Методические рекомендации учителю математики работающему в классе-комплекте
Управление образования администрации
Новокузнецкого муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сары-Чумышская основная общеобразовательная школа»
Методические рекомендации учителю математики, работающему в классе-комплекте, в условиях сельской малокомплектной школы
Черкасова Елена Александровна,
учитель математики
МОУ «Сары-Чумышская основная
общеобразовательная школа»
2011
Сары-Чумыш
В науке и законодательстве Российской Федерации не установлены понятия «малочисленное общеобразовательное учреждение», «малокомплектное общеобразовательное учреждение». Чаще всего употребляют термин «малокомплектная школа». В Российской педагогической энциклопедии малокомплектной называется школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. В СССР до 70х годов ХХ века этот термин применялся в отношении начальной школы, если в ней насчитывалось менее пятнадцати человек. Затем оно было распространено и на неполные средние школы и средние школы с малой наполняемостью классов. Это значит, что верхняя граница численности малокомплектной школы точно не установлена. В настоящее время при некоторых экономических расчётах малокомплектным общеобразовательным учреждением негласно считается школа без параллельных классов. Таким образом, под это определение подпадает и маленькая школа, в которой учатся несколько классов в одной аудитории, и школа со средней наполняемостью классов в 25 человек, введение ФГОС в которой существенно не будет отличаться от большой городской школы.
Можно предположить, что не любые малокомплектные сельские школы будут нуждаться в специальных рекомендациях по введению ФГОС в малокомплектной школе, а только те, в которых средняя численность класса составляет менее 10 учеников.
Кроме численности, при внедрении ФГОС необходимо учитывать и другие условия:
организационную форму образовательного учреждения;
комплектование классов (каждый класс является самостоятельным комплектом или объединён с другими);
географическое расположение (есть ли в пределах транспортной доступности базовые школы и культурные центры, куда может быть осуществлён периодический подвоз детей, выезд специалистов);
систему обучения, в рамках которой будет организован учебный процесс (классно урочная система или системы обучения по индивидуальным маршрутам).
В условиях, когда значительно снижается контингент учащихся и основная общеобразовательная школа, становится малочисленной и малокомплектной, существенно меняется работа учителя. Традиционные методы взаимодействия с большими группами учащихся в такой ситуации малоэффективны. Их использование ведет к эмоциональному напряжению и педагога, и учеников; замедляется темп работы на уроке; уменьшается общение учащихся между собой, а общение преподавателя с учениками значительно увеличивается. Это в свою очередь, влияет на формирование учебных умений учащихся, в частности на овладение устной математической речью. Чрезмерная опека педагогом учащихся приводит к потере интереса к учению, желания быть спрошенным, отвечать у доски.
Работа в современной малокомплектной сельской школе отличается рядом специфических особенностей.
1. В силу необходимости преподавания нескольких учебных предметов, набор которых к тому же может меняться, типичной для учителя является ситуация вспоминания давно забытого знания или же приобретения нового.
2. Поскольку классы малочисленны, общение учителя и ученика оказывается значительно более интенсивным, чем в традиционной школе, а потому реальная нагрузка учителя и учеников резко возрастает.
3. Столь же интенсивным является общение учеников между собой, круг общения, сравнительно с традиционной школой, сужается, что иной раз вызывает психологический голод и дискомфорт, или же, наоборот, создает уютную «семейную» атмосферу.
4. Личностный контакт учителя и ученика оказывается более тесным, тем более что их объединяет и общая сельская среда.
На мой взгляд, одна из самых главных трудностей, с которой встречаются педагоги - это отсутствие чётких методических рекомендаций по построению и проведению урока в данных условиях. Поэтому приходиться искать, пробовать, отбирать методы и приёмы самостоятельно. Система обучения в малокомплектной школе рассматривает обучение не как самоцель, а как средство развития личности ребёнка.
Предлагаю рекомендации по подготовке к урокам в классе-комплекте. Они основаны на известных принципах работы учителя в малокомплектной школе и предусматривают:
построение отдельных уроков или их системы на однородном учебном материале;
поиск внутрипредметных возможностей интегрирования математических знаний;
чередование работы учителя и самостоятельной работы учащихся;
организацию совместной работы учащихся в парах и группах, которые могут быть составлены из учащихся как одного, так и объединенных классов;
использование методов взаимного обучения, в т. ч. и взаимоконтроля;
изменение сложившихся стереотипов общения между учителем и учениками, а также между учащимися как одного, так и разных классов.
Учителю малокомплектной школы приходится работать в сложнейших условиях: приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. И я, на собственном опыте знаю, что работать учителем в малокомплектной школе гораздо труднее и сложнее, чем в обычной школе. Одновременные занятия с несколькими классами требуют более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, а также умелого проявления педагогического такта. Чтобы провести разновозрастное занятие, учителю необходима огромная подготовка. Процесс подготовки можно разделить на несколько частей:
Необходимо выявить возможности для проведения разновозрастного занятия в содержании учебного материала; определить место занятия в тематическом планировании каждого класса; определить тему занятия и возможность изменения последовательности изучения тем.
Далее следует определить задачи занятия: образовательные - общие для всех учащихся и конкретно для учащихся младшего и старшего возраста, воспитательные и развивающие.
Отбор содержания учебного материала. Здесь очень важно рассмотреть степень совпадения содержания учебного материала в каждом классе. Необходимо обращать внимание на то, чтобы материал был научным и доступным для всех учащихся и в то же время максимально развивал детей; подобрать совместные виды деятельности детей, подготовить дидактический и раздаточный материал с учетом возраста школьников.
Планирование разновозрастного занятия. В первую очередь необходимо определить тип и структуру занятия, виды совместной деятельности учащихся, затем идет составление плана и конспекта занятия.
Некоторые типы уроков рассмотрены в таблице 1. С ее помощью учитель сможет по заданному типу построить урок, определить его структуру и наполнить конкретным содержанием.
Таблица 1
Классификация уроков
Тип урока
Содержание урока
Структура урока
1
2
3
1. Урок овладения новыми знаниями
Новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на изучение.
Организационный момент
Актуализация знаний.
Формирование новых знаний.
Первичное осмысление знаний.
Корректировка полученных знаний.
Подведение итогов урока, домашнее задание.
2. Урок формирования умений и навыков
Вторичное осмысление полученных ранее знаний, отработка умений и навыков, применение полученных знаний.
Организационный момент.
Воспроизведение теоретических знаний.
Выполнение устных и письменных заданий, практических работ
Проверка выполненных работ.
Подведение итогов урока, домашнее задание.
3. Комбинированный урок
Новый материал, первичное осмысление полученных знаний, первичная отработка умений и навыков, их корректировка.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Формирование новых знаний.
Закрепление знаний и выполнение заданий.
Корректировка полученных знаний, умений и навыков.
Подведение итогов урока, домашнее задание.
4. Урок обобщения и систематизации
Систематизация и повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам, темам программы. Раскрытие важнейшей идеи изучаемой темы (тем) или курса в целом.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Повторение.
Выполнение устных и письменных заданий.
Подведение итогов, домашнее задание.
5. Урок контроля
Оценивание результатов учения, уровневой обученности, степени готовности применять полученные знания.
Организационный момент.
Выполнение заданий.
Подведение итогов, домашнее задание.
Отдельно выделю урок овладения новыми знаниями. Основная цель такого урока в том, чтобы ввести новое понятие, раскрыть его свойства, показать возможности его применения, связи с другими понятиями. Этапы урока, начиная со второго можно назвать иначе, чем в приведённой таблице.
Подготовка к изучению нового учебного материала, выявление проблемы.
Усвоение новых знаний.
Осмысление новых знаний.
Взаимоконтроль, самопроверка.
Таблица 2.
Этапы урока
Примерная структура урока
5-й (7-й) класс
6-й (8-й) класс
1
Работа учителя: организационный момент
2
Работа учителя: актуализация знаний, постановка проблемы
Самостоятельная работа учащихся: подготовка к изучению нового материала, выявление проблемы
3
Самостоятельная работа учащихся: усвоение новых знаний
Работа учителя: формирование новых знаний
4
Работа учителя: первичное закрепление новых знаний
Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний
Таблица 3.
Этапы урока
Примерная структура урока
5-й (6-й) класс
7-й (8-й) класс
1
Работа учителя: организационный момент
2
Самостоятельная работа классов: подготовка к изучению нового учебного материала, выявление проблемы
3
Самостоятельная работа классов: усвоение новых знаний
4
Самостоятельная работа учащихся: осмысление новых знаний
Работа учителя: первичное закрепление знаний
5
Работа учителя: корректировка знаний
Самостоятельная работа учащихся: взаимопроверка, самоконтроль
6
Работа учителя: подведение итогов, сообщение домашнего задания
Кроме структуры урока необходимо определить место и виды совместной работы учащихся, продумать организацию учебной деятельности учащихся. Чередование работы учителя с классами и самостоятельной работы учащихся на отдельных этапах урока будет зависеть от уровня сложности учебного материала, умений учащихся работать совместно и самостоятельно, а также уровня подготовленности учащихся того или иного класса.
Успех урока зависит от сочетания объяснения учителя и самостоятельной работы. Объяснение должно быть кратким за счет меньшего количества поясняющих примеров и дополнительных рассуждений. Оно должно раскрывать главное, основное положение, от которого зависит характеристика всего материала. Учитель сосредотачивает внимание на том, чтобы учащиеся поняли систему нового учебного материала. Он приводит обычно один или два примера, в которых можно раскрыть аспекты новых знаний.
После объяснения учитель дает краткую инструкцию о том, как нужно выполнять самостоятельную работу. Проверяет готовность учащихся к работе и затем переходит работать с другим классом. Здесь он также проводит объяснение, сосредотачивая внимание на главных аспектах и системе нового материала, и дает самостоятельную работу. Так сменяя виды работы, контролируя процесс выполнения самостоятельных работ, учитель ведет урок.
Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель, работающий в классе-комплекте, такого выбора не имеет. Наличие двух классов определяет необходимость таких заданий, они входят составляющими практически в каждый этап урока. Следующая особенность состоит в зависимости объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом. Самостоятельная работа выполняется учащимися без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных действий.
Нужно отметить, что урок в малокомплектной школе является основной формой обучения и воспитания. Класс - комплект разновозрастной, и предметов на одном уроке несколько. Каждый урок в моём классе - комплекте - это фактически два урока, соединенных в одном. Они проводятся одновременно, в одном помещении. Поэтому мне приходится несколько раз (5-6) перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе, распределение времени между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке. Очень важно действовать во время урока так, чтобы не нарушить логику познавательного процесса, стимулировать у учащихся восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности. Также сложность работы в классе - комплекте состоит в том, что приходится одновременно вести воспитательный процесс во всех классах.
Детям на уроке тоже сложно работать, ведь они должны научиться сосредотачиваться на выполнение заданий, не слушать объяснения учителя для другого класса, не обращать внимания на другие материалы, предназначенные не им, моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жесткой регламентации учебного времени, предъявляющей учителю требование точнейшего, по минутам, расчета времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя.
В свою очередь жесткий временной регламент обязывает учителя чрезвычайно тщательно подготавливать все необходимое на уроке (наглядные пособия и учебные записи):
- заданий для самостоятельной работы,
- условия задачи,
- алгоритмических предписаний, указывающих на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносных досках, либо на листках бумаги;
заранее, так как любое отвлечение от работы с классом, будь то запись на доске или простое прикрепление таблицы, неизбежно приводят к потерям учебного времени.
В своей работе использую элементы современных педагогических образовательных технологий, способствующие личностному развитию ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности учащихся в учебном процессе. Из них наиболее полно реализую элементы следующих развивающих педагогических технологий:
-личностно - ориентированного обучения,
-информационно-коммуникационной технологии,
-технологии уровневой дифференциации (организации самостоятельной деятельности учащихся),
-метода тестирования.
Хочу отдельно остановится на применении информационно-коммуникационной технологии.
На уроках и во внеурочной деятельности я использую возможности информационно-коммуникационных технологий. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный фон на моих уроках, вызывает у детей эмоциональный подъём. Презентации, программы-учебники, программы-тренажёры, позволяют детям быть активными участниками учебного процесса.
В ходе использования мной современных образовательных технологий идёт процесс обучения «учение с увлечением».
Таблица 4
План-конспект
7 класс
8 класс
Тема: Окружность
Тема: Второй и третий признаки подобия треугольников
Цель: 1. Систематизировать знания об окружности и ее элементах.
2. Отработать навыки решения задач по данной теме.
Цель: 1. Рассмотреть второй и третий признаки подобия треугольников.
2. Показать применение второго и третьего признаков подобия треугольников при решении задач.
I. Организационный момент.
Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.
II. Актуализация знаний учащихся.
Сформулировать три признака равенства треугольников.
II. Актуализация знаний учащихся.
Самостоятельно решить задачу № 57 из рабочей тетради.
III. Изучение нового материала.
Понятие окружности и ее элементов вводится в курсе математики пятого класса, поэтому изучение материала будет проходить по следующей схеме:
Прочитать самостоятельно § 21.
Выполнить задания теста.
Решить самостоятельно задачи № 77 и 78 из рабочей тетради.
Тест.
1. Вычеркнуть ненужные слова текста в скобках:
а) Окружность – это (абстрактная, геометрическая, плоская) фигура, состоящая из (множества, всех) точек, расположенных на (одинаковом, заданном) расстоянии от (некоторой, центральной) точки.
б) Радиусом окружности называется (линия, прямая, отрезок), соединяющая центр окружности с (заданной, какой-либо) точкой окружности.
2. Диаметр окружности – это (закончить определение):
а) два радиуса, лежащие на одной прямой;
б) хорда, проходящая через центр окружности;
в) прямая, проходящая через две точки и центр окружности.
3. Центр окружности – это (закончить определение):
а) точка, куда ставится ножка циркуля при начертании окружности;
б) середина окружности;
в) точка, равноудаленная от всех точек окружности.
4. Дуга окружности – это (закончить определение):
а) часть окружности, выделенная точками;
б) часть окружности, ограниченная двумя точками;
в) часть окружности, ограниченная хордой.
5. Определить, на сколько дуг делят окружность две точки, лежащие на окружности. Выбрать правильный ответ:
а) на одну;
б) на две.
6. Как изображается хорда на чертеже окружности? Выбрать правильный ответ:
а) прямой линией;
б) дугой окружности;
в) отрезком с концами, лежащими на окружности.
7. Как называется отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности? Выбрать правильный ответ:
а) длина окружности;
б) радиус окружности;
в) половина диаметра окружности.
III. Изучение нового материала.
1. Второй признак: Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами равны, то такие треугольники подобны.
2. Третий признак: Если три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
Учащиеся записывают в тетрадях план-конспект доказательства теорем.
IV. Закрепление изученного материала.
1) Устно решить задачу № 143.
а) хорды: CD, MN, AB.
б) диаметры: AB.
в) радиусы: OB, OA, OP.
2) У доски и в тетрадях решить задачу № 146.
IV. Закрепление изученного материала.
1) Решение задач № 59, 60 из рабочей тетради самостоятельно.
2) Решить дополнительную задачу по карточке: В треугольниках ABC и A1B1C1, ВЕ и В1Е1 – биссектрисы, (В = (В1, АЕ : ЕС = А1Е1 : Е1С1. Докажите, что
·АВЕ(
·А1В1Е1.
V. Домашнее задание.
§21, вопрос 16, задачи № 144,145,147
V. Домашнее задание.
П.60, 61, вопросы 6,7; № 559, 560
Моя практика работы в сельской школе показывает, что и сельский учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка, может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых образовательных технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Уверена, не призывы к модернизации образовательного процесса, не разработка очередных программ совершенствования и развития обновляют школу. Ее обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания.
Искать и смелее внедрять в практику всё лучшее и передовое – в этом я вижу перспективу своей педагогической деятельности.
Литература.
Е.Г. Ивлиева. Урок с разновозрастными учащимися // Справочник руководителя сельской школы. №7, 2007
Е.Г. Ивлиева. Преподавание математики в малочисленной сельской школе // Сельская школа, №1, 2004
С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. Педагогика, М.: Просвещение, 1987
15