Конспект экскурсии Деревья нашего парка
Конспект экскурсии «Деревья нашего парка»
Цель: - вызвать интерес к деревьям нашего края;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:- закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев парка; - объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений;
- дать детям сведения о той незаменимой роли, которую играют деревья;
- вызвать желание сажать и растить деревья.
Предварительная работа:
- чтение и разучивание стихов о деревьях;
- рассматривание иллюстраций;
- рисование разных видов деревьев.
Ход экскурсии:
-- Дети, сегодня я вам предлагаю пойти на экскурсию в Скарятинский сад (парк).
-- Обратите внимание, какая сегодня прекрасная осенняя погода, как красиво кругом, какой теплый и тихий день. Послушайте загадку, и отгадайте, на что мы сегодня обратим внимание в парке.
«На одной ноге стоит,
Все ветвями шевелит,
Весною одевается,
Осенью раздевается». (Дерево)
-- Какое сейчас время года?
-- Осень.
-- Я вам предлагаю сегодня полюбоваться красотой осенних деревьев.
«Дует, дует ветер, дует - задувает,
Желтые листочки с дерева срывает,
И летят листочки, кружат по дорожке,
Падают листочки прямо нам под ножки».
Остановка 1.
--Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете. Они растут у нас на участке.
--Это тополя.
--Верно. Посмотрите, какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежея. Живут тополя до девяноста лет. Растут они быстро, устойчивы к копоти, дыму, и поэтому их высаживают в городах и селах, озеленяя улицы, скверы, бульвары. Древесину тополей человек использует в производстве бумаги, искусственного шелка, спичек, мебели. Из почек этих деревьев делают фиолетовую краску, из листьев – желтую.
Остановка 2.
--А это дерево вы узнали?
--Клен.
--Правильно. А как вы догадались?
--По плодам - крылаткам.
--Верно, это семена клена. Они летят точно самолетики. Семена созревают в сентябре. Они сидят на ветках, сросшись парами. Когда семена созревают, пары разъединяются и семечки летят, вертясь на собственных крылышках. Клен медонос: пчелы собирают с его цветков нектар. Семенами кормятся птицы. А из древесины люди делают фанеру, мастерят скрипки.
Остановка 3.
--Отгадайте загадку: «Ее узнаешь по простой примете: нет дерева белей на свете».
--Береза.
--Как вы догадались, ведь она почти без листьев?
--По белому стволу.
-- Правильно, это единственное в мире белоствольное дерево. Кора у березы светлая, слоистая, ее называю берестой. Поздней осенью березы плодоносят. Их плоды – крохотные, очень легкие орешки. (Рассмотреть строение плодов) .Посмотрите, какие у березы тонкие веточки. Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Береза» (читают дети) .
«Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную».
-- Береза – символ России.
В народе березу называют березонькой. В старину девушки в праздничные дни пели хороводные песни под березой, вили из молодых веток венки на голову. Давайте встанем в хоровод вокруг березоньки и поиграем в игру «Добрые слова» (придумать разные добрые слова для березы).
«Уж, березка, ты, березка, нас прими.
И листочками желтыми пошуми.
Мы пришли к тебе в гости с добром,
С чистым сердцем все к тебе идем».
-- Из березовой древесины делают мебель. Березовые почки и листья используют при изготовлении лекарств.
«Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с кленов Мы с яблонь Мы с вишен
С осинки С черемухи С дуба С березы
Везде листопад: на пороге морозы!
Игра «Листопад». Дается задание найти по два самых крупных листа. Воспитатель говорит слова, а дети движениями изображают падающие листья. «Пришла осень, листья на деревьях превратились в разноцветные – желтые, красные, коричневые. Висели на высоком дереве, а потом оторвались от ветки и стали медленно падать на землю, а потом подул сильный ветер, погнал листочки вдоль дороги по парку, устроил настоящий веселый листопад».
Остановка 4.
-- Обойдите вокруг этого дерева и посмотрите на опавшие листья. Как много ягод у этого дерева. Вы его узнали?
-- Это рябина.
Рябину легко узнать по перистым листьям – так называют листья, по строению похожие на перо птицы. Ее ягоды помогают выжить зимой птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная».
Красную ягодку мне дала рябина,
Думал я что сладкую, а она горчит.
То ли эта ягодка просто не дозрела,
Толь рябина хитрая подшутить хотела?
-- Вы наверно, пробовали на вкус ягоды рябины? Они горьковатые, кислые, а после крепких морозов становятся слаще. Из них делают лекарства, варят варенье.
В старину девушки под рябиной водили хороводы. О рябине написано много стихов и песен.
-- А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «С какого дерева лист».
У водящего корзина с красивыми, опавшими листьями с разных деревьев. Он показывает один из них, а дети должны назвать, с какого дерева лист и подбежать к нему.
Предложить детям собрать красивые осенние листья для аппликации и составления композиций.
-- Ребята, наша экскурсия подходит к концу, давайте вспомним и назовем, красотой каких деревьев мы сегодня с вами любовались? Я думаю, вы теперь понимаете, почему важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы, детский сад. Когда вернемся в детский сад, вы нарисуете те деревья, которые вам больше запомнились, и мы оформим выставку «Деревья нашего парка».
Заголовок 115