Использование проектной деятельности в рамках ИОМ на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Использование проектной деятельности в рамках ИОМ на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В двадцать первом веке объёмы учебного материала, высокие требования к ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов. Поэтому особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к деятельностной представляет проектное обучение
Цель проектного обучения - создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
развивают исследовательские умения;
Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирования личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов в учебной и внеурочной деятельности позволяет обучающимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Дети овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий.
Необходимым этапом работы над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Очень важно в этом процессе уметь корректировать свои действия, то есть реконструировать их таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.
При рефлексивно–деятельностном способе обучения радикально изменяется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности обучающихся, выполняя роль компетентного консультанта. Учитель формирует мотивацию учеников, проводит консультации по выбору тем проекта, по содержанию проекта, оказывает помощь в подборе материала, отслеживает деятельность каждого участника проекта, координирует действия всех участников, выступает в качестве эксперта на защите проекта, делает анализ проделанной работы, оценивает каждого участника проекта. Роль учителя в проектной технологии очень велика. Учитель должен:
-создать мотивацию;
- определить, чему должны научиться обучающиеся в результате работы;
- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
- представлять возможные способы презентации;
- овладеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся в малых группах, индивидуально;
- овладеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов;
- консультировать;
- иметь критерии объективной оценки;
- уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения обучающихся в самостоятельную познавательную и творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ребенка. Третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини – сочинения.
Также в значительной степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя с обучающимися, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового и творческого характера. Учитель становится участником исследовательского, творческого процесса, наставником, организатором самостоятельной деятельности обучающихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и обучающихся в совместной творческой работе
В целом в работе над проектом учитель:
помогает обучающимся в поиске нужных источников информации;
сам является одним из источников;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы обучающихся над проектом.
«Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться». Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценится не только результат, но и сам процесс учения.
Проект пробуждает обучающегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности обычно предшествует «мозговой штурм», где обозначаются новые интересные проблемы для обучающихся. В процессе проекта они синтезируют знания в ходе поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Обучение с использованием проектных приёмов на уроках русского языка и внеурочной деятельности имеет целый ряд достоинств, так как работа над проектами способствует: повышению значимости языка как средства общения; развитию умения работать в коллективе; расширению кругозора обучающихся; повышению мотивации обучающихся; поощрению творчества; воспитанию самостоятельности; интеграции всех видов речевой деятельности; развитию общеучебных умений.
При использовании проектной технологии решаются следующие задачи: развитие познавательных умений и навыков обучающихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук.
Проект – это цельная работа, её нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание и опыт.
Проект – это сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций.
Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности.
Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией, которая учит делать умозаключения.
Проектная технология позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиа презентация, творческий отчёт и т. д.
Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности. В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы её решить, требуется владение большим объёмом знаний и определенными умениями:
1. интеллектуальными (умение работать с различного вида информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);
2. творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);
3. собственно коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).
Проектное обучение - это «путь замысла или способ планирования», поэтому учителю важно развивать способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления поэтапного плана выполнения проекта и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, способы, методы достижения результатов. И в конечном итоге - учитель должен способствовать развитию исследовательских, рефлексивных, аналитических умений.
Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка, поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик, интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.
Работать над проектом могут только способные к планированию обучающиеся. Поэтому дело учителя – выращивание таких детей. Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, мозговой штурм, ролевая игра и т. д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества обучающихся. Поэтому проектную деятельность можно использовать и как дополнение к классно – урочной системе.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности обучающихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель не столько учит, сколько подает мысль, не столько излагает, сколько наводит, не столько навязывает, сколько отвечает на призыв к руководству. Внимание обучающихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять её. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
Учебная деятельность в режиме личностно-ориентированного урока позволяет обучающимся приобретать опыт исследования. Включение обучающихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, так как метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит освоение новой информации.
На уроках русского языка и во внеурочной деятельности можно целенаправленно использовать возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных компетенций.
В 5 классе обучающиеся могут создавать конечный продукт в виде справочного материала: памяток, карманных словариков для обучающихся, схем, таблиц, рисунков и т.д. («Как помочь ученику, не знающему склонение).
5-6 классы - Путеводитель по стране «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», русский язык в иллюстрациях, лингвистические сказки, кроссворды, схемы разборов с примерами, подбор текстов с заданиями различного уровня сложности.
7-8 классы - «Как работать над сочинением», карта для путешественника в страну «Глагол», «Синтаксис», «Пунктуация», сборник мини- сочинений на лингвистические темы.
9класс - Справочники «Речевые ошибки», «Грамматические ошибки», альбом правил русского языка, сборник творческих работ «Слово о языке»
10-11классы - Культура речи: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические нормы – карманные словарики для обучающихся, справочники «Готовимся к экзаменам. Трудные темы», сценарий Недели русского языка и литературы, книжная полка читателя – старшеклассника.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить его следующие актуальные преимущества использования:
Значительное увеличение самостоятельной работы обучающихся.
Совершенствование навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
Создание положительной учебной мотивации.
Возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
Активизация познавательных интересов обучающихся.
Повышение самооценки обучающихся.
Предоставление каждому возможности самореализации.
Развитие творческих способностей обучающихся.
Вовлечение всех обучающихся в коллективную деятельность.
Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Получение навыков презентации своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.
Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме.
Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
15