Конспект урока по химии на тему Железо: строение атома,физические и химические свойства


Тема урока:
Железо: строение атома, физические и химические свойства.
ЗАДАЧИ УРОКА.
Задачи обучения. Рассмотреть электронное строение атома железа, дать общую характеристику его. Изучить основные физические и химические свойства железа. Рассмотреть важнейшие соединения железа (II) и (III), качественные реакции на ионы железа.
Задачи развития.
Развитие умения работать с химическими веществами, с текстом учебника, развитие химического мышления, развитие умения делать выводы.
Задачи воспитания. Учащиеся развивают свои коммуникативные умения в ходе парной и коллективной работы; убеждаются в необходимости привлечения средств химии к пониманию процессов, происходящих в окружающем мире.
ОБОРУДОВАНИЕ: железо, колба с кислородом, р. HCI, p.CuSO4, FeCI2, FeCI3, красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид натрия, пробирки.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник, таблицы, химические вещества, мультимедиа.
Ход урока
I. Строение атома.Определите положение железа в ПСХЭ.
Слайд.
Запомни!
Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.
Железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов главных подгрупп.
Закончите электронную буквенную и графическую формулы:
1s22s22p63s23p63d6….
Нормальное состояние атома железа
3d6 4p0
4s2
1.Возбужденное состояние атома железа
3d5 4p1
4s2
2.Возбужденное состояние атома железа
3d5 4p2
4s2
Железо – такой же восстановитель, как и другие металлы, однако, атомы железа при окислении отдают не только электроны последнего уровня, приобретая степень окисления +2, но способны к отдаче 1 электрона с предпоследнего уровня, принимая при этом степень окисления +3.
Слайд.
Для железа характерны две основные степени окисления: +2, +3.
Fe0 –2e – Fe+2
Fe0 –3e – Fe+3
II. Физические свойства.
Рассмотрите образец выданного вам металла. Опишите его физические свойства.
Используйте учебник, заполните таблицу:
Слайд.
1. Цвет
2. Блеск
3. Пластичность
4.
Магнитные свойства
5.
Температура плавления
6. Твердость
1.
2.
3.
4.
5.
6.
III. Химические свойства.
Железо дает два ряда соединений, соответствующих степени окисления +2, +3. Степень окисления Fe зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2. Fe

+2 +3
S, Cu2+, p.HCI, p.H2SO4 CI2, HNO3
+2, +3
O2, H2O
Закончить уравнения химических реакций: (работа у доски)
Fe + CI2 =
Fe + S =
Fe + HCI =
Fe + O2 =
Fe + CuSO4 =
Fe + H2O =
Fe + O2 + H2O =
Демонстрация:
1) Fe + O2 =
2) Fe + HCI =
3) Fe + CuSO4 =
IV. Соединения железа.
Железо – второй по распространенности металл в земной коре. В природе встречается в виде оксидов и сульфидов:

Соединения железа:
Fe3O4 – магнитный железняк
Fe2O3 – красный железняк (гематит)
2Fe2O3 * 3H2O – бурый железняк
FeS2 – железный колчедан
Рассмотреть образцы соединений железа, отметить основные его характеристики.

Соединения железа (II) имеют ярко выраженный основный характер.
Соединения железа (III) – проявляют амфотерные свойства.
Какие из реакций соответствуют схеме Fe+2 Fe+3
2FeCI2 + CI2 = 2FeCI3
FeCI3 + NaOH = Fe(OH)3 + 3NaCI
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3
Генетические ряды Fe+2, Fe+3. (работа в парах)
1) Fe FeCI2 Fe(OH)2 FeOFe FeCI3 Fe(OH)3 Fe2O3
Проверка у доски.
V. Качественные реакции на ионы железа.Качественные реакции – реакции, с помощью которых распознаются различные вещества. Качественные реакции, как правило, протекают с каким- либо ярким внешним эффектом.
Демонстрация.
Качественная реакция на ион Fe+2
Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]
Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)
K3[Fe(CN)6] + FeCI2 = 2KCI + KFe[Fe(CN)6]
3K+ + Fe2+ + 2CI- + [Fe(CN)6]3- --- KFe[Fe(CN)6] + 2K+ + 2CI-
K+ + Fe2+ + [Fe(CN)6]3- --- KFe[Fe(CN)6]
Качественная реакция на ион Fe+3
1) Реактив – желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]
Результат воздействия – синий осадок (берлинской лазури)
K4[Fe(CN)6] + FeCI3 = 3KCI + KFe[Fe(CN)6]
4K+ + Fe3+ + 3CI- + [Fe(CN)6]4- --- KFe[Fe(CN)6] + 3K+ + 3CI-
K+ + Fe3+ + [Fe(CN)6]4- --- KFe[Fe(CN)6]
2) Реактив – роданид натрия (аммония) NaNCS (NH4NCS)
Результат воздействия – интенсивно- красный цвет.
FeCI3 + NaNCS = [FeNCS]CI2 + NaCIFe3+ + NCS- = FeNCS2+
Проверочный тест
Вариант 1.
Какова электронная конфигурация атома железа?
А) 1s22s22p63s2 Б) 1s22s22p63s23p63d64s2
В) 1s22s22p63s23p64S2 Г) 1s22s22p63s23p63d54s2
С какими из веществ реагирует железо?
А) О2 Б) Na2O В) p.H2SO4 Г) СО2
С какими из веществ реагирует FeO?
А) Н2О Б) HCI В) Na2O Г) SO3
Какие вещества образуются при взаимодействии Fe(OH)3 c HNO3?
А) Н2О Б) Fe(NO3)2 В) FeO Г) Fe(NO3)3
5. В чем растворяется Fe2O3?
А) Н2О Б) p.NaOH В) p.HCI Г) p.NaCIВариант 2.
При взаимодействии, с какими веществами железо образует соединения со степенью окисления +2?
А) СI2 Б) S В) p.HCI Г) HNO3
2. С какими из веществ реагирует Fe(OH)2?
А) О2 + Н2О Б) p.NaCI В) p.HCI Г) p.NaOH
Какие вещества образуются при взаимодействии Fe(OH)3 и H2SO4?
А) Н2О Б) FeSO4 В) Fe2(SO4)3 Г) FeSВ чем растворяется Fe(OH)3?
А) Н2О Б) p.HCI В) p.KNO3 Г) p. KOH
Соотнесите:
1) Fe3+ А) желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6]
2) Fe2+ Б) красная кровяная соль K3[Fe(CN)6]
Домашнее задание: §14, № 6-8