СтатьяПрименение проблемно диалогической технологии
Ульянова Мария Борисовна
МБОУ « Уралинская ООШ» Омская область Большеуковский район, с. Уралы
mariia.borisovna@mail.ru
Применения проблемно диалогической технологии на уроках
гуманитарного цикла
Приоритетной целью образования является личностное развитие ребёнка на основе его способности к самореализации. Одной из ведущих технологий в непрерывном курсе русского языка является технология проблемного диалога, разработанная психологом Е.Л. Мельниковой на основе исследований проблемы развития эвристического мышления – в контексте психологии
мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин,А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутови др.), учебного диалога (В.С. Библер,С.Ю. Курганов, А.А. Леонтьев,В.В. Давыдов и др.).Основу деятельности ученика при использовании такой технологии составляет модель «учусь сам», а не модель «меня учат». Ещё А. Дистервег писал: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий». Ни у кого уже не вызывает сомнения, что процесс получения знаний в результате собственной психической активности и мышления обеспечивает ученику более успешное, прочное усвоение учебного материала; способствует развитию у него не только предметных, но и метапредметных умений: коммуникативных, познавательных, регулятивных; зачастую позволяет с опережением осваивать новое знание.
Стержень проблемного диалога –диалогическое взаимодействие субъектов при выявлении проблемных ситуаций (когда ученики обнаруживают дефицит своих знаний и желание преодолеть возникающее в процессе учебной деятельности противоречие) и при их разрешении. Диалогическое взаимодействие рассматривается не как поочерёдный обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы, и поэтому предполагает уважительное отношение к мнению любого из его участников. Соотнесение и взаимное дополнение различных точек зрения на пути к правильному выводу и является целью проблемного диалога.
Основные положения проблемного диалога можно кратко представить в следующих формулировках.
1. Цель учебной деятельности определяется учащимися при необходимой поддержке учителя, в связи с этим возникает необходимость создания проблемных ситуаций.
2. Усвоение системных знаний и обобщённых способов их применения базируется на исследовательской деятельности учащихся, организуемой учителем.
3. Усвоение определённой системы понятий (а не просто суммы знаний) и рациональных приёмов оперирования этими понятиями рассматривается как средство формирования понятий нового мышл
·ения учащихся, развития их познавательных возможностей.
4. Моделирование новой информации рассматривается как один из важнейших видов учебной деятельности, способствующих более быстрому и осознанному её усвоению.
5. Происходит значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся по сравнению с традиционным обучением.
Данная технология одновременно решает несколько задач предметного и метапредметного характера:
во-первых, познавательную задачу, непосредственно связанную с открытием нового знания;
во-вторых, социально ориентированную задачу, направленную на формирование личностных качеств учащихся (умение работать сообща для достижения цели, помогать друг другу);
в-третьих, коммуникативную задачу, а именно умение слушать других, понимать и принимать чужую точку зрения.
Проблемно диалогическая технология носит когнитивный характер и с учётом специфики раздела в адаптированном мною варианте активно реализуется на уроках обучения орфографии в курсе русского языка. Каждый этап урока можно организовать двумя методами. Методы постановки проблемы включают: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог.Побуждающий диалог - вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).Подводящий диалог - цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). Таким образом, проблемно диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Многие учителя,
познакомившись с такой структурой урока, считают, что организовать урок «открытия нового знания» на основе системно деятельностного подхода – очень трудно. Да, нелегко. Этому надо учиться самому. Но при таком подходе мы сможем научить ребенка думать, действовать, а не просто сидеть и брать готовые истины. И если учитель понимает, что он должен формировать у детей, зачем он это делает, и как организовать урок, чтобы дети учились учиться, то они научатся ставить цель и формулировать учебные задачи. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Заголовок 315