Урок литературы на темуАнализ художественных особенностей поэмы Лермонтова Демон
Урок литературы
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОЭМЫ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ДЕМОН».
Цели урока:
1. Проследить этапы формирования поэмы как лиро-эпического жанра в творчестве М.Ю. Лермонтова.
2. Выяснить историю возникновения образа Демона в русском и европейском искусстве.
3. Проследить эволюцию образа Демона на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
4. Проанализировав художественные особенности поэмы, выяснить отношение автора к образу Демона и понимание этого образа художником М. Врубелем.
Ход урока:
Вступительное слово учителя /на экране портрет Лермонтова/
Сегодня на нашем уроке мы поговорим о художественных особенностях поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», об истории создания этой поэмы, о том, как вообще появляется поэма. Мы вспомним черты, свойственные романтической поэме, обратим внимание на то, как Лермонтов выстроил композицию своей поэмы, чтобы донести до нас её основную мысль.
Итак, поэма, как мы уже знаем, жанр особенный.
ПОЧЕМУ?
(она сочетает в себе черты эпоса и лирики)
Верно. А потому она может не только описать происходящие события, но и донести до читателя отношение автора к этим событиям. Этот жанр уникален ещё и тем, что почти никогда поэма не возникает вдруг. Как правило, она определённый этап зрелости писателя, новая вершина его творчества. Так и Лермонтов писал «Демона» на протяжении всей своей жизни. 15-летним юношей он выводил первые строчки своей будущей поэмы. Уже в то время поэт представлял себе центральный образ – Демона, и очень скоро он появится в стихотворении «Мой демон».
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «МОЙ ДЕМОН» НАИЗУСТЬ.
Здесь Демон – это не только носитель зла, но и гордый дух, озаряющий ум поэта «лучом чудесного огня». Юный Лермонтов чувствует, что этот образ будет преследовать его всю жизнь и подсознательно угадывает, что именно в этом образе можно отразить черты человека современной поэту эпохи. Эпохи смелых дерзаний и страшных поражений, гордых порывов человеческого духа и отчаянных страданий человеческой личности. Лермонтов уверен, что именно в этом образе он сможет выразить протест против пошлости, консервативности государственных и общественных отношений, провозгласить любовь к свободе горячий порыв к познанию, глубокое отвращение ко всякой лжи и насилию. Именно через этот образ ему хотелось раскрыть и свои ощущения: чувство одиночества, преследовавшее его всю жизнь, потери надежд на взаимную любовь, бессмысленности существования всего его поколения.
Шли годы. Поэт мужал. Его духовный мир обогащался, но свой замысел он не оставлял и печатать свое любимое детище не спешил, а много и часто переписывал поэму заново. Именно так появились 8 известных на сегодняшний день редакций поэмы. 26-летним уйдёт Лермонтов из жизни, так и не увидев «Демона» напечатанным.
Образ этот не давал покоя многим поэтам, писателям и художникам. И для каждого Демон – свой. Сегодня на уроке мы увидим иллюстрации с картин художника Михаила Врубеля, болевшего темой демонизма, как Лермонтов, всю жизнь. / Демонстрация портрета М. Врубеля/
«ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕМОН, ДУХ ИЗГНАНЬЯ»
В этой строчке всё: начало и конец, величественный и обреченный мир, могучий порыв и его трагическое завершение.
ЕГО ЗОВУТ ДЕМОН. /Голова Демона/
Я просила к сегодняшнему дню поработать со статьёй толкового словаря Владимира Ивановича Даля, объясняющей значение слова «демон».
2. Пожалуйста, расскажите нам, кто же такой демон?
(демон – злой дух, дьявол, сатана, бес, чёрт, нечистый, лукавый. Сатана – тот, кто во лжи по кичливости духа. Дьявол – тот, кто во зле по самотности, демон – кто в похотях зла по любви к мирскому.
Как мы видим, все толкования связаны с церковной идеологией. И ни одно из них не близко к определению, которое дал Лермонтов.
3.Какой эпитет подобрал поэт к слову «демон»?
(печальный)
4. О ком можно сказать печальный?
( о человеке)
Конечно, печальный – это из области человеческих чувств, человеческих переживаний.
5. А теперь эксперт, у которого тоже было индивидуальное задание, расскажет нам об истории происхождения слова «демон». Пожалуйста.
( В древнегреческом языке было слово «демонион» или «даймонион». Оно связывалось с представлением о бесплотном духе. Грекам демоны представлялись то как боги, то как полубоги, то как духи – посредники между богом и людьми, то как человеческие души до рождения и после смерти. Это были очень странные и очень загадочные существа, которые обитали между небом и землей, между людьми и богами. А в Средние века представление о демонах очень резко меняется, переосмысливается церковью. Если в античной мифологии «демон» означало порыв к познанию, к свободе, к счастью, то в Средние века эти же качества как бы рассматривались со знаком «минус» Демонами стали называть философов, мыслителей, еретиков, вождей народных восстаний. Поэтому в религиозной литературе демон – это дух зла, сатана. А в художественной литературе «демон» часто звучит как синоним к сложной, яркой человеческой личности).Да, пример тому трагедия «Фауст» Гёте, стихотворение «Мой демон» Пушкина и многие другие произведения.
Печальный Демон – это, несомненно, человеческая душа, избранная, исключительная натура, в чём-то близкая библейскому сатане, но не копия его.
Поэму «Демон», как и поэму «Мцыри», критики считают романтической.
6. Вспомните, какие черты присущи романтической поэме, и докажите, что критики правы? (- исключительная натура в исключительных обстоятельствах;
- его прошлое покрыто тайной;
- он одинок и противопоставлен всему миру)
Вы правы, но печаль и одиночество Демона не изначальны. В прошлом он чувствовал всё по-другому. Эта память жива и не даёт ему покоя.
7. Что в прошлом у Демона? Найдите строки, рассказывающие о том, каков этот прежний мир? О чём он мучительно вспоминает?
(«Лучших дней….» - это был мир гармонии, чистоты;
- мир, приближенный к природе;
- мир любви ко всему, веры;
- и в этом мире он знал, для чего живёт;)Да, «тогда он верил и любил».
8.А какой художественный приём для описания этого прежнего мира использует автор и с какой целью?
- анафора, чтобы передать эмоции, чувство потери.
9.Давайте посмотрим, как меняется интонация повествования дальше. Это строчки о том же мире? / На экране «Демон летящий»/
«Давно отверженный блуждал…»
- нет, это совсем другой мир. Здесь злоба, здесь сомнения.
10. Чей это мир ? - мир Демона.
11. Как называет его автор?
- «пустыня мира»
12. Как вы понимаете выражение «пустыня мира»?
- что-то безжизненное.
13. Молодец! Ещё какие ассоциации с БЕЗ-?
- бесприютная, безвременная, бесконечная, безнадежная.
14. Скажите, а какой художественный приём использовал автор при описании этих двух миров и почему этот приём был просто необходим?
- приём контраста, чтобы показать, как много потерял
герой;
- что он отвержен от мира добра;
- показать, почему Демон так озлоблен;
Да, это мир Демона. Он изгнан с небес, но и никому не нужен в мире людей.
15. О каком мире пойдёт речь дальше? / на экране слайды «Вид Крестовой горы», фотография ущелья/
- мире людей;
16. Найдите строки, описывающие мир людей. Что меняется в повествовании? Почему?
- меняется интонация, потому что описывается мир
людей;
17. Какой он, мир людей? Найдите его описание в тексте.
ЦИТАТА.
- здесь живые краски, здесь жизнь.
18. Посмотрите, пожалуйста, какими средствами автор создаёт эту красочную картину?
- метафорические эпитеты: счастливый край, звонко-
бегущие ручьи,
- метафоры: дыхание растений, биение жизни;
- звукопись при описании течения Терека.
- предложения присоединяются при помощи союза И,
как бусинки на ниточку.
19. Молодцы. Если говорить о композиции поэмы, то как можно назвать ту часть, о которой мы только что говорили?
- предыстория; А точнее?
- экспозиция; /начинаем рисовать график композиции поэмы/
20. Итак, перед нами мир людей. Какой он? Всё ли в нём гармонично, красиво?
- да, очень красивая природа;
- нет, дом Гудала большой и богатый, но он построен
трудом рабов, на их слезах.
21. Автор даже говорит «рабов, послушных с давних пор». Получается, что Земля – это обитель злого и ничтожного человека?
- нет, не все люди плохи. Среди них есть, например,
прекрасная Тамара, добрая нежная.
ЦИТАТА.
- нет, земля не идеальна: здесь есть рабство, смерть,
Тамару должны выдать замуж, её ждет, как говорит
Лермонтов, судьба рабыни.
Я думаю, что обе точки зрения имеют право на существование. И Лермонтов не просто так показывает мир людей с разных сторон, потому что именно здесь произойдет завязка сюжета.
22. А в каком эпизоде это произойдёт? / На экране «Танец Тамары»/.
«И Демон видел…»
23. Какие чувства испытывает, Демон, когда наблюдает за Тамарой?
- новые мечты;
- приятную грусть;
24. Можно ли считать эти чувства признаком возрожденья?
- с одной стороны, да, потому что нет коварных
мыслей, но, с другой стороны, он не забыл своей
обиды, своего изгнания, ему не дано забыть
«Да он и не взял бы забвенья…»
Почему Демон не взял бы забвенья? /слишком гордый/
Да, изгнан с небес на грешную землю, обречён на вражду с небесами, с Богом, со всем прекрасным. Но он бывший ангел и, конечно, он не мог не чувствовать красоты. Эта встреча с красотой, с Тамарой перерождает Демона. Он теперь не хочет приносить зло.
25. И тем не менее, он становится косвенным виновником гибели человека.
Вспомните, кто погибнет, искушённый Демоном, и как это произойдет?
/ иллюстрация «Синодал на коне»
- он погиб вроде бы от врагов, но и потому, что не сот-
ворил молитвы, не попросил у Бога защиты.
26. Когда же впервые в поэме появляется этот злой дух? Каким он видится Тамаре?
- появляется он тогда, когда Тамара плачет по
убитому жениху;
- он жалеет её, обещает открыть ей такой мир, где
она обо всём забудет;
27. Какие чувства в душе Тамары пробудила песня Демона?
- зарождение любви, смятение;
- душа рвёт оковы, она как бы проснулась ото сна.
28.Найдите строчки, в которых дается портрет Демона. Каким его видит Тамара?
«Пришлец туманный…» / на экране портрет Демона/
- неземная красота, любящий, грустящий;
- она не может решить для себя, кто он: сила зла
или добра;
- он загадка, он её манит и пугает;
29. Что меняет эта встреча в судьбе Тамары?
- она не хочет идти замуж, но и не может разобра-
ться в своих чувствах, от этого она сомневается и
страдает; она ищет спасения в монастыре, но меч-
тает о настоящей любви и боится её.
В монастыре происходит вторая и самая важная сцена объяснения Демона и Тамары. / на экране «Демон и Тамара»
30. Найдите строки, повествующие о том, как ведёт себя Демон в монастыре? Почему?
« И долго-долго он не смел…»
- он не смеет войти к ней в келью, потому что боится
принести горе Тамаре, но и не может отказаться от
любви; он здесь похож на человека; он так страдает,
что его слеза даже прожигает камень.
Ребята, слеза – это, вообще, ключевой символ поэмы, потому что мы плачем, когда страдаем, и он здесь , как человек, плачет и страдает. В нем проснулись человеческие чувства. И это самый напряжённый момент.
Самый напряжённый момент это?
- кульминация;
31. Что дальше? Осуществится ли мечта Демона? Соединятся ли их с Тамарой судьбы?
- нет;
Нет, вы правы. Дальше, как ни странно, новая завязка и новый конфликт: столкновение Демона и Ангела. / на экране - «Ангел»/
32. Как ведет себя Демон при встрече с Ангелом?
- в нем пробуждаются те чувства, которые он до
этого хотел забыть;
33. Посмотрите, какими эпитетами характеризует Лермонтов в этой сцене Демона и как ведет себя Демон?
- до этого он – гордый дух, изгнанник, отверженный,
А теперь он – дух беспокойный, дух порочный.
34. Посмотрите, а изменилась ли лексика Демона? Ведь это тоже средство характеристики персонажа.
«Она моя…!
Я владею и люблю…!»
Демон побеждает Ангела, но это не последняя битва за душу Тамары, хотя именно эта встреча посеяла сомнения в Демоне: а возможно ли счастье для него? Демон понимает, что добро запрещено ему Богом, что он может нести только гибель, но уже не может остановиться. Он обречен и уже не боится причинить зло любимой. Рядом с любовью в его сердце теперь ненависть. Это заметно в его диалоге с Тамарой. Обратите внимание, монологи Демона здесь длинны: автор дает право своему герою высказаться, и звучит не просто монолог, а исповедь.
И это характерно для чего?..
- для романтической поэмы.
Послушаем сцену объяснения Демона и Тамары.
«О, кто ты? /выразительное чтение учащихся/
Я тот…»
35. Скажите, а какой Демон в своей исповеди?
- он гордый, могучий, обаятельный, честный, кажется
беззащитным;
36. Отвечает ли ему Тамара взаимностью?
- да: перед ним невозможно устоять;
37. Что требует она от него?
- клятвы в том, что он не принесёт людям зла;
38. Найдите, на ваш взгляд, самые яркие строки в клятве Демона. Что обещает он ей?
«Я дам тебе всё, всё земное…»
39. Он обещает ей и небо, и земное счастье. А не лукавит ли он с Тамарой?
- и да, и нет: ему очень хочется верить, что он все сможет;
И это, ребята, новая кульминация, а за ней - трагическая развязка.
40. В какой сцене?
- сцене поцелуя.
Сцена поцелуя очень символична. Вспомните сказки, где поцелуй пробуждал к жизни мертвых и спящих принцесс. И здесь это очень интригующий момент. Так хочется верить, что страшное проклятие отступит. Но все идет своим чередом, и поцелуй Демона – гибель.
В финале поэмы, после смерти Тамары, происходит новое столкновение Демона и Ангела, который несет на руках душу Тамары.
41. Вспомните, кого выбирает Тамара и что у неё впереди? /рай/
42. А что впереди у Демона? /пустыня мира/
«И проклял демон…»
43. Каким он видится вам теперь?
Сильный, но бездействующий, беспомощный,
подавленный, никому не нужный;
Впереди у него бесцельное, бессмысленное существование;
44. Посмотрите, каким увидел Демона в этот момент художник Врубель?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ « ДЕМОН СИДЯЩИЙ»
Смотрите, как связаны конец поэмы с её началом. Это кольцо, замкнутый круг. И Демон опять обречен на одиночество и бесприютность.
В эпилоге все, как и вначале поэмы: баланс между небом и землей восстановлен. Есть мир неба и мир земли. Всё так, как и должно было бы быть.
БЛИЦ-ОПРОС:
В чем трагедия Демона? (отвергнут, обречен, зло стало сильнее его)
В чем основной конфликт поэмы? (борьба добра со злом внутри Демона)
В чём упрекнул Демон Бога? (тот создал жестокий мир с неполным счастьем)
Демон положительный или отрицательный герой? (зло – часть его души, он не может делать добро, но он верен своим принципам)
Что соединило и разъединило героев поэмы? (любовь)
МОЛОДЦЫ!