Научно-методический проект Проблемное обучение языковой личности в условиях практико-ориентированной модели (на примере урока в 7 классе на тему: «Образование действительных причастий настоящего времени» с использованием продуктивных методов обучения)
Филиал АО НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Алматинской области Енбекшиказахский район
Проект на тему:
Проблемное обучение языковой личности в условиях практико-ориентированной модели
(на примере урока в 7 классе на тему: «Образование действительных причастий настоящего времени» с использованием продуктивных методов обучения)
Разработчики: Садыкова И.А., учитель СШ им.Т.Рыскулова
Умурзакова О.М., учитель НСШ Екпенды
Нургалиева А.С., учитель СШ им. Сатпаева
Алматы - 2015
Проблемное обучение языковой личности в условиях практико-ориентированной модели (на примере урока в 7 классе на тему: «Образование действительных причастий настоящего времени » с
использованием продуктивных методов обучения)
Актуальность
В условиях модернизации системы образования Республики Казахстан необходимо переходить на новые пути реализации государственных нормативных документов, требующих воспитания функционально грамотной личности.
Эта концепция нашла отражение в ГОСО: «Основное среднее образование обеспечивает освоение обучающимися базисных основ наук, привитие у них высокой духовно-нравственной культуры и культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение и самореализацию личности, формирование функциональной грамотности, реализацию предпрофильной подготовки»
В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Общеизвестно, что знания, полученные репродуктивным путем, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. А знания, добытые путём затрат умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.
Самостоятельность мышления обеспечивает активный поиск новых знаний, новых путей решения проблемы, особую чувствительность к минимальной помощи. Это способность без внешней стимуляции выходить за рамки непосредственно поставленной задачи, находить не только правильные, но и наиболее рациональные решения, системный подход к обучению, воспитанию и развитию личности.
В современных условиях, в условиях перехода от репродуктивного обучения к продуктивному мы должны придерживаться 4 уровней самостоятельности по М.И. МахмутовуОбычная активность
Полусамостоятельная активность
Самостоятельная активность
Творческая активность
На своих уроках мы должны стремиться к тому, чтобы довести обычную активность до самостоятельной и творческой активности.
И здесь же хочется сказать несколько слов о таксономии Б.Блума Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.
1 уровень. Знание
2 уровень. Понимание
3 уровень. Применение
4 уровень. Анализ
5 уровень. Синтез
6 уровень. Оценка
Работа над проектом выявила, что мы работаем по первым двум уровням, а нужно начинать работу над третьим уровнем, то есть уметь использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях; уметь разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура; уметь комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной; уметь оценивать значение того или иного материалДля подтверждения всего вышесказанного мы предлагаем вам на рассмотрение разработку урока по русскому языку в 7 классе на тему «Образование действительных причастий настоящего времени», так как традиционный метод обучения не обеспечивает функциональную грамотность языковой личности и необходимость пересмотра методов, приемов и способов работы предполагает важность и своевременность данной работы. Востребованность современного взгляда на преподавание русского языка, инновационная деятельность учителя обуславливает пересмотра и подхода преподавания русского языка и литературы в школе.
Настоящее исследование является попыткой решить существующие проблемы в работе над усвоением учеником лексической и трудных грамматических тем на уроках русского языка
Решение проблемы продуктивного обучения мы видим во внедрении основных положений концепций технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления – универсальная, проникающая, “надпредметная”, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В её основе – ведущие теории современного образования, разработанные выдающимися советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. В этом смысле её можно назвать интеграционной технологией, которая обеспечивает целостный,
Сказанное выше позволяет считать проблемное инновационное обучение актуальной и отвечающей социальному заказу образования.
Опираясь на изучение нормативных документов, в частности, на государственную программу развития образования на 2011 – 2020 годы «Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели…
Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников» мы предлагаем следующий материал – наш научный проект, который необходим для усвоения трудных грамматических тем, в частности темы «Причастие » и «Деепричастие»
Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения на уроках русского языка
Объект проблемное обучение как продуктивная модель
Предмет возможности использования проблемных методов обучения языковой личности Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1.Изучить образовательные нормативно-правовые документы и проанализировать научно-методическую литературу, УМК по рус языку .2.Провести анализ сущности проблемного обучения как основного элемента современной системы образования .3.Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке.
4.Выявить эффективность создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников.
Ожидаемые результаты:
1.анализирует, оценивает методическую литературу по теме исследования
2.оценивает анализ сущности проблемного обучения
3.определяет особенности создания системы проблемных ситуаций
4.определяет особенности создания системы проблемных ситуаций
Гипотеза
Если мы организуем свои уроки, ориентируясь на вышесказанное, то уроки русского языка будут направлены на воспитание коммуникативной личности с креативным мышлением. Если все наши уроки будут построены с использованием методов проблемного обучения, то в конечном результате мы выполним госзаказ нашего государства, то есть получим функционально грамотную личность.
Область применения
Результаты данного исследования могут быть использованы на августовских совещаниях, на секционных занятиях учителей русского языка, на совещаниях методических объединений учителей языковых циклов, также в каждодневной практике.
Таким образом, реализуя все вышесказанное, нами был разработан урок по данной теме. Изучив задания упражнений к данной теме мы пришли к выводу, что все задания репродуктивного характера. Например, спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы, образуйте от глаголов причастия и т.д,), Эти задания не способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, функциональной грамотности. Поэтому новизной нашего исследования являются реконструированные задания, способствующие развитию познавательной активности учащихся.
Содержательный аспект
Реализацию наших идей, выдвинутых в нашем проекте, применение теоретических знаний, полученных на курсах повышения квалификации мы хотим показать на примере урока по русскому языку в 7 классе с казахским языком обучения на тему: «Образование действительных причастий настоящего времени»
Тема урока: Образование действительных причастий настоящего времени
Лексическая тема урока: Слово о природе Казахстана (по А.Кекильбаеву)
На стадии вызова создаем проблемную ситуацию.
Все что было сказано выше можно использовать при изучении темы “Причастие”. Также можно применять такие поисковые задачи: чем отличаются слова “пахучий” и “пахнущий”, “горячий” и “горящий”. Или: определите значение слов “развесить”, “развешать”. В чём сходство и различие? Образуйте от этих глаголов страдательные причастия прошедшего времени (“развесить” – разделить на части по весу, например, развесить сахар; “развесить” – широко распустить, например, бельё; “развешать” – повесить по разным местам, например, картины). Или: определите значение слов: “выкаченная, “выкачанная; согласуйте эти причастия с существительными. - Сегодня мы с вами будем говорить об особой форме глагола, которая называется причастием. Что говорят о причастии наши великие учёные В.И.Даль, М.В.Ломоносов.
(Ученик читает с доски высказывания В.Даля, М.Ломоносова).
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»В.И.Даль.
«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов.
Создание проблемного вопроса
Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными частями речи, а особыми формами глагола. А как вы думаете, почему? В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса.
Постановка проблемной задачи.
- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).
-Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).
Создание проблемной ситуации
- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)
Постоянные эти признаки или нет?
- Нет, летящий шар-шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.
А можно такую замену произвести с именем прилагательным (нельзя).
Решение проблемной ситуацииПроводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
-Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
-Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
Заметим, что оба слова: летучий и летящий - обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.
Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня - неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.
- Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)
- Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во
втором - определение-причастие.
В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)
- В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийсяребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).Объясните, как вы понимаете высказывание В. И. Даля.
«Причастие – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Почему Даль называет причастие причастной к глаголу, в образе прилагательного? Как выдумаете? (признаки глагола и прилагательного, которые есть у причастия)
2. Осмысление. Задание. Из данного предложения выпишите причастие.
Орёл, кружащийся над полем, вдруг стремительно бросился вниз.
Какой признак предмета выражает это причастие? (причастия глагольные признаки и признаки прилагательных).
Вспомните на какие 2 группы делятся причастия?
Как их отличить?
Задание. Распределите словосочетания в 2 столбика: 1 – с действительным, во 2 – со страдательными причастиями.
Вымытый пол, сверкающий снег, убираемый урожай, бушующее море, лечащий врач, сделанная модель.
Задание. Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени.
Посмотрите на причастия, записанные в тетради. От какого вида глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Несовершенного вида).
(Карточка на доску)
А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе текста.
Вопрос классу: какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).
Работа по группам
Первая группа и вторая группа работают по тексту
Слово о природе Казахстана
По-особому благосклонна Природа-мать к казахской земле. Поэтическое наследие нашего народа содержит немало завораживающих картин красоты родной земли, ее безбрежных просторов, белоснежных громад альпийских гор, лазурных гладей озер… Степные акыны сравнивают своих возлюбленных с пугливой ланью, их наряды – с переливающимися блеском павлиньими перьями, а их нежность – с мягкостью лебяжьего пуха. Скалистые горные ущелья, в которых шумят говорливые реки и раскатистые водопады, близко соседствуют с высыхающими руслами древних рек, студеные горные озера – с такырами, сумрачные горные рощи, пахнущие грибной прелью и дикими ягодами…
Первая группа работает по первому абзацу, а вторая группа работает по второму абзацу.
О чем этот текст?
Как называется такой вид текста?
Найдите причастия в этом тексте?
Как они образованы?
От какого глагола они образованы?
Как вы думаете, чем отличаются эти глаголы от образованных от них причастий?
А теперь проверим правильность усвоения материала. Еще раз отрабатываем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени и запишем эти причастия в тетради и выделим суффиксы.
На стадии осмысления мы считаем целесообразным использование разноуровневых заданий, а именно задания третьего уровня
3.Разноуровневые задания
ІІІ уровень: Проблемные задания.
Как могут “встретиться” в одном слове:
а) существительное, прилагательное?б) прилагательное, глагол?
(а) субстантивированное прилагательное,б) причастие)
3. Рефлексия.
При выполнении заданий что для вас составило большую трудность?
Какие вопросы требуют дополнительной подготовки?
К каким выводам вы пришли к концу урока?
Для чего нужны все таки причастия?
Домашнее задание: составить рассказ с использованием действительных причастий настоящего времени
4. Выводы и предложения
Разрабатывая данный урок мы пришли к тому, что традиционные задания, данные в настоящих учебниках позволяют сделать вывод:
Отсутствуют задания поискового характера
Реконструировать задания по проблемному обучению.
Для внедрения в свою практику изучить эти вопросы из нормативных документов.
рассмотренные приёмы и формы проблемного обучения на уроках русского языка способствуют не только повышению интереса к предмету, но и повышению качества знаний.
Чтобы повысить уровень речевого развития школьников, подготовить их к применению своих знаний в жизни. Необходимо использовать приёмы и методы, которые помогают стимулировать самостоятельные поиски и
наблюдения учащихся, ставят проблемные вопросы, показывают, что уроки развития речи – это не просто литературное творчество, это защита своей мировоззренческой позиции, своего внутреннего “я”.
Рекомендации:
Использовать на практике результаты нашей работы
Пересмотреть свою педагогическую работу с учетом требования времени, используя технологию критического мышления
Выдвинуть вопросы проблемного обучения на повестку дня МО и педсовета.
Безусловно, проблемное обучение помогает детям не только с интересом усваивать предмет, но и формируют личность, стремящуюся самостоятельно проникнуть в тайны слова; заставляют творчески мыслить, писать нестандартные тексты, заниматься маленькими научными исследованиями обеспечивая активность, сознательность, самостоятельность учебной деятельности школьников. Необходимо чаще создавать на уроке проблемные ситуации, ставить учащихся перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать; чаще практиковать формы самостоятельной работы школьников на уроках, учить их рациональным приемам организации учебной деятельности. И конечно, работая над данным проектом мы испытали ряд трудностей, потому что мы привыкли проводить традиционные уроки, где учащимся новый материал дается в готовом виде и не требует мыслительной деятельности. Мы убедились в том, что сегодня надо иметь новое педагогическое мышление – это анализирующее мышление. И соответственно, поменять свои творческие лаборатории и в корне поменять свое отношение к своей педагогической деятельности.
В ходе работы над проектом мы использовали следующую литературу.
Список использованных источников
1.Бордовская Н. В., Бродская Н. В., Дандарова И. М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2 - е изд., стер. – М.: КноРус, 2011. – 432с. 2. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
3.Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.
4.Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
5.Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — Сс. 186—203.
6.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.
7.Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.
8.Поспелов Д. А., Пушкин В. Н., Садовский В. Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики. — М., 1969.
9.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. Москва; Рольф; Айрис-пресс, 2000 год
10.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка” Москва, Просвещение, 1985 год
11.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.З.М., 1955, с.459
12.Шанский Н.М., Шанская Т.В., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971, с.122
13.Интернет ресурсы
14.«Русская речь» 7 класс, К.Кунакова, З.Искакова, Р.Кыдырбаева. Издательство «Атамұра»