу вам интересную и странную вещь. Павел Иванович едет по российским губерниям, знакомится с богатыми помещиками и скупает у них... мёртвые крестьянские души. Они ещё числятся за помещиками и ... вроде бы не совсем мёртвые. А в то же время, вроде бы и совсем не живые. «Чертовщина какая-то!» - воскликнете вы. Не скажите. Павел Иванович купит мёртвые души (а кто же за мёртвые возьмёт, как за живые? Дешевле, а то и вовсе так отдадут. Понимаете?) А потом он их, то есть крестьян, заложит в Опекунском совете по 200-250 руб. Понятно? Ну, как же?! Посчитайте: купил за 2 рубля. Заложил и получил 200 рублей. Долг надо отдавать? Так по существующим правилам, и перезаложить можно. Теперь всё понятно? То-то.
Учитель: Итак, ядром сюжета «Мёртвых душ» была авантюра Чичикова. она только казалась невероятной, анекдотичной, на самой же деле она была достоверной во всех подробностях.
- Как вы можете это доказать?
(Сообщение литературоведа по кн. Машинского «Художественный мир Гоголя», стр. 226)
Слайд 9
Учитель: Кто же он такой – Павел Иванович Чичиков? Кто путешествует у Гоголя?
(Если судить по сюжету, бывший чиновник, настоящий помещик (правда, фальшивый), несостоявшийся семьянин. Если судить по сути, преступник, подлец.
А почему собственно? у него отличные организаторские способности, великолепные деловые качества, он прекрасный психолог, обаятелен.
Может, он талантливый человек и трагическая фигура своего времени?
Может быть, он – жертва? Жертва своего времени? Как Чацкий, Онегин, Печорин? Кто же он – П.И. Чичиков?
Загадка. Тайна... Нам предстоит её раскрыть. А пока послушаем, что говорит о нём автор.
Чтец: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтобы герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда.
Но потребуют, может быть, заключительного определения одной чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он?.. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение – вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых».
Учитель: Итак, приобретатель, человек не очень разборчивый в средствах, который ради обогащения идёт на подлог, на авантюру. И человек, прекрасно уживающийся в любой среде. Приспособленец? Кого он нам напоминает? Возмужавший Молчалин?
Конечно, гоголевская поэма возникла не на пустом месте. Тип пройдохи, авантюриста издавна существовал в литературе. Сформировался даже особый жанр – плутовской роман.
Но насколько в «Мёртвых душах» всё сложнее, своеобразнее! Как и всякий плут, Чичиков построил свой план обогащения на хитрости, на обмане. И всё-таки это необычная авантюра, или, как говорит Гоголь, «странный сюжет».
Как понять тот смысл, который получает этот сюжет в художественном строе поэмы? Смысл этот выявляется лишь после того, как мы проделаем с Чичиковым всё его путешествие, прислушаемся к его беседам с помещиками, чиновниками, их жёнами... Но это потом. А пока всё только начинается. Итак, странный сюжет. И как же построена поэма?
(Выступление литературоведов-учащихся с проектом-исследованием о композиционных особенностях поэмы).
Учитель: Итак, мы возвращаемся к названию поэмы.
- Что значит слово «душа»? А мёртвая душа? И может быть душа мёртвой? (оксюморон).
Чичиков выторговывает у помещиков мёртвые крестьянские души...как живые! Гоголь о живых говорит как о мёртвых, а о мёртвых как о живых! Мистика? Или – реальность?
И возникает вопрос: а зачем покупать мёртвых, это незаконно, живых, что ли, мало? Значит, мёртвыми торговать нельзя. А живыми – можно? Вот на простом и споткнулись. Послушаем слова Астафьева.
Критик: «О, эта вкрадчивая, непринуждённая простота Гоголя, всякому глазу и сердцу вроде бы доступная, живая жизнь, как бы рукой и сердцем изваянная, но мимоходом зачерпнутая из бездонного кладезя мудрости и мимоходом же непринуждённо отданная читателю!»
Учитель: А действительно, помните, как простодушно заявляет Коробочка: «Ведь я мёртвых никогда ещё не продавала». Крохотная деталь, а какая бездна за нею! Вся сатирическая суть поэмы.
Прозвучало ещё одно слово – «деталь». Мы говорили о композиции, и вы видели, что внутренние кольца -главы накладываются друг на друга, и форма их совпадает. Но есть индивидуальные говорящие детали.
-Какую роль они играют при создании образов героев «Мёртвых душ»?
Слайд 10 (работа с термином «художественная деталь»).
Слайд 11 (деталь как средство индивидуализации).
Учитель: Таким образом, используя детализацию как важный аспект реалистического письма, Гоголь создаёт галерею помещиков, каждый из которых есть воплощение какого-то порока, «один пошлее другого».
-Но почему критика отнеслась к образам помещиков так неоднозначно?
Критик: «Ни тени добра, ни единой человеческой мысли, ни одного человеческого чувства в них» (Г.А.Гуковский) или «Портреты... удивительно хороши... не типы отвлечённые, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз» (А.И Герцен).
Учитель: А может нужно повнимательнее присмотреться к этим героям, помня слова Гоголя: «Не может и не должно быть героев, а есть люди»...
Слайд 12
Учащийся-Гоголь: Из письма Гоголя Жуковскому: «Мёртвые...» текут живо, свежее и бодрее... и мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наши, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы – словом, вся православная Русь... Огромно велико моё творение... Ещё восстанут против меня новые сословия и много разных господ; но что же мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками».
Слайд 13 (Странные герои)
Учитель: Действительно, «странные герои», как говорил Гоголь. Писатель редко останавливался на изменениях персонажей, в большинстве случаев он показывал их уже сформировавшимися. Но для одного героя он делает исключение. Кто этот герой?
- С помощью каких деталей создаётся этот художественный образ?
Слайд 14
- Как вы объясните, почему свеча?
(Глава о Плюшкине – это философское рассуждение о назначении человека и смысле его жизни, о тайнах бытия, о взлётах и падениях, о радостях и горестях, поражениях человеческой души. Это реквием по погибшей душе. Потому и – свеча. И в этой горящей свече – гоголевское милосердие: да, «прореха на человечестве» (страшное определение!); да, разложение, гибель. Но ведь погибнуть может только живое. Поэтому плач по живому когда-то. Живой русской душе. Вначале – бережливый хозяин, трудолюбивый, разумный человек. А теперь – жалкий, смердящий старик, дрожащий над каждой тряпкой, каждым гвоздиком).
Слайд 15
Чтец: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду, всё может статься с человеком. Нынешний пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Учитель: Итак, глава о Плюшкине – не только глава о помещике, это глава – предупреждение. Вдумайтесь в только что прозвучавшие слова, насколько они современны и для нас. Они напоминают, что перед нами путешествие. Но на этот раз во времени. Увы, очень грустное, так как герои теряют на жизненной дороге всё самое лучшее, каменеют душой, «расчеловечиваются».
Индивидуальные детали подчёркивают рельефнее общее, кольца, накладываясь друг на друга, незаметно для глаза образуют пирамиду: Всё уже к вершине, всё больше теряется человеческое в человеке. (В главе о Манилове раскрыта книга хоть до 14 страницы, потом – нет и намёка на духовность)
Вернёмся к началу нашего разговора о помещиках.
-Почему от Манилова к Плюшкину расположены главы, почему Плюшкин последний в этой галерее? (2 точки зрения: А. Вронский, Ю. Манн, учебник, стр.150).
Гоголю важно было показать, как Плюшкин стал Плюшкиным.
Слайд 16 (название поэмы)
Критик: Герцен писал: « Мёртвые души – это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы... – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Учитель: Какие ценности в этом мире? (Мир, заполненный предметами, бытовой, материальный. Душа отсутствует.)
- Почему в поэме нет ни одного красивого человека? (Поражена душа, откуда же взяться здоровому телу? Вспомните Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»).
Учитель: Может быть, государственная власть губернии и города - другая? Нам предстоит разобраться в этом вопросе, но главное ясно: питательная среда чиновничьего мира – те же помещики, там царит мерзость, запустение, смрад мертвечины. И знаем мы о провинциальной России не только от Гоголя. А вершина пирамиды – чиновничий Петербург. Но есть ли разница? Власть, держащаяся за кулак и крест, не может или не хочет сделать жизнь человека сносной. К какой мятежной мысли приводит читателя Гоголь? (к отрицанию такой власти). И этот вывод делает не автор, а читатель, который, по словам Астафьева «творил и творился вместе с ним».
Итак, вы уже обратили внимание на ещё одну сторону произведения – на присутствие в тексте фигуры автора, у которого есть собственная судьба, свой путь, запечатлённый в поэме. И путь этот долгий и драматичный.
Слайд 17 (Гоголь и дорога)
Чтец: «Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту : всё равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, - любопытного много открывал в нём детский любопытный взгляд...
...Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на её пошлую наружность; моему охлаждённому взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!»
Учитель: Что услышали вы в этих строках? (Сожаление об ушедшей молодости, разочарования, потери, горькие жалобы).
Конечно, автор – лицо условное, как и любой персонаж поэмы, но всё же как много в этом образе от самого Гоголя. Писатель всё-таки отличался от образа автора, он сохранил острый интерес к жизни, к людям, к России – без этого не было бы его творения.
В одном из писем Гоголь сокрушается:
Ученик-Гоголь: «Время беспутное, сумасшедшее, то и дело, что щупаешь собственную голову, не рехнулся ли сам. Делаются такие вещи, что кружится голова...раздор, нерешительность, опрометчивость...Если только поможет Бог...то может быть...сослужу службу земле своей...Многое нами позабытое, пренебреженное...следует выставить ярко, в живых, говорящих примерах, о многом существенном ...следует напомнить человеку вообще, и русскому в особенности».
Литературовед: Поэма отражает и процесс её написания. Это уже путешествие реальное, т. к. работе над ней сопутствовали постоянные переезды.
Петербург, Париж, Рим, Москва - это «творческое путешествие» отразилось в тексте. Есть в поэме образы чужбины, «прекрасного далёка», где создается поэма, и милой родины, к которой прикованы все думы писателя.
Ученик-Гоголь: Письмо Погодину из Женевы полно тоски по родной земле: «...Теперь передо мною чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моём Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь». Он замечает, что ничто на чужбине не может вдохновлять его как художника: «Ни одной строки не мог посвятить я чужому. Непреодолимою цепью прикован я к своему... И я ли после этого могу не любить своей отчизны?»
«И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!»
Учитель: Нам предстоит ещё разобраться в том, как отразились в поэме художественные пристрастия писателя, его эстетические взгляды, творческие установки, какой художественной традиции он следует, но композиция поэмы помогла нам понять главную мысль автора о мёртвой и живой России, и читатель вместе с автором начинает думать о её судьбе, т.е. о своём настоящем, п.ч. Гоголь « из прошлого века корнями пророс в нашу действительность и бессмертная его поэма типична для нашего времени, а секрет, видимо в том, что в основе своей человек, значит и его характер, национальный русский характер, в худших и лучших своих проявлениях, особенно в худших, - мало переменчив».
Слайд 18 (демонстрация обложки первого издания поэмы)
Редактор художественного отдела: Для издания 1 тома «Мёртвых душ», вышедшего в 1842 году, Гоголь сам нарисовал обложку.
«Похождения Чичикова» - это вынужденная прибавка, добавление цензора, испугавшегося необычного и страшного названия. Гоголь скрепя сердце принял эту поправку, тем более что слово «похождения» не противоречило мысли о путешествии героя. Но оно, конечно, не охватывало содержания произведения, вернее представляло его односторонне: ведь тут не просто путешествие и не просто плутовство героя. И Гоголь пошёл на хитрость: «Похождения Чичикова» он написал мелкими буквами, а название «Мёртвые души», - крупно, броско, так что на эти слова мы прежде всего обращаем внимание.
Художник: Интересны сопровождающие название рисунки, выполненные в манере гротеска. Это цепь причудливых изображений, где человеческие черепа составляют орнамент, в котором возникают детали повседневной жизни, повседневного быта: дом с колодцем, свечи, бутылки в окружении рюмок, напоминающие об излюбленном времяпрепровождении, скажем, Ноздрёва; большая рыба на блюде, вроде того осетра, которого «доедал» Собакевич; танцующие пары – как на балу у губернатора. Сочетание необычного с реальным, соседство человеческих черепов и подробностей повседневного быта полно смысла. Вспомним Герцена: «...Все эти Ноздрёвы, Маниловы..... – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
(Защита эскизов обложки книги, придуманной учащимися)
Учитель: И обложка книги убеждает нас в том, что карикатурные мертвецы являют собою реальную власть и силу. Прекрасная русская земля и её карикатурные владельцы, хозяева-маски. В этом страшная реальность русской жизни. Неужели нет надежды? Неужели они настоящие хозяева России? Вернёмся к словам Герцена. Всё же он не считал, что впечатление от поэмы только грустное. Поэма, по его словам, пробуждает «веру и упование», и это «не просто романтическое упование»: вера тут имеет «реалистическую основу».
- Что же имел в виду критик? (Прежде всего то, что есть в самом произведении, и о чём нам предстоит ещё поговорить: размышления о замечательных душевных свойствах русского крестьянина, и описание необозримого пространства России, и знаменитый гимн русской тройке и то, наконец, что Чичикову чужды неподвижность и закостенелость помещиков, среди них он – единственный, кто находится в постоянном движении, поэтому его бричка снова и снова в пути.)
Учитель: Но вернёмся к рисунку Гоголя. Где же здесь положительное начало – то, которое Герцен назвал «реалистической основой» для веры в будущее?
(Кажется, его здесь нет. И помещённая наверху тройка – скорее всего, реальная тройка Чичикова, а не символический образ Руси-тройки. И всё же есть в гоголевском рисунке позитивное начало!)
- Как вы думаете, в чём оно заключается? (Оно связано с жанровым обозначением книги).
Гоголь не только необычно определил своё произведение – не «роман», а «поэма», - он ещё и подал на обложке это слово необычно крупно, тем самым поставив на нём смысловое ударение. «Не в шутку назвал Гоголь свой роман поэмою», - писал Белинский. В определение «поэма» он вкладывал многообразный смысл; но едва ли не главная мысль состояла в том, чтобы обозначить перспективу возрождения его «странных героев», раскрыть животворные начала русской жизни.
(Выступление литературоведа с проектом-исследованием «Жанровое своеобразие «Мёртвых душ»)
Слайд 19
Учитель: Гоголь не завершил полностью своего замысла.10 лет, прошедших со времени выхода 1 тома, были отданы работе над вторым томом. Это был тяжкий, мучительный труд, завершившийся катастрофой. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, в состоянии тяжёлого душевного кризиса, Гоголь сжёг беловую рукопись второго тома. Произошло это здесь, в этом доме (дом на Суворовском бульваре), на левой его половине, где стоял камин, в который Гоголь бросил связку рукописей.
Слайд 20
«Второй том «Мёртвых душ» стал для Гоголя «подвижнической кельей», где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из неё», - говорил близкий друг Гоголя П.В. Анненков.
Слайд 21 (Заключение)
Учитель: Путешествие автора «об руку» с его «странными героями» осталось незавершённым, последнее слово автора – невысказанным.
Однако в нашем распоряжении 1-й том «Мёртвых душ» - одна из глубочайших, сложнейших по проблематике книг русской и мировой литературы.
Обратимся к эпиграфу урока. Белинский писал: «Мёртвые души» не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда невиданное произведение. «Мёртвые души» требуют изучения».
Будем же с вами считать, ребята, что мы только начинаем увлекательное и бесконечное путешествие – путешествие к смыслу гениальной поэмы Гоголя!
Слайд 22 (домашнее задание)




















15