Урок химии в 9 классе «Железо и его свойства»


Автор
Ильина Людмила Борисовна
МОУ «СОШ №66 имени Н.И.Вавилова» города Саратова Волжского района
Учитель химии и биологии
Первая квалификационная категория
Этапы Деятельность учителя и содержание материала Деятельность учащихся
1. Организационный момент Проверка готовности к уроку. -готовят к уроку принадлежности
2.Актуализация внимания -Ребята, мы заканчиваем раздел «Металлы» и последний металл, который нам предстоит изучить, вам придется угадать.
А) Учитель зачитывает отрывок:
-Академик
“...На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей... не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без живительного металла.
Разрушение ураганом прошло бы по всей земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо, лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события. Потерять этот металл — пять тысячных процента своего веса — было бы для него смертью!”
Эту картину нарисовал академик А. Е. Ферсман» -о железе
3. Настрой на новую тему - Давайте посмотрим на слайд, я думаю, что вы со мной согласитесь с тем, что когда мы произносим слово железо - вы тоже это себе представляете.
-Может - кто дополнит нашу общую картину.
-И я с уверенностью могу сказать, что вы многое знаете о железе и как об элементе и как о простом вещества.-Итак, попробуем сегодня на уроке поиграть в игру под названием ЗХУ:
Знаю Хочу знать Узнал
Итак, значит наша цель………………… Знаю Хочу знать Узнал
1.Положение в ПС
-26 номер
-4 период
-8 группа
-побочная подгруппа
-металл
-атомная масса 56
2.Строение атома
-заряд ядра+2
-4 уровня
-степень окисления +2, +3
3.Физические свойства:
-твердый
-блеск
-тепло и электропровод.
-ковкость и пластичность Строение атома:
-сколько на последнем уровне
-почему степень +2, +3
Физические свойства
-чем отличаются от других МеСтроение атома:
-отдает электроны с последнего и предпоследнего слоя
Физич. свойства:
-намагничив.
-«чистое железо»
Нахождение в природе
-Ребята формулируют цель
4.Изучение новой темы по информационной карте -Предлагает информационную карту и с ее помощью ответить на вопросы:
-О чем говорит выражение «железные камни падают с неба»?
-Где впервые возникла черная металлургия?
-Как называется век, в котором мы с вами живем?
-Особое свойство железа, благодаря которому его применяют в электромашинах?
-Как вы понимаете «Чистое железо»?
-Что невозможно сделать чистым железом?
Вывод (запись что узнали) -Читают информационную карту и фиксируют ответы
5.Строение атома -Предлагает просмотр видео модуль, в котором показана степень окисления железа и почему
-Отдавая и принимая электроны, он образует соединения железа 2 и 3
- Вывод (запись что узнали) 6.Нахождение природных соединений железа -Обращает внимание на слайд
-Запишите формулы этих веществ, разбивая на группы: +2, +3 и в каждую группу составить еще три формулы
+2 +3
FeCO3 Fe2O3
FeOFeCl3
FeCl2 Fe2(SO4)3
FeSO4 Fe(OH)3
-Ребята заполнят таблицу формулами
7.Распознавание веществ -Распознать вещества можно химическим путем, с помощью реактивов. Т.е. в лабораториях проводят специальные качественные реакции
-Реактивом для распознания соединений железа 2 – является вещество - красная кровяная соль, а для соединений железа 3 – желтая кровяная соль. В обоих случаях образуется синее вещество – турнбулевая синь (просмотр видеофрагмента)
-проделайте этот опыт для распознавания веществ
-пробирка №1-FeCl2 пробирка №2-FeCl3 -просматривают фильм и проделывают опыт
8. Химическое свойство железа -Железо не только получают из руд, но его и само используют для получения веществ, таких как водорода, других металлов
Fe + кислота(р)=cоль + H2
Fe + 2HCl(р)=FeCl2 + H2
Fe + H2SO4=FeSO4 + H2
Fe + соль = соль + металл
Fe + CuSO4=FeSO4 + Cu
-проделайте опыт
-записывают реакции и выполняют опыт.
9. Биологическая роль железа -В информационном тексте №2 найдите положительную и отрицательную биологическую роль железа для организмов и запишите в листах, с изображением рыбы, т.е. вам нужно одеть рыбу, вместо чешуи сделать записи. -читают информационный текст №2 и выполняют игру «Фишбоун»
10. Закрепление изученного в виде теста Используя записи в тетради, знания, которые вы сегодня получили выполним графический диктант (заранее приготовить листочки с начерченной прямой, разделенной на 10 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить знаком «+» в таблице номер положения, которое считается верным).1 вариант
Вопросы Верно Неверно
Железо – это активный щелочной металл. +
Железо легко куется. + Железо входит в состав сплава бронзы. +
На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона. + Железо взаимодействует с разбавленными кислотами. + С солями образует соединения со степенью окисления +2. +
Железо в природе встречается в чистом виде +
Железо обладает магнитными свойствами + Соединения железа 3 распознают с помощью желтой кровяной соли + Железо входит в состав лимфы +
Вариант 2
Вопросы Верно Неверно
Железо – это металл серебристо-белого цвета. + Железо не обладает способностью намагничиваться +
Атомы железа проявляют окислительные свойства. +
На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон. +
Железо вытесняет медь из растворов ее солей. + Железо образует у растений хлорофилл + С раствором серной кислоты образует сульфат железа (II). + Железо не подвергается коррозии. +
Цвет крови не зависит от железа +
Элемент железо находится в главной подгруппе + Критерии отметки:
“5” – 0 ошибок,
“4” – 1-2 ошибки,
“3” – 3-4 ошибки,
“2” – 5 и больше ошибок.
-выполняют тест и самопроверка друг у друга
11. Подведение итога -Возвращаемся в игру ЗХУ Возвращение в игру ЗХУ
12. Задание на дом -Индивидуальное задание: Составить кроссворд о металлах, о железе
-§14
- Индивидуальное задание: написать сочинение «Становление железного века»
Приложение
Информационный текст №1
Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. В свободном состоянии железо встречается только в метеоритах. Ежесуточно на Землю выпадают до 10 т метеоритного вещества. Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век, который длится и по сей день
Железо – это серебристо-белый металл с температурой плавления 1539С. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия, например, с помощью закалки и прокатки.
Различают химически чистое и технически чистое железо.
Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше.
Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Чистое железо – мягкий металл, ножом, сделанным из него, не обстругаешь деревянную палочку.
Химически чистое железо устойчиво к коррозии.
Информационный текст №2
Железо - это биогенный элемент.
Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. Гемоглобин состоит из двух частей: крупной белковой молекулы - глобина и - гема, в сердцевине которого и находится ион железа. Союз кислорода и железа в гемоглобине - невероятное соединение. Ион железа как бы "берет за руку" молекулу кислорода и "ведет" ее к месту свершения действительного окисления и там ее "отпускает". Кроме того, гемоглобин выполняет и другую очень важную функцию - выведение с места окисления углекислого газа. И если кислород вводится в клетку гемом, то углекислоту оттуда "выносит" глобин
Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – CO2. При недостатке железа у животных и человека развивается анемия (малокровие).
Железо играет важную роль и в жизни растений. Без участия железа не образуется хлорофилл, зеленый пигмент растительных клеток. При недостатке железа растения не образуют хлорофилла (что разрушает процесс фотосинтеза), теряют возможность ассимилировать углекислый газ и выделять кислород. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья.
Информационный текст №2
Железо - это биогенный элемент.
Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. Гемоглобин состоит из двух частей: крупной белковой молекулы - глобина и - гема, в сердцевине которого и находится ион железа. Союз кислорода и железа в гемоглобине - невероятное соединение. Ион железа как бы "берет за руку" молекулу кислорода и "ведет" ее к месту свершения действительного окисления и там ее "отпускает". Кроме того, гемоглобин выполняет и другую очень важную функцию - выведение с места окисления углекислого газа. И если кислород вводится в клетку гемом, то углекислоту оттуда "выносит" глобин
Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении – CO2. При недостатке железа у животных и человека развивается анемия (малокровие).
Железо играет важную роль и в жизни растений. Без участия железа не образуется хлорофилл, зеленый пигмент растительных клеток. При недостатке железа растения не образуют хлорофилла (что разрушает процесс фотосинтеза), теряют возможность ассимилировать углекислый газ и выделять кислород. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья.
Информационный текст №1
Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. В свободном состоянии железо встречается только в метеоритах. Ежесуточно на Землю выпадают до 10 т метеоритного вещества. Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век, который длится и по сей день
Железо – это серебристо-белый металл с температурой плавления 1539С. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия, например, с помощью закалки и прокатки.
Различают химически чистое и технически чистое железо.
Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше.
Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Чистое железо – мягкий металл, ножом, сделанным из него, не обстругаешь деревянную палочку.
Химически чистое железо устойчиво к коррозии
1 вариант
Вопросы Верно Неверно
Железо – это активный щелочной металл. Железо легко куется. Железо входит в состав сплава бронзы. На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона. Железо взаимодействует с разбавленными кислотами. С солями образует соединения со степенью окисления +2. Железо в природе встречается в чистом виде Железо обладает магнитными свойствами Соединения железа 3 распознают с помощью желтой кровяной соли Железо входит в состав лимфы Вариант 2
Вопросы Верно Неверно
Железо – это металл серебристо-белого цвета. Железо не обладает способностью намагничиваться Атомы железа проявляют окислительные свойства. На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон. Железо вытесняет медь из растворов ее солей. Железо образует у растений хлорофилл С раствором серной кислоты образует сульфат железа (II). Железо не подвергается коррозии. Цвет крови не зависит от железа В ходе распознавания соединений железа образуется синий осадок