Конспект урока химии 9 класс Железо, его свойства.



Железо и его свойства. (9 класс)
Цели и задачи урока:
Обучающие:
Ознакомиться с историей открытия железа и биологической ролью железа и его соединений.
Рассмотреть строение и свойства железа на основе положения элемента в периодической системе
Д. И. Менделеева, физические и химические свойства железа.
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, умения наблюдать, анализировать, объяснять ход эксперимента, формировать навыки работы с химическим оборудованием, реактивами и составления уравнений химических реакций;
Воспитательные:
Воспитание положительной мотивации учения.
Формирование умения работать в паре, желание помогать друг другу,учиться работать собранно,
внимательно, индивидуально и в парах, используя коммуникативные навыки.
Учиться самоконтролю, взаимоконтролю, самооценке.
Основные
этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Вступительное слово учителя.
Ребята,прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю вам загадку, а вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.
Очень древний я металл, Счёт столетьям потерял!
Я давно в названии века,В организме человека.Называют мной характер,Из меня почти весь трактор.Очень в яблоке полезно,И зовут меня … (Железо).
И хотя Ребята, мы с вами живём в новом веке –веке компьютеров, сотовых телефонов и смартфонов, нанотехнологий нельзя не согласиться с тем, что мы, по-прежнему живем в железном веке. Железо и сегодня является главным материалом современного общества.
О железе сложены легенды, загадки пословицы и поговорки. Ребята, я просила вас найти пословицы, поговорки, давайте прочтём их.
А ещё ребята подготовили сообщения о железе.
Ребята, мы не случайно завели разговор о железе. Сформулируйте пожалуйста тему урока. Запишите тему урока: «Железо и его свойства»
Посмотрите на вопросительные слова, записанные на доске: что? почему? где? какие?
Составьте, пожалуйста, вопросы к теме урока, используя данные вопросительные слова.
Обращает внимание учащихся на план урока:
1.Значение железа в жизни человека.
2. Распространенность железа в природе.
3. Характеристика железа по положению в ПСХЭ (строение атома)
4.Физические и химические свойства
железа.
Класс делится на 3 группы.
Задание первой группе:
Дать характеристику железа по положению в ПСХЭ.- Место элемента в ПСХЭ.- Относительна атомная масса железа.
-Состав ядра атома, распределение
электронов по уровням.
-Возможные степени окисления.
- Оксиды и гидроксиды .Задание второй группе:
Указать основные природные соединения железа в природе. (Название и формулы)
Рассчитать какое соединение гематит или магнетит богаче железом?
Задание третьей группе:
Дать характеристику физических свойств железа по плану:
- агрегатное состояние
-цвет
-металлический блеск
-ковкость и пластичность
-температура плавления
-магнитные свойства
Химические свойства железа.
Определите место железа в электрохимическом ряду напряжений, сделайте вывод о его активности.
Какими химическими свойствами будет обладать железо?
С какими простыми и сложными веществами будет взаимодействовать?
1.Горение железа в кислороде.
Видеофрагмент.
(http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/deb6e939-f8c8-fea7-fe24-7b2c80013fd7/index.htm)
2. Взаимодействие хлора с железом Видеофрагмент.
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/index.htm)
3.Демонстрационный эксперимент.
Взаимодействие серы с железом.
(Видеофрагмент)
Взаимодействие железа со сложными веществами.
Лабораторные опыты
I группа
Взаимодействие железа с соляной кислотой.
В пробирку положите 2–3 канцелярские кнопки и налейте 4–5 мл раствора соляной кислоты (1 : 1). Пробирку нагрейте до начала выделения водорода (не до кипения!). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора хлорида железа(II).
II группа
Взаимодействие железа с серной кислотой .В пробирку положите 2–3 канцелярские кнопки и налейте 4–5 мл раствора серной кислоты (1 : 3). Пробирку нагрейте до начала выделения водорода (не до кипения!). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора сульфата железа(II).
III группа
Взаимодействие железа с хлоридом меди (II)
В пробирку налейте 4–5 мл хлорида меди(II) и опустите железную скрепку или гвоздь. Что наблюдаете?
Взаимодействие железа с водой.
Для проведения этой реакции необходима высокая температура (700-9000С), используя учебник, составьте уравнение реакции.
Сделайте вывод о химических свойствах железа.
Вариант 1.
Железо – это активный щелочной металл.
Железо находится в главной подгруппе
Железо –это элемент двойственной природы.
Железо легко куется.
Железо входит в состав сплава бронзы.
На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона.
Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.
Железо не взаимодействует с кислородом.
Железо подвергается коррозии.
Вариант 2.
Железо – это металл серебристо-белого цвета.
Железо обладает способностью намагничиваться.
Атомы железа проявляют окислительные свойства.
На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон.
Железо вытесняет медь из растворов ее солей.
С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.
С раствором серной кислоты образует сульфат железа (III).
Железо не подвергается коррозии.
В атоме железа 3 энергетическихуровня
Железо находится в 8 группе побочной подгруппе
Критерии отметки:
“5” – 0 ошибок,
“4” – 1-2 ошибки,
“3” – 3-4 ошибки,
“2” – 5 и больше ошибок.
Домашнее задание - параграф 14,упр.5, стр.68.Творческое задание. Составить сообщение «А знаете ли вы?..» - интересные факты о железе.
Сегодня я понял (а), что…
Трудным на уроке для меня было…
Больше всего мне запомнилось…
Ученики зачитывают свои выводы.
Высказывают свои предположения и обосновывают свою точку
зрения.
Учащиеся произносят пословицы и поговорки.
Выступление учащихся
Записывают тему и формулируют задачи урока.
(что означает порядковый номер элемента железа ?)
(почему элемент обозначен зелёным цветом?)
(где располагается железо в ПСХЭ им.Д.И. Менделеева?)
(какими свойствами обладает железо? Или какие степени окисления имеет железо?)Выступление учащегося.
Очень много железа содержится в морской воде, поэтому морскую воду называют «жидкой железной рудой» Если извлечь все железо, растворенное в морской воде, то его придется по 35 т на каждого жителя планеты, в то время за все существование человечества произведено по 6т на каждого ныне живущего человека.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Просматривают видеофрагмент, составляют уравнения происходящих реакций с указанием окислительно-восстановительных процессов.
0 0 +2 -2 +3 -2
8 Fe + 5O2 = 4FeO * 2Fe2O3
0 +2
4 Fe -2e Feокисления
восстановитель
0 +3
4 Fe - 3e Feокисления
восстановитель
0 -2
5 O2 + 4e 2Oвосстановления
окислитель
0 0 +3 -1
2 Fe +3 Cl2 = 2FeCl3
0 +3
2Fe - 3eFeокисления
восстановитель -1
3 Сl2 + 2e 2Clвосстановления
окислитель
Учащиеся указывают признаки реакции и составляют уравнение реакции.
0 0 +2 -2
Fe + S = FeS 0 +2
1 Fe -2e Fe окисление
восстановитель
-2
1 S +2e S восстановление
окислитель

0 +1 -1 +2 -1 0
Fe + 2НCl = FeCl2 + Н2
0 +2
1 Fe - 2е Feокисление
восстановитель
+ 0
1 2Н +2е Н2 восстановление
окислитель
0 +1 +6 -2 +2 +6 -2 0
Fe + H2SO4 (разб.) = FeSO4+ Н2
0 +2
1 Fe - 2е Feокисление
восстановитель
+ 0
1 2Н +2е Н2 восстановление
окислитель
0 +2 -1 0 +2 -1
Fe + CuCl2 = Cu +FeCl2.
0 +2
1 Fe - 2е Feокисление
восстановитель
2+ 0
1 Cu +2е Cu восстановление
окислитель
3Fe + 4Н2О Fe3O4 + 4Н2.
Вывод:
железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами, выступая в роли восстановителя.
Варианты ответов: I
«ДА» - 3, 4,6,7,10
«НЕТ» - 1,2,5,8,9
Варианты ответов: II
«ДА» - 1,2,5,6,10
«НЕТ» - 3,4,7,8,9
Выполняют тест. Озвучивают результаты
Ученики зачитывают свои выводы.
Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, оценивают свою работу на уроке Личностные УУД. СмыслообразованиеКоммуникативные УУД.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
Коммуникативные УУД.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
Коммуникативные УУД.Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД.Действия постановкиИрешения проблем
Познавательные УУД.поиск и выделение информации
Коммуникативные УУД.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
Коммуникативные УУД.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
Регулятивные УУД.Целеполагание
Коммуникативные УУД.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли
Регулятивные УУД.Целеполагание
Познавательные УУД.Логические универсальные действия
Регулятивные УУД.Контроль
Регулятивные УУД.Контроль
Регулятивные УУД.выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные УУД.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мыслиЭтап мотивации к учебной деятельности
Этап актуализации и пробного действия
Этап самостоятельной работы с самостоятельной проверкой по эталону
Этап включения в систему знаний и повторения (закрепление изученного материала)
Итог урока. Оценка и учет знаний
Объяснение
домашнего задания
Итоги урока. Рефлексия.
Приложение №1
Железо не только самый главный металл окружающей нас природы – оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно найти во всей таблице Д. И. Менделеева другой элемент, который был бы так тесно связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества. Древний минералог древнего Рима Плиний Старший писал:
« Железные рудокопи доставляют человеку превосходнейшее и зловреднейшее орудие. Ибо сим орудием прорезываем мы землю, сажаем кустарники, обрабатываем плодовитые сады и, обрезывая дикие лозы с виноградом, понуждаем их каждый год юнеть. Сим орудием выстраиваем домы, разбиваем камни и употребляем железо на все подобные надобности. Но тем же самым железом производим брани, битвы и грабежи и употребляем оное не только вблизи, но и мещем окрыленное вдаль, то из бойниц, то из мощных рук, то в виде оперенных стрел. Это самое порочнейшее, по мнению моему, ухищрение ума человеческого. Ибо, чтобы смерть скорее постигла человека, сделали её крылатою и железу придали перья. Того ради, да будет вина приписана человеку, а не природе.» Приложение №2
Железо играет большую роль в жизни растений и животных. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от него, в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. Основная роль железа в живом организме заключается в выполнении важнейшего жизненного процесса – дыхания.
Гемоглобин в организме человека - главное, но не единственное соединение, в состав которого входит железо.
Оно содержится в мышечном белке – миоглобине и во многих ферментах. Около 1% железа постоянно циркулирует в плазме .Главное депо железа – печень, здесь может быть запасено до 1 г железа. Небольшая доля железа расходуется на рост покровных тканей организма – кожи, ногтей. Оно входит в состав пигмента, окрашивающего волосы.
В растительном мире роль железа не менее важна. Железо необходимо для образования хлорофилла, который обуславливает усвоение растениями углекислого газа при помощи энергии солнечного света. Хотя железо не входит в состав хлорофилла, но без него пигмент не образуется. Недостаток железа, вызывает железное голодание растений и болезнь хлороз. Хлороз или бледная немочь – заболевание свойственно и человеку при недостатке железа. Признаки болезни: плохой цвет лица, быстрая утомляемость, головные боли и постоянно плохое настроение. Чтобы избежать этого, нужно употреблять такие продукты как: печень, яичный желток, картофель, яблоки, сливы, дыни, цветную капусту.