Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности


Развитие музыкально-творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста средствами
театрализованной деятельности
    Преобразования, происходящие в обществе,выдвигают новые требования к подготовке детей к школе. Одним из таких требований является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие художественно-творческого компанента способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей[1].
Проблема развития художественного творчества, в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Именно музыкально-театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников требует определения иной технологии, использования музыкально-театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Формирование творческих способностей как социокультурный феномен представляет собой процесс диалогического взаимодействия воспитателя и дошкольника.
Основные положения личностно-ориентированного подхода разработаны в русле гуманистической психологии ХХ века американским ученым К. Роджерсом. Эти положения рассматривают:
1.признание уникальности каждого ребенка;
2.эмпатическое понимание учителем своего воспитанника в диалоге с ним;
3.вера в возможности ученика и содействие ему в выявлении и развитии индивидуального творческого начала.
По мнению И.С. Якиманской, исходным в личностно-ориентированной педагогике должен быть самобытный опыт ребенка, складывающийся задолго до влияния социального обучения. В процессе образования этот опыт каждого ребенка необходимо выявить, обогатить и преобразовать как важный источник становления и развития творческой индивидуальности [2].Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.В. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным [3].
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится и к музыкально-театрализованной деятельности. Именно музыкально-театрализованная деятельность могут способствовать развитию творческих способностей у дошкольников. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с развитием творческих способностей ученые (Л.В. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдварс и др.)[4].
Детям дошкольного возраста изначально присуще творчество. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкально-театрализованная деятельность оказывает незаменимое воздействие на творческое развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к восприятию красоты в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполняимо впоследствии.
Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965) [5].,- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Театрализованная деятельность, важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов. Участие в театрализованной деятельности позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка[6].
В дошкольном детстве театрализованную деятельность называют театрально-игровой. Театрально-игровая деятельность – творческий, синтетический вид деятельности, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни), требующий достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений.

Как синтетический (обобщенный) вид деятельности ,она объединяет деятельность художественно-речевую (сочинение текста, его передачу, отработку дикции и т.д.), изобразительную (оформление костюмов, декораций, кукол), музыкальную (исполнение песен, танцев, игра на музыкальных инструментах и т.д.) и игровую. Театрально-игровая деятельность будет игровой в той мере, в какой дети смогут свободно, самостоятельно, в собственной интерпретации передать взаимодействие и отношения героев даже в буквальном воспроизведении детьми сказки, стихотворения.
Воплощая в себе отношение к окружающему, социальной действительности,театрально-игровая деятельность имеет свои мотивы. Потребность – главный мотивационный фактор. Деятельность детей мотивирована личной заинтересованностью, коммуникативными потребностями и носит целенаправленный характер. Цели игровой деятельности детей могут касаться игровых действий, ролевых позиций, могут быть связаны с разыгрыванием сюжета, с процессом игровой задачи. Целью педагогов в театрально-игровой деятельности является развитие творческих и личностных качеств детей, их волевой, эмоциональной, когнитивной сферы, эстетического развития. После того как цель поставлена, анализируется ситуация, в которой предстоит действовать, и выбираются средства достижения цели, намечается последовательность будущих действий. Средства – это все, с помощью чего осуществляется деятельность (слово, образ, орудие, приспособления и т.д.). Средствами театрально-игровой деятельности являются:
1.пространство, в котором протекают все игровые действия;
2.язык, который продиктован сюжетом (текст художественного произведения, сочинение текста, его передача, речевой словарь);
3.аксессуары, атрибуты, костюмы, игровые жесты, исполнение песен, пританцовывание, мимика и т.д.
Процессом в театрально-игровой деятельности являются игровые действия, побуждаемые мотивом деятельности и соотносимые с целью деятельности, т.е. сама театрализованная игра. Основными структурными компонентами театрализованной игры как процесса являются: сюжет, содержание, роли, воображаемая ситуация, правила, игровые действия. В связи с тем что в театрализованных играх сюжет, содержание, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием произведения, ребенку необходимо понять ход событий, образы героев произведения, их поведение и представить персонажи со всеми их характерными особенностями, какими они даны в литературном произведении. Важным структурным компонентом игры является роль, которую выполняет ребенок. Роль может быть соотнесена с человеком и животным, явлением природы, их воображаемыми действиями, поступками, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет роль. Но дошкольник не просто разыгрывает роль, благодаря воображению он живет в образе и верит в его правдивость.
Театрализованная игра предполагает создание воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация в игре – это то, что создано воображением и фантазией ребенка. Она позволяет ребенку стать в новое положение, активизировать свои духовные силы. Для этого чтобы игра удалась, необходимо соблюдать правила, определяющие и регулирующие взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость. В процессе игры включены различные игровые действия.
Процесс развертывания игрового действия в игре изначально содержит эмоциональный личностно-значимый компонент, проявляющийся в особом отношении ребенка к игровому образу. Если же таковой отсутствует, то ребенок просто не может войти в игровое состояние, и роль будет выполняться чисто механически, без переживания чувств героя. В конкретных действиях игры, связанных с выполнением роли по сценарию, ребенку приходится отражать разнообразные стороны жизни, которые он вне роли мог бы и не заметить. Принимая на себя ту или иную роль, ребенок действует так, как она того требует[7].
Несмотря на то, что игровые действия обусловлены содержанием произведения, в нем не дается конкретных рекомендаций, как эти действия выполнять. Ребенок подходит к выполнению задания
творчески, т. е. он не просто повторяет действие, а выбирает для себя наиболее удачный, по его мнению, вариант, внося в действие свои впечатления об окружающей действительности.
Характерными особенностями театрально-игровой деятельности являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы:драматизации и режиссёрские(каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Пальчиковый театр лучше использовать тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей благодаря пальчиковым атрибутам. Это могут быть сказки «Репка», «Гуси-лебеди», «Алдар Косе», «Бай и Бедняг», «Волшебная шуба Алдара Косе» и др. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Куклу надевают на пальцы руки, движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти рук. Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Дети сами разыгрывают темы с помощью мимики, интонации и других средств. Готовый сюжет ведет за собой игру[8].
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Общим для них всех является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчествам. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной[9].С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения  и творчества.
Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
1.художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
2.освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
3.самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.)[5]. Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще.
Следует заметить, что для развития творческих способностей детей дошкольного возраста необходима интеграция традиционных видов деятельности, а именно слушание литературных произведений музыкальных произведений,, ритмопластика с
использованием театрализации, что будет способствовать единому процессу постижения окружающего мира искусства в его целостности.Такой комплексный музыкально-театрализованный подход создает условия для формирования творческих способностей.
В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-театрализованных произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для восприятия современными детьми, могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих музыкально-театрализованных произведениях дошкольник способен проявить, реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля - все это компоненты, без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.
Поскольку искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, что способствует осуществлению цели современного образования[10].Опыт проведённых занятий показал, что формирование художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности требует многосторонней целенаправленной педагогической работы в процессе воспитания и обучения. Надо отметить, что музыкально-театрализованную деятельность должна проводиться с детьми систематически. Начинать музыкально-театрализованную деятельность следует как можно раньше, так как театральный компонент музыкальных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности, формирует творческие способности, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя.В результате многолетней работы интеграционный процесс вызвал необходимое тесное сотрудничество психологов, педагогов и родителей, что помогло осуществить комплексный подход к диагностике и развитию творческого и интеллектуального потенциала ребенка, таким образом, складывался интеллектуально-творческий портрет каждого ребенка, он давал возможность выстроить систему индивидуальной работы с каждым ребенком по развитию его интеллектуальных и творческих способностей. Родителям это помогло выбрать наиболее эффективный для их ребенка способ развития и общения с ним.Наблюдение подтверждает, что внимание к эмоциональному состоянию детей и определение уровня их тревожности сформировали положительное отношение к учреждению, в котором находятся дети, и к людям, окружающим их. Важным критерием эффективности данной работы являются высокие показатели нравственного развития детей. Дети научились общаться друг с другом и со взрослыми, овладев гибкими способами установления, умением войти в детское общество, действовать совместно с другими, умением уступать и отстаивать свою точку зрения.
Диагностика показала, что при оценке параметров креативности у детей выявилась выраженная способность к порождению большого числа разнообразных идей, которые отличались оригинальностью. Театрализованная деятельность всегда вызывала интерес и привлекала внимание педагогов, так как она является ярким моментом в жизни детей, радует их, обогащает новыми впечатлениями, позволяет решать многие задачи эстетического, нравственного, эмоционального воспитания и патриотического развития учащегося, стимулирует его познавательный интерес и творческую активность.Она дополняет, расширяет и обогащает развитее учащихся.В музыкально-театрализованной форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в музыкально-театрализованной деятельности находит полное осуществление.В музыкально-театральной деятельности, кроме того, формируется мышление. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, является одной из актуальных педагогических проблем, что предполагает ее широкое и всестороннее осмысление, а также диктует необходимость детального изучения вопроса о возможности реализации основных концептуальных положений на уровне содержания и организации воспитательного процесса.
     В детском музыкально-театрализованной деятельности на фоне активного эмоционального развития существуют и гармонично дополняют друг друга еще два направления в воспитании: 1) развитие интеллекта у ребенка; 2) и привитие ему социально-нравственных качеств.
Музыкально-театрализованная деятельность дает дошкольникам уроки нравственности. Театрализованная деятельность определяет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учиться коллективно, работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно–творческой деятельности, а также координировать свои функции
Для качественного осуществления музыкального развития ребенка, как на занятиях, так и вне их, особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды. Особенности развивающей среды на занятиях определяются следующими факторами:1.содержанием и методикой проведения занятий;2.местом их организации;3.возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Музыкально развитие учащихся зависит от формы организаций их музыкальной деятельности.Театральная постановка-наиболее яркая, праздничная, эмоционально насыщенная форма деятельности, позволяющая решать задачи как музыкального, так и всестороннего развития личности. С одной стороны музыкальный театр - вид искусства, в котором органично соединяются науки музыка, литература, история, краеведенье, хореография, изобразительное искусство, танец, актёрская игра. Каждый вид искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на учащихся, а соединение все видов в одно целое усиливает это воздействие многократно. С другой стоны в музыкальном спектакле присутствуют все виды деятельности, в процессе которой происходит развитие музыкальных способностей, формирование музыкальной культуры. Цель занятий театрализованной деятельностью не столько приобретение актёрских навыков, сколько развитие эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, а также раскрепощение ребёнка, развитие пластической выразительности и музыкальности, чувства ритма и координации движений, правильной артикуляции и чёткой дикции, умения пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, а также активизация познавательного интереса, развитие памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления,
умения оценивать действие других детей и сравнивать их со своими собственными.   Музыкальный драматический спектакль-жанр сложный. Музыка должна передать те чувства, которые господствуют на сцене-радость, гнев, смех и слёзы. Поэтому в драматическом спектакле используется всё многообразие интонационных особенностей музыки.Музыке в театрализованной деятельности отводиться особая роль. Она не является неким «музыкальным гарниром», а выступает носительницей глубинного содержания, помогает более тонко и глубоко понять и прочувствовать эмоционально-психологическое состояние персонажа, создать яркий и выразительный сценический образ.Успешность и результативность театральных занятий во многом зависят от уровня развития музыкальных способностей, а музыкальные способности могут успешно развиваться в процессе этой деятельности, так как является её основой (чувство ритма, пластика, координация движений, дыхание, артикуляция, дикция, интонация, умение эмоционально и глубоко воспринимать и прочувствовать музыкальный и художественный образ). Наблюдение и диагностика уровня развития музыкальных способностей учащихся показывают через театрализованную деятельность.Занимающиеся театрализованной деятельностью, имеют более высокий уровень, развития основных музыкальных способностей, и способности эти развиваются более динамично, чем у детей, театрализованной деятельностью не занимающиеся. «Необходимо чтобы музыка чутко откликалась на каждый момент действия сказки. При этом происходит удвоение художественных впечатлений ребенка. Музыка, эмоционально окрашивая восприятие сказки, рождает эмоционально-оценочное отношение к персонажам и действию, а сказка помогает восприятию музыки, углубляя и усиливая её воздействие на ребенка»[11].Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества и этим самым развиваем музыкально-творческие способности детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1.Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.-М.:Просвещение, 1991.    -93 с.

2,Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
3.Ильенков Э.В. Ильенков и социализм.-Москва: Диалектика и культура, 2002.-250 с.
4.Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте.Собр. соч. под ред. В.В.    Давыдова.-М.: Наука, 1982.
5.Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -    М. : «Ин-т практич. психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998.-544 с.
6.Кабалевский Д.Б.Воспитание ума и сердца.,Просвещение 1984.-206с.
7.Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.
8.Темирбекова А.С.»Казахская музыка знания»-М.:Композитор,1996.-225с.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка/-М. : Просвещение, 1963.-415 с.
10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-Л., 1973.
11.Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду. М.,1997.-15с.
Устюжина Н.Г.
Музыкальный руководитель
ЧУО ясли-сад «Василёк»
г.Петропавловск РК