Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию.


«Путешествие в прошлое»
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию.

Программное содержание:
-Обобщить знания детей о глиняных игрушках – дымковских и филимоновских
-Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках
-Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке
-Продолжать воспитывать интерес к культуре своего народа и уважительного отношения к культуре других народов.
-Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи
-Учить детей различать разные техники росписи матрешек
-Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов
-Формировать представления о добре и зле
-Формировать эстетическое отношение к окружающему миру
Материалы для занятия:
-Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских
-Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги
-Кисти
-Краски акварельные
-Карандаши

Ход занятия:
Воспитатель: (встречает детей под тихую музыку) Здравствуйте, мои родные детушки, проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? (дети рассаживаются)

Воспитатель: Давайте, дети, поздороваемся с нашими гостями. Как на Руси говорят:
Все: Здравствуйте, гости дорогие!
Ребенок: «Хорошему гостю хозяин рад»
Воспитатель: Встречая гостей, мы все нарядились. Какие вы все красивые, нарядные! А для чего же мы сегодня собрались? А ответит нам на этот вопрос Вика, послушайте:
Ребенок: Очень часто за событиями,
Суетою наших дней,
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.
Воспитатель (садится к прялке, поворачивая колесо):
Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
Колесо мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
-А кто знает, как называется дом, где жила крестьянская семья?
Дети: Изба.
(хорошо бы показать на экране иллюстрации русской избы)
Воспитатель: - Давайте представим, что мы находимся в деревенской избе.
Я – ваша матушка, а вы будете мои детки. Хорошо?
А что вы можете сказать о семьях, какие были раньше семьи?
Дети: Семьи были большие, дружные (и бабушка с дедушкой, и матушка с батюшкой, и детки)
Воспитатель: Вот давайте посмотрим. (Показ иллюстраций)
Есть такая русская пословица. Помогите мне ее закончить:
Вся семья вместе – душа на месте.
Что такое «душа на месте»?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это значит, всем спокойно и хорошо.
А наша семья дружная?
Дети: Да
Воспитатель: - Покажем, какая наша семья дружная? Приготовили ладошки.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабашка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я –
Вот и вся моя семья.
(Дети загибают по очереди пальцы, а в конце хлопают в ладоши)

Молодцы, вот какие мы дружные.
-А вы знаете, что матушек называли – хранительницами сказок?
- Объясните, как вы понимаете слова – хранительница сказок.
(ответы детей)
- Знаю я их также великое множество и могу вам рассказать.
Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать.
Вот здесь они у меня все и стоят, на столах.
Удивлены? Да посмотрите сами.
Вот здесь живут сказки из Дымково. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали?
(Здесь и барышня-водоноска, и петушок-золотой гребешок). Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.
А рядышком появились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют.
- А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?
А еще русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.
Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре – символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.
Не менее популярен образ чудо-птицы – от древнеславянской Сирии до сказочной Жар-птицы.
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу - толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомится, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат.
Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.
А вот и еще один стол. Он платком цветным накрыт. Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Порой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка)
-Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.
Исполнение песни «Матрешки»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из чего сделана матрешка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Фигурки матрешки вырезаны из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а на ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
Разновидностей матрешек очень много. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в свой национальный костюм: расписной сарафан, платок, передник.

Вот посмотрите эти матрешки из разных стран и городов.
Показ разновидностей матрешек.
Танец матрешек.


Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но известно, что ее прообразом послужили ярко окрашенные пасхальные яйца, которые издавна, вытачивали из дерева и расписывали мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка - присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.
Ребята, на столах у нас силуэты матрешек из разных стран, правда, не из деревянных брусков, а из бумаги. И у них не расписаны сарафаны.
Нам с вами представилась возможность побывать в роли мастеров. И сейчас мы с вами попробуем расписать сарафаны узорами с которыми уже знакомы, вспомните, каким будет костюм матрешки, если она жила бы на Украине, в Белорусии, в нашем Городце, или Хохломе… и нарисуйте.
Творческая деятельность детей (рисование сарафана для матрешки).


Воспитатель: На нашем занятии встретились матрешки из разных стран. Предлагаю детям рассказать, откуда пришли их матрешки, почему костюм именно такой.
Выслушиваем рассказы детей.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Ребята, Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
С историей возникновения какой игрушки мы сегодня с Вами познакомились?
Встреча с нашими матрешками дала всем нам заряд бодрости, добра, света и все это можно назвать прекрасным словом – дружба. - Вот и подошла к концу наша встреча, мы прощаемся с нашими гостями и говорим им: «До свидания! До новых встреч». И напоследок хочу пожелать: Всем детям, всем народам на земле Живите люди в дружбе и тепле. Всем хватит места на родной земле!