Обобщение опыта по теме Использование метода проектов на уроках иностранного языка как эффективное средство развития коммуникативной компетенции










ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ

« МЕТОД ПРОЕКТА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»



Митянова С. Ф.
Учитель английского
языка
МБОУ
« Малыгинская СОШ»
Ковровского района


2015

Тема опыта « Метод проектов на уроках английского языка как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции»
«обучение посредством деланья»
Дж. Дьюи

Условия возникновения и формирования опыта

В течение 5 лет я работаю над методической проблемой « Метод проектов на уроках английского языка как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции». Выбор этой проблемы не случайный.
Современные учебно-методические комплексы нацелены на использование именно технологии проектного обучения, так как проектная методика входит в образовательную систему как требование времени. В результате работы над проектами проявляются интересы участников, создаются благоприятные условия для их реализации и дальнейшего совершенствования, развиваются умения адаптации к условиям современного общества при непрерывном его изменении.
Работу над методической темой я начала с изучения методической литературы о методе проектов. В данной работе очень большую помощь мне оказали материалы из журналов « Иностранные языки», « Английский язык и литература в школе», « English », статьи из сайтов htt://domyenglish, htt://pedsovet.org, articles_310_i241.doc, bibliofond.ru, books.ru, nsportal.ru. Параллельно с изучением теоретического материала немаловажное значение имело также изучение опыта коллег, и я начала поэтапно применять проектную методику на уроках английского языка.

Актуальность темы
Необходимость постоянного совершенствования системы образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранных языков. Современное общество в течении всей жизни будет проверять уровень сформированной коммуникативной компетенции, а на рынке труда перед человеком, свободно владеющим иностранным языком, открываются новые возможности. И для этого современных учебников недостаточно. Подавляющая часть нашего населения не владеет даже базовой лексикой на бытовые темы. Современная школа должна вовлечь учащихся в языковую деятельность, сформировать желание самовыразиться, помочь преодолеть языковой барьер. Поэтому основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: коммуникативной, информационной, самоорганизационной. Учащийся должен овладеть такими умениями и навыками, которые позволили бы ему успешно самореализоваться в жизни, поддерживать и совершенствовать уровень речевой компетенции и дать возможность осуществлять межкультурную коммуникацию.
Для достижения целей обучения иностранному языку, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся необходимо, прежде всего, общение. Овладение речевой деятельностью происходит только тогда, когда потребность речевого общения воплощается в предмет этой деятельности, мысли. Следовательно, нужны такие ситуации, в основе которых был бы обмен мыслями, а язык стал бы средством формирования и формулирования этих мыслей.
Необходимо найти форму работы, которая отвечала бы современным требованиям обучения, могла предоставить достаточный объем устной практики на уроке, обеспечивала общение на основе обмена мнениями по конкретной проблемной ситуации, обеспечивала знания особенностей межкультурного взаимодействия. Проект отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель изучения, приучает школьников мыслить творчески, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать средства их реализации. А коммуникативная компетенция способствует готовности учащихся использовать иностранный язык в разнообразных ситуациях общения.
Передо мной, как и перед каждым педагогом, встала задача вдумчивого анализа, накопленного теоретического и практического опыта в этой области, выбора технологического обеспечения и способов реализации применения метода проектов на уроках иностранного языка.
Поэтому педагогический опыт по данному вопросу, направленный на решение актуальной проблемы – форми-
рование коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка, является актуальным с точки зрения конкретных задач, стоящих перед современной системой образования и перед педаго- гом и школой.
Ведущая педагогическая идея
На современном этапе обучение является одной из приоритетных составляющих образовательного процесса. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшие условия интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно «развитие» становиться ключевой задачей педагогического процесса. Поэтому не случайно, что основной целью обучения на современном этапе развития образования является личность учащегося, способ-
ная и желающая участвовать в межкультурной коммуника-
ции на изучаемом языке.
Ведущей педагогической идеей возникновения опыта стало формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка посредством приме-
нения метода проектов.
Теоретическая база опыта
Мой опыт работы базируется на использовании метода проектов на уроках английского языка, как эффективного средства развития коммуникативной компетенции.
В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как « система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования или выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов». Метод проектов получил широкое применение в педагогике ХХ века, был и остается предметом исследований многих ученых, освещающих различные аспекты этого метода. Научным описанием метода занимались американские педагоги и философы Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс., основываясь на постулатах прагматической педагогики, провозгласившей принцип « обучение посредством делания». Ведущая идея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу « Все из жизни, все для жизни». Они подчеркивали необходимость опоры на личный опыт ребенка и полезность деятельности для дальнейшей жизни.
В 20-х гг. ХХ века методом проекта заинтересовались советские педагоги (Б.В. Игнатьев, Е.Г. Кагаров, М. В. Круженина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий). Его широко использовали в «трудовой школе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и связи с трудом учащихся в рамках общественно полезных дел. Суть метода проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывать практическое применение знаний. Таким образом, проектная деятельность – это совокупность методов и приемов, операций овладения определенной областью практических и теоретических знаний, той или иной деятельности, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и учащегося в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. Это новый подход к процессу обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие формы обучения, которые позволили бы учащемуся практически овладеть иностранным языком, ввести ученика в процесс познания , нацелить его на поиск новых знаний.
В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов выделим основные черты:
- Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоя-
тельность учащихся.
- Использование комплекса знаний и навыков из различных областей. Соответствие поставленных проблем реальным потребностям воспитанников.
- Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним.
- Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуальности личности.
- Максимальное использование языковых ресурсов, актуализация полученных ранее знаний.
- Ориентация на практический результат. Реализация технологии метода проектов обеспечивается системой дидактических принципов: 1. Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. 2. Принцип последовательности и системности – непрерывность между всеми ступенями и этапами обучения. 3. Принцип метапредметности – формирования обобщенного системного представления о мире, развитие межпредметных связей. 4. Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума. 5. Принцип вариативности – формированию способностей учащихся к выбору вариантов деятельности и адекватному принятию решений в ситуации выбора. 6. Принцип психологической комфортности – снятие все стрессообразующих факторов, создание на уроках доброжелательной атмосферы. 7. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало. Условия реализации метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи). 2. Разные виды работы (групповая, индивидуальная, парная). 3. Структурирование содержательной части проекта. 4. Использование исследовательских методов и последовательная работа. 5. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Проектная методика обеспечивает успешное развитие второй языковой личности. В процессе осуществления проекта принцип коммуникативности играет ведущую роль, обуславливает всю учебно-познавательную деятельность. Посредством коммуникации учащиеся включаются в познание внешнего мира, могут поделиться своим опытом, выразить собственное мнение.
Новизна опыта Метод проекта – один из интерактивных методов обучения. Новизна опыта заключается в создании системы формирования коммуникативной компетенции через включение в систему уроков элементов проектной методики, нестандартные формы проведения уроков, составление «mind-maps» по темам урока, составление буклетов, путеводителей, стенгазет, постеров, использование компьютерной технологии и сети Интернет, создание презентаций на разнообразную тематику, проведение выставок проектных и творческих работ, создание портфолио для школьников и учителя. Этот метод ориентирован на реальный практический результат. Программа проекта в соответствии с ФГОС развивает способности ребенка и формирует такие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, как планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция, формируя коммуникативные и социальные навыки для успешного интеллектуального развития личности. Во время работы над проектом строятся новые отношения между учеником и учителем. Учитель уже не является единственным источником информации. Он становиться консультантом, помощником, выполняет роль тьютера, что способствует вовлечению максимального количества учащихся в учебный процесс. Технология опыта

Преподавая иностранный язык в школе на протяжении достаточно долгого периода времени я, как учитель, понимаю всю важность поставленной передо мной задачи – научить школьников практическому владению иностранным языком, чтобы полученные в школе знания могли применяться на практике, помочь учащимся преодолеть языковой барьер, преодолеть боязнь общения, боязнь « быть непонятым». Поэтому целью своей работы я выбрала « Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся средствами проектной деятельности».
Соответственно были разработаны задачи для достижения этой цели:
- повысить мотивацию учебной деятельности учащихся, направленную на успех в овладении иностранным языком;
- развивать познавательную активность и творческое мышление учащихся;
- совершенствовать навыки как самостоятельной, так и коллективной деятельности;
- формировать навыки самостоятельности в добывании знаний;
- создать условия для коммуникации, учитывая интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности учащихся;
- формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, межличностного общения, толерантности и доброжелательности по отношению друг к другу;
- прививать интерес к участию в разработке и защите проектов.
Обучению проектной деятельности я начинаю с младших классов. Правда, работая с учениками младшего звена, я не выбираю объемные проекты, из-за быстрой утомляемости, а также быстрой потери интереса. С учениками младших классов мы готовили такие проекты: « Я и моя семья», « Расскажи о друге», «Составляем меню» и др. Здесь мы работаем по принципу «от простого к сложному», и я стараюсь поощрять любую инициативу со стороны учащегося.
Со старшеклассниками, на мой взгляд, работать более интересно, так как можно расширить тематику проектов, увеличить количество часов, отведенных на проект, увеличить объем планируемой работы и, естественно, повысить мотивацию и стимул к учебе, а также совершенствовать навыки самостоятельной работы. В процессе работы над проектом школьники осваивают компьютерные технологии, а также общаются и пишут на иностранном языке. Тем самым они приобретают навыки межкультурной коммуникации, выходя за границы собственных культурных стандартов, что позволяет взглянуть на мир другими глазами. В результате работы над проектами у каждого ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал мы используем для создания портфолио, что не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения иностранному языку. Проектный метод, на мой взгляд, имеет в данном случае высоко образовательную ценность. Он в большей мере ориентирован на формирование умений и навыков участвовать в учебном проекте, возможность индивидуальной творческой самореализации, содействует приобретению конкретного практического опыта по использованию языковых ресурсов, что позволяет использовать их и вне уроков иностранного языка, в различных коммуникативных ситуациях. Роль иностранного языка в данном случае меняется, он способствует открытию чего-то нового, интересного. Сам процесс работы над проектами содержит задания проблемного характера, материалы для проведения всевозможных исследований, опросов, интервью, способствует воспитанию таких черт характера, как трудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, память, воображение. В этом случае учитель действительно выступает в роли помощника и консультанта. Мой опыт работы с проектами реализует компетентностно-ориентированное образование, отличительная черта моей работы – вовлечение учащихся 5-11 классов в проектную деятельность на протяжении всего периода обучения. Он имеет социально-педагогическую и научно-познавательную направленность. Но во всем должно быть чувство меры. В начале учебного года, составляя тематическое планирование, я стараюсь не нагружать учеников большим количеством проектных работ, так как чрезмерное использование метода проектов теряет новизну и интерес.
Виды проектов, применяемые при изучении иностранного языка, могут быть разнообразными:
1. Конструктивно-практические – дневник наблюдений, режим дня, меню, генеалогическое древо.
2. Информационно-исследовательские – страноведческие, путеводители по стране изучаемого языка, рассказ о посещаемых городах.
3.Творческие работы – литературное сочинение, письмо, литературный перевод произведения на родной язык.
4. Игровые – ролевые проекты, драматизация пьесы, сказки на иностранном языке.
5. Издательские – коллажи, стенгазеты, плакаты, материалы для стендов.
Как работать над проектом? Для этого надо четко скоординировать свои действия и деятельность учащихся.
Вот поэтапная разработка стратегии реализации проекта:
I этап. «Мотивация», подготовка к проекту.
Выбираем тему проекта, формулируем тему, предлагаем идею и обсуждаем ее с учащимися.
II этап. « Информационное обеспечение», организация участников проекта.
Собираем информацию по теме, выделяем этапы работы и устанавливаем порядок их выполнения, определяем количество участников, если потребуется, создаем группы или микрогруппы, определяем вид задания и сроки выполнения, формы предъявления промежуточных и конечных результатов.
III этап. « Обработка информации», выполнение проекта.
Поиск новой дополнительной информации, ее обсуждение и документирование, выбор способов реализации проекта (рисунки, чертежи, поделки, постеры, викторины и т.д.). Одни проекты оформляются дома, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в школе.
IV этап. «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция», промежуточное обсуждение полученных данных в группах или с учителем.
Анализируем, сравниваем, обобщаем и корректируем отобранную информацию.
V этап. « Защита проекта», презентация.
Публично выступаем, совершенствуем навыки монологической речи.
В течение учебного года мы работаем над многими проектами: “ The house of my dream”, “My free time”, “Visiting London”, “Why we need to learn English”. Разберем технологию опыта на примере темы “Libraries” в 9 классе, при изучении которой мы работали над проектом « The greatest world libraries». В начале нового раздела, когда мы начали изучать тему “Libraries”, мы решили, что итогом изучения нашей темы будет создание проекта о самых известных библиотеках мира. Мы вместе обсудили, над каким проектом мы будем работать, я нацелила их на поиск необходимой информации и материалов, которые они могут использовать в своем проекте. Во время изучения данного раздела ученики знакомились не только с новой лексикой, но и подбирали нужный для себя материал. Этот проект – индивидуальный, каждый готовит самостоятельно.
На следующем этапе мы определили сроки выполнения проекта, решили, что итоговый урок по данной теме будет посвящен защите проектов. Каждый учащийся определил для себя тематику своего проекта, мы смогли провести заочное путешествие в библиотеку Британского музея, библиотеку Гарвардского университета, Национальную библиотеку в Париже, в Российскую государственную библиотеку в Москве и библиотеку Конгресса в США.
На третьем этапе работе мы определили, в каком формате будут выглядеть наши презентации и решили, что мы сделаем наши проекты в форме презентаций. Презентация должна содержать не менее 14-18 слайдов. Каждая работа должна содержать следующую информацию:
- сведения об авторе (1 слайд); - общие сведения о библиотеке(2-3 слайда); - из истории образования библиотеки (3-4 слайда);
- какие экспонаты содержаться в библиотеке, что интересного мы можем увидеть, посетив ее (5-6 слайдов);
- какое значение имеет эта библиотека для развития мирового искусства (1-2 слайда);
- собственные выводы о значимости этой библиотеки, рекомендации и пожелания (1-2 слайда).
На данном этапе учащиеся искали необходимую дополнительную информацию для своего проекта, на уроках мы выделяли 10-15 минут для ее обсуждения. На переменах и после уроков проводились консультации для решения языковых трудностей. Также на этом этапе обычно мы учим новые и закрепляем уже выученные ранее необходимые коммуникативные речевые штампы, фразы и выражения. По данному проекту мы работали с такими выражениями: a treasure- house, we all enjoyed ourselves , private collection, а National Library, a State Library, to be found, manuscript, a state library, conquered, dangerous ideas, medieval Europe, to lend a book, to use books and documents, to inform, a place to read, a learning centre, to be published, many foreign publications, printed books, discussions and presentation, to rename, to include, to destroyПрактически все учащиеся выполняли проект дома, консультируясь с учителем
На следующем этапе работы мы анализировали проделанную работу, проводили коррекцию. Учащиеся сравнивали свои проекты, делали обобщение.
И итоговый этап нашей работы – защита своих проектов(7-10 минут). Презентации были показаны на экране, учащиеся рассказывали о библиотеках, развивая тем самым навыки монологической речи. После презентации мы обсуждали проекты, задавали вопросы, подвели итог проделанной работы. И, как итог, все учащиеся были оценены положительно. Если при традиционном подходе учащиеся неоднократно сталкивались с трудностями при выполнении заданий, требующих ассоциации со знаниями, усвоенными ранее, то при выполнении проекта они « освободились» в большей части от таких трудностей. В процессе разработки проекта собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся коммуникативной ситуации. Поэтому каждый раз, выбирая тему проекта, учитель должен понимать, какую именно функцию он должен выполнять в учебном процессе, какую роль он сыграет в решении учебных задач, чтобы он помог раскрыть творческий потенциал каждого учащегося.
Очень важно найти хорошие слова для каждого ученика, аргументировать свою оценку и дать возможность высказаться ученикам, согласны ли они с оценкой учителя.
Еще одна проблема, с которой мне пришлось столкнуться в ходе выполнения проектных работ, это то , что слабые ученики с плохим знанием языка, стараются остаться в стороне. Решить эту проблему непросто, потому что каждый ученик в классе стремится работать в команде или в паре с сильными учениками. Но нельзя допускать, чтобы кто-то остался в стороне. Для этого убеждаюсь, что тема проекта подходить всем учащимся, согласно их интересам, объему знаний и темпераменту. Поэтому стараюсь убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку фото или иллюстраций, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление. В таком случае каждый ученик сможет принять участие в проекте (что- то нарисовать, сделать фотографии, выучить небольшой диалог или рассказ, напечатать на компьютере). Важно, чтобы ученик почувствовал себя нужным и поверил в то, что и он сможет что-то сделать или в команде или самостоятельно.
Предлагаю разработку урока в 8 классе по теме “English is a global language. Why we need to learn English”, с использованием элементов проектной методики.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Основная цель: формирование речевых умений учащихся на
ситуативной основе вы рамках обозначенной темы. Сопутствующие задачи: 1. Учить школьников использовать английский язык во всех видах речевой деятельности (чтении, письме, говорении, аудировании). 2. Способствовать формированию умений планировать свое коммуникативное поведение. 3. Формировать навыки и умения интеллектуального труда. 4. Активизировать лексический материал в устной и письменной речи. 5. Создать условия для развития логического и критического мышления. 6. Создать условия для активного взаимодействия и сотрудничества на уроках. 7. Активизировать работу в группах, парах. 8. Совершенствовать навыки восприятия иноязычной речи на слух. 9. Активизировать использование социо-культурной компетенции на уроках. Прогнозируемый результат: предполагается, что окончанию урока учащиеся смогут осознанно оценить роль английского языка в современном мире, указать преимущества владения английским языком. Развивающие цели: способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферы учащегося; способствовать овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности (сравнение, анализ, обобщение). Воспитательные цели: совершенствовать навыки сотрудничества, формировать уважительное отношение к мнению других, воспитывать уважение к культуре других народов. Задачи для учащихся: учиться высказывать свою точку зрения на иностранном языке, учиться применять полученные знания на практике. Методы: коммуникативный, интерактивный, проблемный, личностно-ориентированный, эмоционально-деятельный, видео-визуальный. Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал. 1 Этап урока. Stage 1. Деятельность учителя: Hello! How are you today? Hope, you are fine and ready to master your language skills. Do you like English? Do you know that English has become terribly popular nowadays? It’s used everywhere and they said English is a global language. When you hear the word English you first association is - What are we going to speak about today? Everyone knows English is a language of international communication and it’s used in different spheres of our life. And today we are going to speak about: - a role of English in our life; - different spheres of using English; - why English has become so popular; - why it is used everywhere; - why you need to learn English; - where you can use it. Деятельность учащихся: отвечают на вопросы учителя, определяют по заданной проблеме тему урока и вместе определяют цели и задачи урока. 2. Stage 2. Проверка домашнего задания. Отработка лексики по теме. Деятельность учителя: You had to learn some new words at home. Let’s check up them. Деятельность учащихся: работа в группах с раздаточным материалом. В каждой группе ответственный за выполнение д/з проверяет знание лексики. У каждой группы есть конверты с лексикой. Учащийся называет слово на русском языке, остальные ищут английские эквиваленты и называют их. 3. Stage 3. Working with project. Деятельность учителя: Some of you want to know why English is so widespread nowadays and why another language hasn’t been chosen as a language of international communication. You’ve prepared projects. Let’s watch them. Деятельность учащихся: учащиеся представляют свои презентации, где раскрывают вопросы о том, почему английский самый распространенный язык в мире и в каких странах он является государственным языком. 4. Stage 3. Reading. Деятельность учителя: I propose you to read the text where you’ll find some more reasons for learning English. “Do you learn English?” – With this phrase begins the conversation between two people that speak different languages and want to find common language. It’s very good when you hear “Yes, I do”, and start talking. People of different countries and nations have to get along well with the progress in world trade and technology as well as with each other. So it’s very useful to learn foreign languages. Knowledge of foreign languages helps us to develop friendship and understanding among people. English is very popular. It’s the language of computers, science, business, sport and politics. It’s spoken all over the world. It’s the official language of the United Kingdom, Ireland, the USA, Canada, and Australia. There are more than 750 million speakers of English in the world. Speaking of foreign languages you can read papers, magazines and original books by great writers, watch satellite TV programs. If you like travelling you can go anywhere without being afraid that other people will not understand you. English is very important to find a new job and to study abroad. Деятельность учащихся: чтение и перевод текста по цепочке в парах (первый учащийся читает, второй переводит, потом тот, кто переводил, читает, а учащийся из следующей пары переводит). 5. Stage 5. After reading activity. Учащиеся дают ответы на вопросы после текста и обсуждают их, спрашивая мнение других: “And what about you,?”, “What do you think about?”. –Do you like learning English? - How long have you been learning it? - Is it useful to learn foreign languages? - Why is English so popular today? - Would you like to visit any English-speaking country? - Have you seen any TV program in English? 5. Stage 5. Writing. Деятельность учителя: Let’s practice grammar a little. We’ve been studying “The Present Perfect Tense” for a month. Please, make some questions according the text saying what you have already done and what you haven’t done yet. Деятельность учащихся: составляют высказывания о том, что они сделали или еще не сделали и спрашивают мнение других участников группы. I’ve seen an English film. We’ve visited the USA. He’s read an interesting book in English. And what about you? 6. Stage 6. Summary. Деятельность учителя: Let’s make the summary of our lesson. At the beginning of the lesson we said: “I want to know”, but now we say “Now I know” or “Now I can say .” (Учащиеся вместе с учителем обсуждают, достигли ли они намеченных целей урока, что удалось сделать и на какие моменты следует обратить внимание, какие знания учащиеся получили во время урока). 7. Stage7. Making project. Making “Mind-maps”, в которых ключевые выражения: “I learn English to” or “I need English to.” Деятельность учащихся: учащиеся работают в группах, составляя мини-проекты. Потом каждая группа представляет свой проект другой группе, и вместе обсуждают их. I need English to: communicate, read books, travelling, listening to English songs 8. Stage 8. Explaining Home task. Учитель объясняет домашнее задание ( составить советы, как лучше изучать иностранный язык), выставление отметок. И финальная нотка нашего урока – исполнение песни группы Nickelback “What are you waiting for?” What are you waiting for? Start learning English!!! Работа с проектами способствует саморазвитию, дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности. Хотелось бы дать некоторые рекомендации педагогам, работающим с проектами: - Подходить ко всему творчески, бороться со стереотипами. – Ориентироваться на процесс исследования, а не только на результат. – Не забывать о воспитании. – Стараться меньше заниматься наставлениями, помогая детям действовать независимо. – Стремиться раскрывать в каждом ребенке индивидуальность. – Оценивая, помните, лучше десять раз похвалить, чем критиковать ни за что. – Не сдерживайте инициативы, не делайте за детей то, что они могут сделать сами. – Помогайте детям осваивать новое. – Учите прослеживать связи между предметами и событиями. – Приучайте детей к навыкам оригинального решения проблем. – Обучайте детей мышлению, учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. – Учите детей не бояться языковых трудностей. Подводя итог, я хочу отметить, что применение метода проектов способствует формированию ценностно-смысловых установок, обеспечивает программу индивидуального самовыражения и самосовершенствования и возможности реализовать свой компетентный потенциал в реальной жизни. Результативность. Эффективность по данной проблеме показывают следующие результаты: 1. Повышается уровень формирования коммуникативной компетенции. Учащиеся стали больше принимать участия в предметных олимпиадах, различных языковых конкурсах. В конце каждого учебного семестра я провожу зачетные работы по четырем основным видам деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение), частично в заданиях используя проектную методику. Дети привыкают к таким заданиям, не боятся их. Потом мы обсуждаем и сравниваем достигнутые результаты, прослеживая прогресс или снижение успеваемости учащегося. 2. При проведении анкетирования о целесообразности использования данного метода были выявлены следующие результаты: Источники информации, используемые при подготовке к проекту:


Интернет


70%



Помощь учителя


20%


Печатные издания


10%


Мотивация. Достаточно ли интересны темы предлагаемых проектов:

ДА
90%

НЕТ
10%


ДА
80%

НЕТ
20%

Мотивация. Достаточно ли времени на подготовку к проекту.






ДА
90%

НЕТ
10%

Будет ли интересна работа над проектами следующим за вами учащимся.






3. Оценка качества метапредметных результатов при использовании метода проектов: - формируется устойчивый учебно-познавательный интерес; - повышается мотивация к учебной деятельности; - повышается уровень формирования коммуникативной компетенции; - повышается качество обученности; - повышается рейтинг предмета; - повышается уровень индивидуального самосовершенствования и саморазвития.
Адресная направленность
Данный педагогический опыт может быть использован учителями иностранного языка, которые используют метод проектов для развития и повышения уровня коммуникативной компетенции учащихся во всех классах общеобразовательной школы во время проведения уроков иностранного языка и во внеурочной деятельности, во время работы над проектом и его защите.
Список литературы: 1. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М., Изд-во Просвещение, 2005. 2. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М., Изд-во Просвещение, 2005. 3. Полат Е.С. Метод проекта на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, 2000. 4. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М., Изд-во АРКТИ, 2005. 5. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., Просвещение,2003. 6. Рохманинов И.В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков на современном этапе. М., Просвещение, 2006. 7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. М., АРКТИ, 2005.
15