Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе театрализованной деятельности.
Развитие творческих способностей у детей в процессе театрализованной деятельности.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот ступени, являющиеся основными для развития ребёнка. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребёнком через игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей - это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные навыки и умения. Здесь ребёнок чувствует себя в некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.
Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Следовательно, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства способность мыслить. Для исполнения роли, ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно – образовательной работы.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью воспитательно - образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребёнка – дошкольника не только потому, что в ней упражняются психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребёнка, его сознание.
Виды театрализованных игр.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные произведения.
Участвуя в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребёнка.
Разнообразные виды театрализованных игр включают в себя: игра – драматизации, теневой театр, фланелеграф, куклы бибабо, игры с настольным театром (плоскостные фигурки, объёмные фигурки), игры с марионетками.
Театрализованная игра как вид творческих игр.
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театрализованная постановка, представляет самый частый и распространённый вид творческого вид детского творчества.
Наибольшая ценность детской театральной постановки заключается в том, что театральная постановка даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение.
Игра – драматизация позволяет решать многие задачи воспитательно - образовательной программы детского сада: от ознакомления с окружающим миром, ФЭМП, физического совершенства.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр, дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всём его многообразии.
А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Особенно ярко в театрализованных играх проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.
В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их ещё надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребёнок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к ним на помощь.
Тематика и содержание театрализованной игры, как правило имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, честность, смелость. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры – драматизации оказывать влияние на детей.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребёнок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объёмными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространённым видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты – кукловоды, в такой игре обычно используется два вида театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается театр из – за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно – следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать социально – коммуникативные навыки и культуру.
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребёнок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребёнка, об его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.
Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивать способность тонко чувствовать другого и происходящего вокруг, способность к концентрации внимания.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребёнку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребёнка, развивать талант, увлечь детей.
Игра драматизация или театрализованная игра ставит перед ребёнком немало важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.