Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе. Тема: «Незнайка в стране насекомых»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе
Тема: «Незнайка в стране насекомых»
Выполнила воспитатель старшей группы Бельды Е.М.
Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».
Задачи:
Образовательные:
расширять и закреплять знания детей о насекомых;
вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида.
Развивающие:
развивать зрительную и слуховую память;
развивать связную речь;
развивать образность речи;
развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Словарная работа:
активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (тело насекомого сегментировано, муравьиная кислота, палочник, богомол) .Форма проведения: НОД.
Приоритетная образовательная область:
познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
Виды детской деятельности:
игровая;
коммуникативная;
познавательно-исследовательская;
изобразительная;
двигательная.
Предварительная работа с детьми:
рассматривание иллюстраций, игрушек;
чтение природоведческой литературы;
заучивание стихов о насекомых;
отгадывание загадок о насекомых;
просмотр мультфильмов.
Демонстрационный материал:
предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;предметные картинки с изображением пробуждения природы;
дидактическая игра «Четвертый лишний»;
письмо от Незнайки.
Раздаточный материал:
листы бумаги по одному на каждого ребенка, цветные карандаши по одному карандашу разных цветов на каждого ребенка.
Ход НОД:
1. Введение в учебно - игровую ситуацию (мин)
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас) .Воспитатель: Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей).
Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей).
Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима? (ответы детей).
Воспитатель: С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).
А как бы вы назвали место, где живут все насекомые? (ответы детей) .Сегодня, ребята, в наш детский сад пришло письмо. Оно было адресовано старшей группе «Фантазеры» от Незнайки. Он пишет, что очень хотел бы попасть в страну насекомых и увидеть их разнообразие.
2. Основная часть.
Игра: отгадай загадки. (Ребенок, который отгадывает загадку, выставляет картинку на мольберт)
Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора…
(Пчела)
(Картинка 1)
Воспитатель: Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё? Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).
Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает.
(Стрекоза)
(Картинка 2)
Воспитатель: Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?
Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых) .На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочка)
(Картинка 3)
Воспитатель: А какие части тела есть у бабочки?
Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов) .Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
(Картинка 4)
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги) .Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда) .Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Муравей)
(Картинка 5)
Воспитатель: Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может
(Божья коровка)
(Картинка 6)
Воспитатель: Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .Физкультминутка: Бабочка
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками).
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком).
— Раз, два, три, четыре, пять.(Хлопки в ладоши).
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте).
Задень, за два и за месяц. (Шагаем на месте).
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши).
Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками).
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком).
Воспитатель: Дальнейший просмотр картинок, демонстрирующий разнообразие мира насекомых. (Обратить внимание на паука у него 8 ног в отличие от других насекомых.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Картинки с триггерами по 4 картинки. Дети смотрят на них и исключают лишнее.
Например:
• заяц, волк, лиса, муха (насекомое) ;• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое) ;• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное) ;• паук, шмель, орел, комар (птица)
• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.
Воспитатель: Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Незнайке.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей) .А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.
А сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Незнайке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают. (Ответы детей)
Молодцы ребята, спасибо вам большое! Мы с вами и дальше будем наблюдать за насекомыми, правда? Рисовать и изображать их. До свидания.