Тема. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»


Тема. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Цели урока:
- показать отношение Гоголя к современной ему действительности;
- раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;
Научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.
Развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.
- В каком порядке Гоголь знакомит нас с помещиками? В чём смысл такого порядка?
(Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин - глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души)
Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Такие люди лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.
- “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”?
Исследовательская деятельность.
(Писатель хотел показать “всю Русь”.)
Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл о внутреннем перерождении человека, спасении его души.
Исследование 2 – “Чичиков и помещики”
- Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно?Вам предстоит поработать над 5 образами. Каждый из вас должен выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Черты, которые являются отличительными в характере Чичикова:
- Гибкость
- Выживаемость
- Приспособляемость
- Угодливость
- Энергичность
- Воля
- Наблюдательность
(Вся энергия Чичикова направлена на одну страсть – приобретение. Возможно, желание иметь деньги не так уж плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют, и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Перед нами подлец, способный переступить все нравственные законы)- Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства: деталь, портрет, одежда, манеры, речь, характеристика другими персонажами, биография.
- Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова?- Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова?(Да, через покаяние.)
- Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?
(Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)Вывод:Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.
- Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?
(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)
- Как вы понимаете смысл названия поэмы?
(С “мертвыми душами” связан сам сюжет произведения: Чичиков скупает “души” умерших крестьян, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Постепенно изменяется и содержание понятия “мертвая душа”. Абакум Фыров, Степан Пробка, каретник Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как “мертвые души”: они показаны как люди яркие, самобытные, талантливые. Это нельзя отнести к их хозяевам, которые и оказываются “мертвыми душами” в подлинном смысле этого слова)Манилов
«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
«Говорящая» фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать».
Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность - основные черты помещика. Хозяйством не занимается и не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. Зато заботится о процветании человечества. Его можно было бы назвать мечтателем, если бы был хоть какой-нибудь смысл в его мечтах. Результаты его труда - или пустые мечты или «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».
В запущенном саду есть беседка с надписью «Храм уединенного размышления». В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14-й странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».
Коробочка
Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий.
«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...». В портрете повторяются почти одинаковые детали одежды, но на лицо и глаза Гоголь не обращает внимания, словно их нет — это подчеркивание ее бездуховности.
У нее «хорошая деревенька» и «обильное хозяйство», которое она сама ведет и уделяет хозяйству много времени. Большое количество псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Копит деньги в пестрядевых мешочках (правда, не умеет ими распорядиться - они лежат мертвым грузом). Всюду развешаны пучки трав.
Важная деталь — охрипшие стенные часы, которые всякий раз неожиданно нарушают тишину дома и дают ощущение глухой удаленности от жизни. Все лежит на своих местах, есть даже веревочки, которые «уже никуда не нужны».
Главная ее черта —упрямство. Хозяйственность Коробочки — единственная ее добродетель. Гоголь говорит о таком типе людей: «...иной и почтенный, и государственный... человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем не пересилишь, сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резиновый мяч отскакивает от стены». Перед нами типичная мелкая помещица — владелица 80 душ крепостных.
Ноздрёв«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»
В 35 лет Ноздрев такой же, как и в 18. Отсутствие развития — признак неживого. Гоголь называет его «историческим человеком», потому что «где бы он ни был, всюду не обходилось без истории».
Груб, его речь наполнена ругательствами. Игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Но все это не приводит к обогащению, а, напротив, разоряет его. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету. Ноздревым управляет стихия. Главная черта — самовлюбленность.
«...кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».
Хозяйство запущено, в отличном состоянии только псарня. Важная деталь — шарманка. И вот перестанет звучать шарманка, а дудка в ней все никак не угомонится. Так и неугомонный, буйный Ноздрев в любой момент готов без причины совершить непредвиденное и необъяснимое.
Собакевич
«Человек здоровый и крепкий». Говорится, что природа, создавая его, «рубила ер всего плеча», и этим подчеркивается его неживая», «деревянная» сущность.
Похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».«Чертов кулак», расчетливый хозяин. Вокруг него все прочно, все в изобилии; в деревне все добротно и надежно, мужиков знает, ценит их трудовые качества. Подчеркивается его сила, здоровье, степенность. А что же душа его? А у души требования только гастрономические (притом колоссальные: вся свинья, весь гусь, весь баран). Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства. Презирает город и просвещение. Автор подчеркивает его корыстолюбие, узость интересов. Главные его черты — грубая прижимистость и цинизм.
В комнате «все было прочно, неуклюже... и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». «Каждый предмет, казалось, говорил: „И я тоже Собакевич"!»
Плюшкин
Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души.
Непонятно, кто это — «баба или мужик» (Чичиков решил, что перед ним ключница), «...платье неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы...»; «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоких вросших бровей, как мыши...» (эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а юркость и подозрительность зверька).
Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) — показано, как происходил процесс деградации. Не знай мы о том, что когда-то Плюшкин был добрым семьянином, разумным хозяином и приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, вызывал бы лишь усмешку и брезгливость. Но рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!., все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».
Имение — «вымершее место», о жизни здесь напоминает лишь прекрасный сад (подчеркивается трагизм запустения и вымирания). Господский дом выглядит «дряхлым инвалидом», в нем темно, пыльно, дует холодом, как из погреба; беспорядок, в углу куча хлама. Важная деталь в доме — остановившиеся часы (время здесь остановилось). В хозяйстве всего много, но все пропадает (хозяин собирает всякое добро и гноит его), все в запустении (описание огромных кладей сгнившего хлеба). Крестьяне нищие, «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.
ОБРАЗ АВТОРА В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
В произведении «Мертвые души» повествование ведется от лица некоего автора. Он выступает как бы в качестве лирического героя. В какой-то степени автор выражает мысли самого Н.В. Гоголя. Речь автора тесно переплетается с образами персонажей, поэтому иногда сложно понять, где же слова самого автора. 
На протяжении всей поэмы автор насмехается над всем происходящим, над персонажами и даже над читателями. Он смотрит на всех свысока и высказывает свою точку зрения в любой ситуации. В поэме автор является отдельным целостным персонажем. У него своя судьба, биография, своя система ценностей и принципов.
Рефлексия.
-как я осмыслил понятия: живая и мертвая душа?
Д.з.подг.конспект ОБРАЗ АВТОРА В ПОЭМЕ
Элективный курс 11 класс"Синтаксические средства выразительности (на материале творчества М. Цветаевой)". 11-й класс
Цели урока: формирование представления об особенностях синтаксических средств выразительности; приобретение навыков исследовательской работы над лирическим произведением; формирование умений и навыков синтаксического анализа стихотворения; Воспитательные: воспитание внимания к слову.
Оборудование: стихотворения М.И.ЦветаевойХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Целеполагание
Слово учителя: На уроках литературы мы с вами познакомились с биографией поэта Марины Цветаевой. «Незаконная комета» её поэзии вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего восемнадцать лет. Уже тогда она заявила своё литературное кредо – утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души.
2. Синтаксическая структура предложений
Слово учителя: Синтаксические средства выразительности делят на 3 группы:
синтаксическая структура,
знаки препинания,
фигуры речи.
С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:
–грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова или обращения);–тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное;–характеристика предложения по эмоциональной окрашенности: невосклицательное – восклицательное.
Упражнение 1. Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительного средства?
Зверю – берлога,Страннику – дорога,Мертвому – дроги,Каждому – свое. Женщине – лукавить,Царю – править,Мне – славить имя твое. (М.И. Цветаева)
3. Знаки препинания
Слово учителя: Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения ит.п.
Упражнение 4. Выделите авторские знаки препинания. Какую роль они играют?
Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания, которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа ит.п.:
По холмам – круглым и смуглым, Под лучом – сильным и пыльным, Сапожком – робким и кротким – За плащом – рдяным и рваным. По пескам – жадным и ржавым, Под лучом – жгучим и пьющим, Сапожком – робким и кротким – За плащом – следом и следом. По волнам – лютым и вздутым, Под лучом – гневным и древним, Сапожком – робким и кротким – За плащом – лгущим и лгущим. (М. И. Цветаева)
4. Фигуры речи
Определение стилистической фигуры (синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания). Материал изучен ранее.Перечисление стилистических фигур (анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие, риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, умолчание парцелляция). Запись названий стилистических фигур на доске и в тетрадях
Глаза
Привычные к степям – глаза,Привычные к слезам – глазаЗелёные – солёные –Крестьянские глаза.Была бы бабою простой –Всегда б платили за постой –Всё эти же – весёлые –Зелёные глаза.Шёл мимо паренёк с лотком:Спят под монашеским платкомСмиренные – степенные –Крестьянские глаза.Привычные к степям – глазаПривычные к слезам – глазаЧто видели – не выдадутКрестьянские глаза!
Упражнение 8.Найдите пример эллипсиса. Определите функцию в тексте.
Эллипсис (в пер. с греч.– недостаток, нехватка)– стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения.При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя. Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы.
А если уж слишком поэта доймет Московский, чумной, девятнадцатый год, Что ж, – мы проживем и без хлеба! Недолго ведь с крыши – на небо (М.И.Цветаева)
III. Подведение итогов урока
– Какую роль играют синтаксические средства выразительности в русской речи?
IV. Домашнее задание
Выполнить анализ стихотворения «Уж сколько их упало в эту бездну…»