Проблемное обучение на уроке математики в 4 классе по программе Начальная школа XXI века
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В 4 КЛАССЕ
Чумова Наталья Анатольевна
МБОУ «СОШ № 55», г. Новокузнецк
В настоящее время наиболее актуальным вопросом образования стало выделение не только содержания знаний, но и содержания видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально - экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемыми новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.
Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.
План-конспект урока математики (4 класс)
«Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Тема: «Сложение многозначных чисел»
Цель: формирование навыка сложения многозначных чисел.
Задачи: 1. отработка навыков сложения многозначных чисел;
закреплять умение решать задачи разного вида;
закреплять знания правил о порядке выполнения действий и умение записывать выражения в два действия.
Основные понятия, формируемые на уроке: многозначные числа.
Средства обучения:
учебник «Математика» В. Н. Рудницкая;
рабочая тетрадь к учебнику;
раздаточный материал (карточки-оценки «старший эксперт», «эксперт», «наблюдатель»; карточки для составления выражений);
карточки-помощницы к задаче.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- уметь упорядочивать натуральные многозначные числа;
- уметь называть компоненты четырёх арифметических действий;
- уметь складывать многозначные числа и использовать соответствующие термины;
- уметь называть разряды.
Личностные УУД:
- принятие образа «хорошего ученика»;
- уважительное отношение к иному мнению;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по алгоритму, инструкции;
- осуществлять пошаговый контроль при решении учебной задачи;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока:
Орг. момент. (Приветствие).
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это МАТЕМАТИКА!
Актуализация знаний. (Комбинированный этап.)
ФАЗА ВЫЗОВА.
Рецитация.
Мне целый день считать не лень,
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день,
Чего бы посчитать.
- Сегодня на уроке мы с вами будем группой независимых экспертов. Эксперт должен хорошо уметь считать.
- Я, как главный эксперт, проверю, насколько хорошо вы это делаете.
- Открыли тетради, записали число.
- У каждого на парте лежит листок с заданиями. Выполните его.
(На столе карточка с примерами:
48+37; 56+85; 528+165; 253+614; 208+549)
(Один ученик идет к доске и работает у доски. На доске записаны примеры, ему надо их решить.)
Проверим ученика у доски и себя. (85, 141, 688, 867, 757)
- Те, кто решил все правильно, стал «главным экспертом».
- Допустил 1 ошибку – «эксперт».
- Допустил 2 и более ошибок – «наблюдатель».
- «Старшие эксперты» теперь мои помощники, а остальные ребята могут спрашивать у них о том, что было непонятно.
- Как складывали числа? (письменно, по разрядам)
- Объясните свои действия, используя алгоритм сложения двузначных и трёхзначных чисел (записывали единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями; складывали сначала единицы и записывали под единицами, потом складывали десятки и записывали под десятками; затем складывали сотни и записывали под сотнями).
- Как называется такой способ сложения? (поразрядное сложение)
Создание проблемной ситуации.
- А сейчас работаем в парах: вам необходимо решить вот эти примеры у себя в тетрадях (записаны на доске четыре примера): 1253+2614; 36208+54926; 4758+324; 2267+9841.
- Какие ответы у вас получились? (Дети называют свои ответы и выясняют, что ответы у многих разные, так как примеры вызвали затруднение.)
- Как можно проверить правильность ответов? (Дети высказывают различные предположения, пытаются выделить среди них верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого, так как не знают, какой из предложенных алгоритмов действий верный.)
Формулирование проблемы (темы).
- Какой у вас возникает вопрос? (Как складывать четырёхзначные и пятизначные числа.)
- Как одним словом можем назвать трёхзначные, четырёхзначные, пятизначные числа? (Многозначные.)
- Какая же будет тема урока? Кто может её сформулировать? («Сложение многозначных чисел»)
Открытие детьми нового знания и его формулирование. (Работа по учебнику в тетради.)
ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ.
- Откройте учебник на с. 27, № 90. Прочитайте задание. Как предлагают нам выполнить это задание в учебнике? (Предлагают использовать способ поразрядного сложения)
- А что надо сделать для этого? (Вспомнить алгоритм поразрядного сложения трёхзначных чисел: записываем разряд под разрядом; складывать надо по разрядам, начиная с единиц: и т. д.)
- Сформулируйте алгоритм сложения многозначных чисел. (При сложении многозначные числа записывают в столбик, чтобы цифры одноимённых разрядов находились одна под другой; складывать надо по разрядам, начиная с единиц: складываем сначала единицы, затем десятки, сотни, единицы тысяч и т.д. Если какой-нибудь разряд переполняется, т.е. в нём окажется 10 единиц, которые составляют единицу следующего разряда, эта единица переходит в следующий разряд.)
-Чем он похож и чем отличается от алгоритма сложения трёхзначных чисел?
(Выслушиваются мнения детей)
Первичное применение нового знания.
- Выполните задание № 91 в учебнике. (Один ученик выходит к доске и комментирует свои действия при решении примеров)
- Чтобы узнать, чем мы будем заниматься дальше, надо отгадать шараду.
(На доске шарада: предлог ЗА и картинка «дачи».)
- Первое – предлог,
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
(ЗАДАЧА) (Эта надпись появляется на доске.)
Рецитация.
А сейчас у нас задачи:
Сложные, простые.
Мы берем с собой удачу,
Чтобы потрудиться!
1.- Откройте учебник на с.28, з.98. Прочитает задачу
- Что известно по условию задачи? (После того как из кассы выдали 128509 рублей, в ней осталось 14902 рубля)
- Что надо найти? (Сколько денег было в кассе.)
- Какую краткую запись мы можем составить? (Было. Выдали. Осталось.)
- К доске пойдет , заполнит краткую запись.
- Что неизвестно? (Было.)
- Как найти? (Чтобы найти сколько было, надо к тому что осталось прибавить, то что выдали.)
- Какого вида задача?
- Запишем в тетради. (Комментировать будет)
- Составьте две обратных задачи устно.
2. – С.28, з.96. Прочитайте задачу.
- Что известно по условию задачи?
- Что нужно узнать?
- Запишите решение задачи самостоятельно в тетрадь.
ПРОВЕРКА.
- Какой ответ у вас получился? (Появляется возможность исправиться «наблюдателям»).
Физминутка.
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали
Правою рукой носок,
Левой – потолок.
А потом – наоборот.
И тихонько сели.
3. – С.29, з.102. Прочитайте задачу.
- Что известно по условию задачи? (Поле прямоугольной формы имеет длину 850 м, а ширину 625 м )
- Что надо узнать? (Периметр поля)
- У каждого на столе лежит карточка – помощница.
a –
b –
P – ?
P= (a + b) 2
P= a2 + b2
P= a + b + a + b
Вы должны заполнить карточки самостоятельно. («Старшие эксперты», кто первый заполнит, идет к доске заполнять краткую запись). (Я напишу на доске.)
ПРОВЕРКА у доски.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
- Кто может решить задачу сразу?
- Приступайте к решению, а кому сложно работает с учителем.
Работа с выражениями. (Групповая работа.)
ФАЗА РЕФЛЕКСИИ.
- «Эксперты», кто может составить выражения к нашей задаче по любому из предложенных способов?
1. (850+625)2 = 2550(км)
2. 8502 + 6252 = 2550(км)
3. 850 + 625 + 850 + 625 = 2550 (км)
(Выходят к доске те дети, которые желают.)
(Выполняется ПРОВЕРКА.)
- Выберите любой из удобных для вас способов и запишите в тетрадь.
- Ребята, я сегодня очень торопилась на урок, несла вам карточки с выражениями, но споткнулась и выронила их. Карточки рассыпались. Теперь мне необходима ваша помощь. Будем работать в группах.
- Раздаю карточки с числами и знаками группам из 5 – 6 человек.
- (, +, :, ), 27, 15, 7, = (27+15):7 = 6
- 19, (, 9, ), +, =, 4, : (19+9):4 = 7
- 37, -, :, 24, 3, = 37-24:3 = 29
- +, :, 22, =, 36, 4 22+36:4 = 31
ЗАДАЧА этапа: Каждая группа должна составить выражение. Ответственные в каждой группе «старшие эксперты». (Повторить порядок действий в выражениях со скобками и без скобок.)
- Готовность группы – сцепка руками или объятия.
- Ответственный из каждой группы выходит к доске со своим выражением, выполняется проверка.
- В чем была трудность?
Самостоятельная работа.
- Каждая группа решает свое выражение.
(Я, как главный эксперт, проверяю у одного из «старших экспертов», а он у своей группы.)
- В какой группе были допущены ошибки? Как вы думаете, почему? (РЕФЛЕКСИЯ.)
(Дети пытаются объяснить свои ошибки: плохо знаю таблицу умножения, забыл о порядке действий в выражениях).
Итог урока.
- Ребята, встаньте те, кто с самого начала был и остался «старшим экспертом». Молодцы, вы получаете за работу на уроке 5;
- Кто был «наблюдателем», и «старшим экспертом», и «экспертом» в течении всего урока, а остался или «старшим экспертом», или «экспертом» - получаете – 4. А те ребята, которым так и не удалось исправиться, на следующем уроке смогут это сделать.
1. Что самое важное было для вас на уроке?
2. Какие цели ставили в начале урока?
3. Достигнуты ли они?
4. Чему научились на этом уроке?
5. Какое знание получили на уроке?
6. Чему бы вы хотели посвятить следующий урок?
Домашнее задание. (По выбору.)
Литература
Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст]: Учеб. Пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. – Калининград, 1998. – 91 с.
Образовательные технологии. [Текст] Сборник материалов.-М.: Баласс, 2008.-160с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 128с.
Рудницкая В.Н. Математика: 4 класс [Текст]: методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 192с.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915