Конспект занятия «Моя будущая профессия»

Конспект занятия «Моя будущая профессия»
Возраст
9 класс

Цель
Создать условия для подготовки учащихся к будущему профессиональному самоопределению

Задачи
Сформировать у учащихся представление о многообразии профессий.
Подвести учащихся к представлению о правилах выбора профессии, о классификациях профессий, о некоторых своих способностях, интересах и склонностях.
Подвести учащихся к необходимости их профессионального самоопределения в будущем.


Ход занятия
Этап
Содержание
Время

Вводно – мотивационный
Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшой фильм Г. Резапкиной «Право на ошибку» (Фильм о непростом выборе учащимися будущих профессий). Посмотрите, пожалуйста.
- О чем говорится в фильме? ( О трудностях, возникающих при выборе профессий)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии? ( О профессиях, которые учащиеся будут выбирать в будущем. Как правильно выбрать профессию. Что для этого нужно сделать.)
8 мин



2 мин

Операционно-содержательный
- Ребята, как вы думаете, много ли профессий существует в современном мире?
- Как выбрать профессию, которая подходит именно вам?
Для правильного выбора профессии необходимо, чтобы совпали три условия.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ХОЧУ – это ваши интересы и склонности, чтобы ваша будущая профессия была вам по сердцу.
МОГУ – ваше состояние здоровья, способности, особенности психики и физиологии; некий набор профессиональных качеств, необходимых для этой работы.
НАДО – востребованность обществом; спрос профессии на рынке труда.

- Как вы думаете, что произойдет, если человек не будет учитывать один из критериев?
При выборе профессии необходимо учитывать все три критерия.

Давайте с вами проверим, много ли профессий вы знаете?
Напишите, пожалуйста, все профессии, которые вы знаете.
(Педагог делает вывод об осведомленности учащихся о профессиях.)




3 мин



2 мин
















5 мин





5 мин


Вы обращали внимание на то, что мы с вами все разные. Кто-то очень хорошо рисует, другой – конструирует модели роботов, третий – пишет стихотворения. В зависимости от наших способностей, мы можем соотнести себя к той или иной профессии по классификации профессий Е.А. Климова:


Человек – Человек: данной группе характерны профессии социальной значимости – проявляют себя в сфере управления, обучения, воспитания, обслуживания, лечения, защита людей. Главное качество – эффективное взаимодействие людей.
Человек – Техника: проектирование, производство, обслуживание техники – главные умения людей данных профессий. Человек должен обладать техническими способностями, практическими навыками, хорошим здоровьем.
Человек-Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе.


5 мин


Человек-Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Человек-Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. 
Какой вид деятельности больше вам подходит? Сейчас мы проведем исследование и попытаемся ответить на этот вопрос. ( Проводим диагностику профессиональных интересов по методике Е.А.Климова – см. Приложение).
Учащиеся самостоятельно обрабатывают информацию.













10 мин

Рефлексивно-оценочный
- Ребята, что вы сегодня узнали нового? Пригодятся ли полученные знания вам в будущем?
5 мин


Литература
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва, 2004.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: ВАКО, 2005.
Егунова В.В. Многогранный мир профессий – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Видеоматериалы
Резапкина Г. Право на ошибку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение
МЕТОДИКА
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК»
(ДДО) Е.А.Климова

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1а. Ухаживать за животными или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, пластинок или
3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу) или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или
5б. Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или
6б. Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать муз. инструменты) или
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения или
8б. Оформлять выставки, витрины (участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных или
10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.п.)

12а. Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков худ. самодеятельности или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или
14б. Оказывать людям мед. помощь при ранениях, ушибах, ожогах

15а. Художественно описывать, изображать события или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах

16а.Делать лабораторные анализы в больнице
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы в театр, музеи, экскурсии или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или
20б. Работать на клавишных машинах (компьютере, телетайпе)



Конспект занятия «Мир профессий»
Возраст: 7-8 класс
Цель: подвести учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.
Задачи: 1) познакомить учащихся с особенностями некоторых профессий;
2) определить варианты мотивации выбора профессии;
3) воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

Ход занятия
Вводная часть.
Ребята, давайте сыграем с вами в поле чудес.











Данному слову Ожегов С.И. дал следующее определение в своем словаре: Основной род занятий, трудовой деятельности. Отгадайте, что это за слово. (Учащиеся по очереди называют буквы и угадывают слово: ПРОФЕССИЯ). (4-5 минут)
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии? О профессиях.

Содержательная часть занятия.
Давайте, послушаем наших одноклассников о многообразии профессий. Двое учащихся приготовили сообщения на тему «Семейное Древо профессий», в которых рассказывают о профессиях членов своей семьи. (Желательно династия какой-либо профессии в одной семье и разнообразные в другой) (10 минут).
А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Подарок» (игра – проф ориентационная).
Играем в парах.
Инструкция:
«Представьте, что у нас есть общий друг, который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1 подарок должен содержать намек на его профессию; 2подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным; 3 подарок должен быть доступным Вам по цене».
Каждой паре дается карточка, где написаны следующие данные: мужчина или женщина, примерный возраст, какая профессия. Например, Кирилл, 28 лет, учитель биологии. Марина, 30 лет, повар и др.
Каждой паре дается примерно 30 секунд, чтобы придумать подарок.
Учитель по ходу задает уточняющие вопросы.
К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда. (15 минут)
- Итак, каждая профессия имеет свои особенности.
А теперь послушайте притчу:
«У рабочих, возводящих один собор, спросили, что они делают. Один сказал: «я таскаю камни». Другой: «зарабатываю на пропитание». Третий: «строю храм».
- Почему рабочие отвечали по-разному? (У них были свои мотивы)
- А какие мотивы выбора профессии вы можете назвать? Давайте с вами проведем небольшое исследование, какие мотивы присутствуют у Вас при выборе профессии.
Проведение методики Е.А. Головахи «Определение мотивации»:
Выберите из предложенных высказываний о профессиях два наиболее вам подходящие:
1. в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявит силу, ловкость, волевые качества
5. работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций

2. достичь высокого общественного положения. Известности, славы, получить признание окружающих


3. получить высокий заработок. Обеспечивающий хорошее материальное положение
6. сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими

Проявить творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности



Обработка ответов:
Если оба суждения выбраны из левой части таблицы, то можно говорить о преобладающей мотивации профессионального самоопределения: учеба, профессиональный рост, карьера.
Если оба суждения выбраны из правой колонки, то можно говорить, что преобладает мотивация личностного развития: здоровье, семья, друзья, увлечения, но не как не профессиональное.
Если были выбраны утверждения из обеих частей таблицы, то можно говорить о противоречивой мотивации. В этом случае все же необходимо серьезно задуматься об осознании своих истинных мотивов.
(5-7 минут)

Итоги занятия.
Скажите, ребята, понравилось ли вам занятие? Что нового вы сегодня узнали?
(5-7 минут)




Литература
Учебное пособие «Психологические тесты для старшеклассников и студентов», авторы: А. Грецов, А. Азбель, издательство «Питер», 2012 г.
Плешкова А.В., Щеглова К.С. Миссия выполнима? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бондарева А.Ю. Приключение в мир профессий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Схема психолога классификация профессийРисунок 1Схема психолога классификация профессийдђ Заголовок 115