Методическая разработка раздела образовательной программы по экономике в 6 классе «Торговля» в контексте опыта: «Проблемное обучение как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №50
Методическая разработка раздела образовательной программы по экономике
в 6 классе «Торговля»
в контексте опыта:
«Проблемное обучение как средство
развития познавательной активности и
самостоятельности учащихся»
Выполнила: Дектярева М.В.
учитель истории
2 квалификационной категории
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………..1
Триединая дидактическая цель…………………………………………..3
Ожидаемые результаты освоения раздела программы………………...4
Психолого-педагогическое сопровождение……………………………5
Обоснование используемых методов и приемов …………………… ..7
Учебно-тематическое планирование…………………………………..10
Разработка урока. Поурочное планирование по разделу……………..12
Результативность опыта………………………………………………...17
Список используемой литературы……………………………………..19
Приложения…………………………………………………………………20
Пояснительная записка
Современное информационное общество предъявляет к гражданам повышенные требования, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Такое общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников (в соответствии с ФГОС):
готовых (способных) к саморазвитию и непрерывному образованиюи науки;
умеющих проектировать свою деятельность;
умеющих учиться и осознающих важность и ценность образования для жизни;
социально активных, ориентирующихся в мире профессий;
креативных и критически мыслящих, активно и целенаправленно познающих мир;
осознающих ценность труда и творчества для человека и общества.
В настоящее время предмет «Экономика» изучается в рамках образовательной области «Обществознание» в 5 – 9 классах как школьный компонент. Обучение ведется на основе:
- Областной программы экономического образования школьников. М.В. Сивов. Н. Новгород, 2002 г.
- Рабочей тетради по экономике 6 класс. Н. Новгород, НГЦ, 2008г.
Программа включает 3 концентра, выделенных на основе психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся: 5 – 7 классы (1 концентр), 8 – 9 классы основной школы (2 концентр) и 10 – 11 классы средней (полной) школы на базовом или на профильном уровне (3 концентр).
Программа соответствует Федеральному государственному стандарту.
Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе, социальной адаптации личности школьника. Большое внимание уделено развитию способности учащихся самостоятельно организовывать свою деятельность на всех этапах современного урока, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Теоретическое обоснование.
Проблемное обучение – перспективная педагогическая технология.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Концепция проблемного обучения получила широкое распространение тем не менее существует несколько подходов.
В.Оконь, который высказывал, что: «Проблемное обучение – это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формировании проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем.»
Г.К. Селевко считал, что: «Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей».
Французский философ Жан - Жак Руссо (1712-1778) писал - «Сделайте вашего ребенка, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что он сам понял».
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) выдвигал идею познавательной самостоятельности и писал, что «Ученикам следует передавать не только те или другие познания, но и способность самостоятельно, без учителя, приобрести новые познания».
Сегодня, сохраняя все лучшее из прогрессивной системы Д. Дьюи, разработана современная технология обучения, которая придерживается концептуальных положений, выдвинутых американским педагогом.
1. Ребенок, а антитезе повторяется путь человечества в познании.
2. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
3. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникающих у него потребностей в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
4. Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (удивление, любопытство); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Таким образом, проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительной способности.
Новизна
состоит в том, что в проблемном обучении основное значение имеет не просто нахождение решения или факт «открытия» истины, а сам процесс её поисков, вводящий учащихся в «лабораторию» творческой мыслительной деятельности. Использование проблемного обучения учит школьников мыслить научно, логично, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает чувства глубокого удовлетворения и уверенности в своих силах и возможностях; формирует интерес к процессу обучения и научной деятельности.
2.Триединая дидактическая цель
Познавательная (или образовательная) связана с предметом
обеспечить усвоение, повторение следующих понятий: торговля, виды торговли: розничная, оптовая. Интеграционная связь с уроками информатики.
познакомить учащихся с рекламой как инструментом маркетинга, научить создавать рекламу
объяснить с какими трудностями сталкивается владелец магазина.
Развивающая
научить работе в программах Microsoft Office Word, Power Point, работе в Интернете
развивать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетенции, умение преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни.
Воспитательная
навыки самостоятельной работы.
воспитывать познавательный интерес к предмету и экономическую культуру учащихся.
3.Ожидаемые результаты от освоения раздела программы «Торговля».
Обоснование использования в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
На этапе целеполагание и мотивация ставлю проблему перед учащимися для того, чтобы разобраться в поставленной цели к теме урока.
Очень ценным методическим приемом, с моей точки зрения, является постановка самими учащимися проблемых изучаемому материалу и возбуждения у него познавательного интереса.
Ситуацию неожиданности создаю при ознакомлении учащихся при изучении нового материала
Ситуацию конфликта создаю при заполнении ИНСЕРТА
Ситуацию неопределенности создаю тогда, когда проблемное задание содержит недостаточно данных для получения однозначного решения
Создание проблемных ситуаций на моих уроках отвечает определенным требованиям: учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом естественным путем, вытекать из логики познавательного процесса.
В заключение отмечу, что данная технология даёт положительный результат. В итоге, учащиеся должны:
Знать: - организационные формы торговли:
розничный магазин
оптовый магазин
ярмарка
биржа
аукцион
реклама
Уметь: - различать формы торговли;
- сравнивать цены оптовой и розничной торговли;
- приводить примеры товаров, которые можно купить на аукционе и бирже;
- рекламировать товар и услугу;
- использовать полученные знания при решении проблемы.
4. Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала учащихся в соответствии с возрастными особенностями.
Возрастные особенности учащихся 6 класса
*Ведущие позиции – общественно полезная деятельность и общение со сверстниками
*Изменение внутреннего мироощущения
*Стремление отстаивать свою точку зрения в спорах со сверстниками и взрослыми
*Желание и необходимость самореализации, самопознания
* Характерна критичность мышления.
В 6 « А» классе обучается 21 учащийся, из них 10 девочек и 11 мальчиков. 2000 года – 3 девочки, 2001 года – 7 девочек, 11 мальчиков.
Данный коллектив существует с 1-го класса.Класс шумный, требует постоянного внимания к себе. На уроке детей нужно постоянно контролировать и загружать заданиями. В параллели 6-х классов 6 «А» класс более работоспособный и творческий.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Лидировать в классе стремятся Кузнецова Анастасия, Спирин Андрей, Торыгина Татьяна, Зубанов Алексей, Чугунов Данила. Ребята могут конфликтовать друг с другом, но конфликты всегда разрешаются мирно. Объектом неприязни чаще всего становятся Щербакова Ольга и Кабанов Алексей.
Лидеры как легко критикуют других, так же легко критикуют и себя; если в коллективе возникает спорная ситуация, то они ищут правдивое и честное решение, что является ценностным качеством данной группы. Особого внимания требует Спирин А. :задиристый, вспыльчивый, но не злопамятный мальчик.
Степень организованности и сплоченности классного коллектива средняя. Между мальчиками и девочками существуют дружественные взаимоотношения, взаимопомощь. На переменах, как мальчики, так и девочки любят играть друг с другом в активные игры, помогают друг другу в выполнении домашних заданий.
Внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий рассеянное, в классе есть ученики с неустойчивым, рассеянным вниманием. Работоспособность коллектива высокая, навыками самостоятельного умственного труда некоторые ученики владеют средне. Обучающиеся умеют оценивать себя и товарищей, с интересом выполняют задания в группах, парах. Познавательная активность класса средняя, в основном развита копирующая самостоятельность.
В коллективе 80 % - дети работоспособные, ответственные, выделяются устойчивым интересом к учёбе, настойчивостью при овладении знаниями наук. У 20 % класса - внимание неустойчиво и занимаются они слабовато, но все дети способны к усвоению учебного материала. Способность коллектива к творческому решению задач среднее, поэтому существует потребность коллектива в творческой деятельности.
Дисциплина в классе среднего уровня. Характер дисциплины на уроках и вне уроков зависит от присутствия на уроках - лидеров, которые могут давать как положительный пример, так и отрицательный.
В таком разно уровневом классе целесообразно строить урок с помощью технологии проблемного обучения и активного поиска путей её разрешения, чтобы постоянно активизировать их познавательный интерес через самостоятельную работу, развивать исследовательские умения. Используя эту технологию, учитель создает благоприятные условия для выработки у обучающихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества с другими учащимися.
Качество знаний в 5 классе по итогам 2012 – 2013 учебного года:
На диаграмме видно, что предмет экономика занимает не последнее место по качеству знаний и составляет 95%.
Качество знаний в 6 классе по итогам 1 четверти 2013 – 2014 учебного года:
По итогам 1 четверти видно, что предмет экономика показывает результат ниже – 85%, это связано с тем, что я начало использовать проблемное обучение, в результате которого учащиеся еще не научились быстро решать поставленную проблему по данной теме.
31750Следующая диаграмма показывает разницу интересов к предмету прошлого и этого года, поэтому я продолжу применять проблемное обучение и ставить проблему по теме урока, чтобы учащиеся быстрее научились находить пути решения поставленной проблемы.
Данная технология должна помочь повысить мотивацию учащихся к изучению экономики, повысить уровень познавательной творческой и репродуцирующей активности, результатом чего может стать и повышение успеваемости по предмету.
5. Обоснование используемых методов и приёмов
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы прививать умения, позволяющие учащимся самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, познавательную деятельность. Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены, что, разрешая эти проблемы, они открывают для себя новые и полезные знания. Уроки строятся на основе «полного акта мышления», чтобы ученики на них сумели: почувствовать конкретную трудность, определить ее (выявить проблему), сформулировать гипотезу по ее преодолению, получить решение проблемы или ее части.
Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру:
Деятельность учителя: Деятельностьученикасоздает проблемную ситуацию
организует размышление над проблемой и ее формулировкой
организует поиск гипотезы
организует проверку гипотезы
организует обобщение результатов и применение полученных знаний осознают противоречия
Формирует проблему
выдвигают гипотезы, объясняющие явления
проверяют гипотезу в эксперименте, решении задач
анализируют результаты, делают выводы.
применяют полученные
знания
Проблемное обучение существенно отличается от традиционного. При проблемном обучении учитель либо не даёт готовых знаний, либо даёт их на особом предметном содержании – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).
Приведу сравнительные черты традиционного и проблемного обучения.
Традиционное Проблемное
1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего на программу. 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.
2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса. 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.
3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся. 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью. 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике. 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Свою педагогическую деятельность по внедрению данной технологии я строю на основе:
* развивающего обучения
*проблемного обучения
* игрового обучения
* группового обучения
Использую методы: исследовательские, метод проблемных ситуаций, ролевые игры, работа в группах, парах.
Основой практической деятельности по внедрению проблемного обучения, являются уроки комбинированного типа с созданием проблемных ситуаций на различных этапах урока. Выдвижение и решение проблем могут найти свое место на многих этапах комбинированных уроков.
Актуализация прежних домашних заданий и способы действий
Проблемная проверка знаний позволяет установить уровни познавательной активности и самостоятельности, что очень важно для организации индивидуальной работы с учащимися.
Первичное усвоение нового материала. Изучение нового материала — это основное звено урока. Успешное усвоение нового определяется тем, насколько ясно и полно учащиеся понимают стоящие перед ними познавательные задачи. Перед изучением нового материала важно создать проблемную ситуацию, «Какие товары и где можно приобрести?». Проблемная постановка вопроса делает процесс изучения предмета содержательнее и глубже. Поэтому при любой возможности ею нужно пользоваться. Одним из основных свойств, проблемной ситуации является воздействие ее на эмоциональное состояние ученика: вызвать недоумение, удивление и т.п.
Проблемы должны представлять познавательную трудность, которая вытекает из объективных противоречий, свойственных изучаемому материалу.
Проблемы должны быть посильными, т.е. не слишком трудными для решения, иначе они не вызовут интереса и учащиеся попытаются просто обойти их.
Проблемный вопрос обязательно должен показывать учащимся недостаточность имеющихся знаний, побуждать высказывать новые идеи.
Проблемные вопросы должны опираться на прежний опыт и знания учащихся, направлять их мысль на актуализацию тех знаний, которые необходимы для решения проблемы.
Основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному поиску, указывать направление путей ее решения.
Проблемные вопросы должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика, заинтересовать его содержанием учебного материала, побуждать к активной деятельности.
Систематизация знаний и умений предполагает не простое воспроизведение приобретенных знаний и умений, а подведение учащихся путем создания проблемных ситуаций к применению этих знаний в новых условиях, в новых конкретных ситуациях.
Информация о домашнем задании предусматривает выполнение домашних заданий по составлению кроссвордов, поиск информации о видах организованных форм торговли, создание мини-проектов о торговле. Качество выполнения домашней работы учащимися во многом зависит от ее организации. Проблемный характер домашних заданий стимулирует успешное их выполнение. Это достигается внесением в домашнее задание элементов нового, постановкой проблемных задач, требующих проявления творчества в выполнении работы. Разнообразие видов домашних заданий, творческий характер делают их более интересными, предупреждают перегрузку.
Методическая разработка раздела программы
Я выбрала раздел «Торговля» потому, что данная тема актуальна в наши дни в условиях становления рыночной экономики, вносит важный вклад в развитие культуры подрастающего поколения и связывает рыночно - ориентированное мышление с общественной социальной ответственностью.
6. Учебно-тематическое планирование по разделу
Тема урока Тип урока Форма организации познавательной деятельности учащихся Основные виды работ Планируемый результат
1. Торговля как наиболее эффективная форма обмена. Урок – изучения нового материала Информационно – развивающий урок Презентации учащихся, проектная работа, игра (бартерный обмен) Учащиеся должны усвоить определение барра,необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена
Торговля как посредник между производителями и потребителями
Проблемный тип урока Творческо – репродуктивный урок. Тестирование, отгадывание кроссворда; изучение новой информации и заполнение рабочих листов Учащиеся должны различать виды торговли
Оптовая и розничная торговля. Урок – практикум. Урок – презентация. Заполнение кластера Изучение информационных листов и заполнение рабочих листов Изучить розничную и оптовую торговлю по способу организации и ценам; приводить примеры
Организационные формы торговли. Урок-практикум Структурированная дискуссия (сообщение учащихся по безмагазинным формам торговли с проведением всестороннего анализа той или иной формы торговлиИзучение информационных листов и заполнение рабочих листов; таблиц. Приводить примеры товаров, которые можно купить на аукционе, бирже, ярмарке.
Реклама, требования к рекламе.
Положительные и отрицательные последствия рекламы. Проблемно – поисковый урок Урок - практикум Выявление плюсов и минусов рекламы дляуспешной торговли. Уметь рекламировать товары, услуги; создавать рекламу.
Разработка урока. Поурочное планирование по разделу «Торговля».
Цель – изучить формы торговли.
Задачи:
Образовательные:
Получить знания по теме «Торговля»;
Изучить существующие формы торговли;
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Сформировать у учащихся целостное восприятие торговли, как экономического понятия.
Развивающие:
Развитие мышления с помощью предложения вопросов на размышления;
Развитие памяти учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах;
Воспитывать у учащихся чувство порядочности по отношению друг к другу;
Учащиеся научатся:
объяснять выгоду для производителей и потребителей от торговли как посреднической деятельности;
различать оптовую и розничную торговлю по способу организации и ценам;
приводить примеры товаров, которые можно купить на аукционе, бирже, магазине;
рекламировать товар или услугу.
№
п/п Название темы урока Количество часов
1. Торговля как наиболее эффективная форма обмена. 1 ч.
2. Торговля как посредник между производителем и потребителем товаров и услуг. 1 ч.
3. Оптовая и розничная торговля. 1ч.
4. Организационные формы торговли. 1 ч.
5. Реклама, требования к рекламе. Положительные и отрицательные последствия рекламы. 1 ч.
Технологические приемы:
Приём кластера: кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста.
Приём: разминка – опрос в виде теста.
Приём: вопрос – ответ.
«Поставь соответствие к термину»,
«Заполнитьнедостающее…»,
«Разгадай кроссворд»,
«Зашифрованные колеса».
Свои уроки я построила на основе Австрийской программы, которая состоит из следующих разделов:
Вводные предпосылки
Учебные цели
Планирование занятий
Комментарии к планированию занятий
Список используемых источников
Урок 4 «Организационные формы торговли»
Цель урока – изучить организационные формы торговли.
Задачи урока - проверить знания по теме «Оптовая и розничная торговля»; изучить существующие формы торговли; формировать умения применять полученные знания на практике; развитие мышления с помощью предложения вопросов на размышления; развитие памяти учащихся; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах; воспитывать у учащихся чувство порядочности по отношению друг к другу.Предпосылки Учащиеся могут…
*Знать из жизненного опыта о биржах, ярмарке, аукционе;
*Уметь приводить примеры работы биржи, ярмарки, аукционе.
Учебные цели Учащиеся должны …
*Знать историю возникновения бирж, ярмарки, аукциона;
*Какие товары и как продаются на этих видах безмагазинной формы торговли.
Урок 4. План урока с комментариями
№
п/п Меры Средство Социальная
форма Время/
мин
1. Вызов:разминка: повторение пройденного материала. Вопрос-ответ.
Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. ИЛ 1 (Приложение 1) Класс
Дискуссия. 5
2. Осмысление содержания: для поиска решения проблемы–новые знания по теме: сообщения о Нижегородской ярмарке, аукционе Кристи, Нью-Йоркская Фондовая Бирже.
Проверка изученного материала.
Найди соответствие.
Выскажи своё мнение. ИЛ 2
(Схема - приложение 2)
ИЛ 3
(Текст - Приложение 3)
РЛ 1
(Таблица - Приложение 4)
Доклады учащихся.
Учитель.
Дискуссия.
36
3. Рефлексия
Выражение решения проблемы.
Вопрос – ответ. Класс подводит итоги. 3
4. Домашнее задание
Стр. 119 – 120, стр. 124 №9
(Некоторым учащимся даётся индивидуальное опережающее задание) 1
Итого: 45
Урок 5 «Реклама, требования к рекламе. Положительные и отрицательные последствия рекламы.»Цель урока: формирование понятия о рекламе как инструменте маркетинга.
Задачи урока: проверить знания по теме «Организационные формы торговли»; познакомить учащихся с рекламой как инструментом маркетинга, научить создавать рекламу; развивать учебно-познавательную, информационную и коммуникативную компетенции, умение преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; воспитывать познавательный интерес к предмету и экономическую культуру учащихся.
Предпосылки Учащиеся могут…
*Знать из жизненного опыта о рекламе;
*Уметь приводить примеры виды реклам, рекламных агентств.
Учебные цели Учащиеся должны …
*Знать историю возникновения рекламы;
* Требования к рекламе;
*Положительные и отрицательные последствия рекламы.
№
п/п Меры Средство Социальная
форма Время/
мин
1. Вызов:приём: « Вопрос – ответ»
Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.
Класс
(дискуссия) 3
2. Осмысление содержания: проверка пройденного материала. Приём: вопрос- ответ.
Для поиска решения проблемы - открывают новые знания по теме: сообщения «История возникновения рекламы».
Изучение алгоритма создания рекламы.
Разбор преимущества и недостатков рекламы.
Мозговой штурм.
ИЛ 1
(Тест - Приложение 1)
ИЛ 2
(Образцы «Виды рекламы» - Приложение 2)
ИЛ 3
( Приложение 3)
РЛ 1
(Таблица – Приложение 4)
РЛ 2
(Текст - Приложение 5)
Работа в парах
Дискуссия.
Обсуждение. 36
3. Рефлексия:
Выражение решения проблемы.
Приём: вопрос-ответ; закончи фразу.
ИЛ 4 (Приложение 7) Класс подводит итоги.
5
4. Домашнее задание:
Разработать рекламный проспект и рекламные символы на школьную форму. (Памятка прилагается) ИЛ 5 (Приложение 6) 1
Итого: 45
Результативность опыта:
Проблемное обучение имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учащихся, ученики получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей:
Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель- достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Третья цель- сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие
результаты:
учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
развивается логическое мышление;
развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
развивается способность к самоконтролю;
формируется устойчивый интерес к предмету;
активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.
Достоинства: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности учащихся.
Недостатки: в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования проблемного обучения с целью достижения более высокого уровня сформированной познавательной активности учащихся при изучении экономики.
9. Список используемой литературы
Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.
Издательство «ВИТА-Пресс», 2008.
Королев В. Экономика и рынок.
С-Петербург, Корона - Принт, 2010.
Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности.
Издательство «ВИТА - Пресс», 2012.
Лукьянова Р.С. Система дидактических игр и творческих заданий.
Н. Новгород, 2007.
Областная программа экономического образования школьников (5- 11 классы) .Н. Новгород, НИРО, 2002г:,составители: зав. кафедрой экономического образования НИРО И. А. Симонов; канд. экономических наук, доцент кафедры экономического образования НИРО Р. С. Лукьянова; ст. преподаватели Н.М. Левина, Г.И. Гребенева;
методист О.В. Плетенева.
Тетрадь по экономике 6 класс. Н. Новгород, НИРО, 2002.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»,
Москва «Народное образование»1998 год.