«К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь»»

Тема урока: «К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь»»
Цель урока: продолжить обсуждение аспектов природы смешного в тексте; помочь обнаружить, что маленькие дети очень наблюдательны, что они обладают особым взглядом на мир.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся находить секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты; анализировать поведение и характер героев произведений; отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять жанр произведения; понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события, их последовательность; находить приемы смешного: путаницу, преувеличение.
Личностные: развивать мышление, внимание, память; расширение и обогащение словаря учащихся.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. / Н.А. Чуракова, 2013. – 159 с.: ил., электронная презентация.



Этап урока
Метод и приемы
Время
Содержание урока. Деятельность учителя.
Деятельность ученика
УУД

1.
Мотивационный
Уст.: Фр. беседа

· 3

Приветствовать учителя.


2.
Актуализация опорных знаний
Прак.: ответы по Д/З.
Уст.: фр. беседа




Определение темы и цели урока

· 12





- С какой главой мы продолжаем работать? («Продолжаем разгадывать секреты смешного».)
- Какое произведение мы начали изучать?
- Кто автор этого произведения?
- Темя урока продолжается.
-Начнём проверять Д/З

- Как вы думаете, на детские вопросы легко ли отвечать? А есть поэт, который Их любит собирать.
Знаком ли вам поэт Корей Иванович Чуковский?
(Выставляет портрет поэта и его книгу.)
Материал для учителя
Творчество К.И. Чуковского многогранно. Он известен как ученый- филолог, поэт, прозаик, переводчик. Первую сказку для детей «Крокодил» К.И. Чуковский написал в 1916 г. Его сказки пользуются большой популярностью. Они инсценированы в театрах, по ним созданы мультфильмы, детские оперы, они переведены на многие языки мира.


- А в этой книге собраны высказывания самых маленьких детей.
- Верно ли, что маленькие дети наблюдательны и обладают особым взглядом на мир? Прочитаем и узнаем.
Отвечать домашнее задание у доски.






Прогнозировать тему урока.
Формулировать цель урока.

Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя
Р: принимают и сохраняют учебную задачу; осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
К: участвовать в учебном диалоге; отвечать; форму-лируют ответы и выводы; обменива-ются мнениями.
П.: поиск информации в учебники; строить логическую цепь рассуждений

3.






























4.
Работа по теме урока
Уст.: фронтальная беседа.







Уст: разбор рассказа на понимание.










Физ.минутка

Уст.: фронтальная беседа

Прак.: выполнение заданий; чтение по цепочке.
















Прак.: выполнение заданий; чтение по цепочке.

· 20
- Откройте учебник на с. 70 и прочитайте первую историю самостоятельно.
- Вам она понравилась?
- Какая фраза делает эту историю смешной? (Фраза, построенная на противоречии.)
- Работая в парах, прочитайте на с. 7071 остальные истории и подумайте, в чем секрет смешного в них? (Примерный ответ.
В истории про Иру Ковалеву смешно само сочетание слов «звериный джаз», который придумала девочка.
В истории про зоопарк детские высказывания посвящены впечатлениям от посещения зоопарка.)
- Нравится ли вам детская наблюдательность?
- Какое высказывание более точное? Какое остроумное? (В истории про Лену и собачку смешно то, как Лена оправдывает свой страх, заявляя, что она правдивая девочка.)
- Можно ли назвать высказывания маленьких детей остроумными?
- У кого из вас есть младшие братья и сестры? Вспомните их смешные высказывания.
- А слышали ли вы такую фразу: «Устами младенца глаголет истина»? Она о том, что маленькие дети бесхитростны и правдивы.


- Анишит Йокоповна предлагает нам почитать на с. 72 совет, который дает поэт Г. Остер от лица одного маленького мальчика. Сделайте это.
- Когда вы читаете слова, выделенные цветом, вам уже смешно или еще нет?
- Эти слова могли бы иметь другое продолжение? (если бы, например, мальчик вел себя прекрасно и начальник решил его похвалить) Какое же именно?
- Из каких строчек становится понятно, какое впечатление ребенок произвел на маминого начальника?
- Вы понимаете, почему этот совет помещен в книжке «Вредные советы», а не в книжке «Полезные советы»?
- В чем секрет этого вредного совета?
- От лица кого автор дает такой совет? (От лица мальчика, которому не хочется, чтобы мама уходила на работу.)
- А автор следующего произведения вам знакома?
- Вспомните названия произведений, с которыми вы познакомились в первой части учебника.
- Что их объединяет?
- Познакомимся с еще одним произведением Т. Пономарёвой «Помощь».
(Дети по цепочке читают произведение на с. 73.)
- Это та же бабушка? Объясните свою точку зрения.
- Вам понравилось произведение? Чем?
- А к какому литературному жанру можно его отнести: рассказ, сказка, небылица? (Это рассказ, а не сказка.)
- Почему рассказ помещен рядом с произведениями, посвященными маленьким, ведь в нем как-будто рассказывается совсем о другом?
- Какие строчки показались смешными? Почему? (Три последние строчки, в них бабушка говорит о том, что льва поймать гораздо проще, чем уследить за внуками.
Читать истории.


Слушать учителя, отвечать на вопросы.








, делать выводы.







Отвечать на вопросы, делать выводы.




Выполнять задание.


Отвечать на вопросы, делать выводы.









Читать рассказ по цепочке.
П: контролировать свою деятельность по результату выполнения задания; Подводить под понятие на основе существенных признаков
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
К: участвовать в учебном диалоге; отвечать; форму-лируют ответы и выводы; обменива-ются мнениями.


П:
контролировать свою деятельность; выполнять задания и строить объяснения в нужной форме.

Р:
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К:
способность договариваться и приходить к общему мнению.

5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке

·5
- С какими произведениями вы познакомились?
- Что их объединяет?
- Что нового вы узнали?
- Вспомните, были ли в вашей жизни подобные смешные ситуации. Можете рассказать о них?
Домашнее задание
Прочитать другие вредные советы Григория Остера и истории К. Чуковского из книги «От двух до пяти».
Отвечать на вопросы.



Записывать Д/З
П: подводить под понятие на основе существенных признаков
Л.: способность к самооценке.


15