Методические рекомендации по подготовке к ЕНТ
Методические рекомендации по подготовке к ЕНТ.
Пояснительная записка.
Одним из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное управление системой образования, ее развитие, является оценка качества образования, основанная на достоверных и сопоставленных данных. В Казахстане с 2004 года с целью оценки качества знаний выпускников средних школ используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). ЕНТ как процедура внешней оценки предоставляет широкие возможности для повышения эффективности процесса управления качества образования. Анализ и интерпретация результатов ЕНТ может способствовать успешному решению многих проблем повышения качества обучения, принятию превентивных мер в совершенствовании учебной деятельности каждой школы в отдельности.
В образовании сегодня совершенствуются не только стандарты образования и методика преподавания. Создается национальная система оценки качества образования, в которой формат ЕНТ играет не последнюю роль. Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».
Только системная работа, осуществляемая педагогом может дать определенный результат. Реализация идей подготовки к ЕНТ возможна в условиях использования учителем перспективных форм, методов, средств обучения. Основная цель ЕНТ объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников.
I.Приемы учебной деятельности про подготовке к ЕНТ.Общие методические указания.
Моя педагогическая проблема: Индивидуализация и дифференциация обучения как основа личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
Самой главной ценностью образования сегодня должна стать его индивидуализация. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. На практике я использую многие варианты индивидуализации и дифференциации. Все они могут быть подведены под три основных:
дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и программам;
внутриклассная индивидуализация учебной работы;
прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе.
План индивидуального обучения — это спланированная последовательность действий по воспитанию и обучению, нацеленная на создание уникального продукта — обученного в соответствии со своими уникальными возможностями и желаниями молодого человека. Индивидуальная стратегия обучения предусматривает большую самостоятельную работу учащихся по достижению запланированных результатов. Учащиеся, в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности, испытывают потребность в педагогическом руководстве. Педагогическое руководство — это управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов. Моя помощь в организации самостоятельной деятельности учащегося строится на следующих принципах:
индивидуальный подход к учащимся с соблюдением посильных учебных заданий;
планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок;
постепенное отдаление и занятие мной позиции пассивного наблюдателя за процессом;
переход от контроля к самоконтролю.
Уровень усвоения знаний учащимися на момент окончания обучения в средней школе должен соответствовать государственным стандартам. Система тестов различного назначения позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Система включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения):
Базовые тесты — тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения — 10-15 минут;
Диагностические тесты — тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого;
Тематические тесты — тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения;
Итоговые тесты — тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала.
Итоговый контроль (полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний учащихся констатирует определенный результат. Базовые, диагностические и тематические тесты предназначены для проведения учащегося по «лестнице деятельности» в ходе подготовке к итоговому контролю. Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕНТ, должны быть согласованными, требования к детям — едиными.
Таким образом, подготовка к ЕНТ является систематическим, планомерным, управляемым процессом, всех участников учебного процесса.
II.Система работы по подготовке к ЕНТ.Одним из пунктов реализации моей проблемы, является подготовка к ЕНТ..Система занятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации составлена и разработана мной по программе биологии. Система подготовки к ЕНТ включает в себя 4 раздела:
Биология живых организмов (34 час.)
№ Тема занятия Колич. часов
I.Растения, бактерии, вирусы, грибы, лишайники. ( 10 час.)
1 Общее знакомство с цветковыми растениями.
Строение растительной клетки. 1 ч.
2 Вегетативные органы растения: корень, побег. 1 ч.
3 Генеративные органы растения: цветок, семя, плод. 1 ч.
4 Отдел цветковые (покрытосеменные) растения. 1 ч.
5 Деление цветковых растений на группы. 1 ч.
6 Низшие растения. 1 ч.
7 Высшие растения. 1 ч.
8 Бактерии, вирусы. 1 ч.
9 Грибы, лишайники. 1 ч.
10 Развитие растительного мира. 1 ч.
II.Животные. (10 час.) 1 Одноклеточные животные. (Простейшие ) 1 ч.
2 Тип кишечнополостных. 1 ч.
3 Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. 1 ч.
4 Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски ( Мягкотелые). 1 ч.
5 Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Класс Паукообразные.Класс Насекомые. 1 ч.
6 Тип Хордовые. Класс Хрящевые и Костные рыбы. 1 ч.
7 Позвоночные животные. Класс Земноводные.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. 1 ч.
8 Позвоночные животные. Класс Птицы. 1 ч.
9 Класс Млекопитающие. 1 ч.
10 Развитие животного мира. 1 ч.
III. Человек и его здоровье. ( 10 час.)
1 Человек как биологический вид. Общий обзор строения
и функций организма человека. 1 ч.
2 Железы внутренней секреции 1 ч.
3 Нервная система человека. 1 ч.
4 Органы чувств. Анализаторы. 1 ч.
5 Опорно- двигательная система. 1 ч.
6 Внутренняя среда организма. Сердечно – сосудистая система 1 ч.
7 Дыхательная система. 1 ч.
8 Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. 1 ч.
9 Выделительная система. Кожа. 1 ч.
10 Размножение и индивидуальное развитие человека 1 ч.
IV.Общая биология ( 4 час.)
1 Основы генетики и селекции. 1 ч.
2 Развитие жизни на Земле. 1 ч.
3 Эволюция. 1 ч.
4 Основы экологии. 1 ч.
Биология – наука о живой природе. Она изучает строение живых организмов – внешнее (морфология) и внутреннее (анатомия), классифицирует растения и животных, объединяя их в группы по степени родства (систематика), исследует процессы жизнедеятельности (физиология), химический состав и превращения веществ в живых организмах (биохимия), структуру и функции клеток (цитология), наследственность и изменчивость (генетика), взаимодействие организмов с условиями внешней среды (экология) и ряд других вопросов.Учащийся должен знать:
Знание строения, жизни и развития растений, животных и человека, основных групп растений и животных.
Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы.
Умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении учебного материала и приводить примеры.
При подготовке к ЕНТ по биологии учащиеся сталкиваются с определенными трудностями. Необходимо усвоить большой фактический материал и уметь изложить его на современном научном уровне. Рекомендую конспектировать прочитанный материал, составлять схемы, заполнять таблицы, обобщающие пройденный материал, отвечать на вопросы для самоконтроля.
В пособие включены тестовые задания, логические задачи в схемах и таблицах, вопросы для самоконтроля, памятки для учащихся, лекции с элементами практикума. ( Смотри приложение).
Я стараюсь рационально организовать учебную деятельность учащихся, сделать ее целенаправленной и продуктивной. Система подготовки к ЕНТ включает в себя основные этапы, позволяющие готовить учащихся планомерно.
II.1.Подготовительный этап к работе.Общая тетрадь для конспектов (термины, определения, даты, открытия, ученые и т.д. )
Тонкая тетрадь для тестирования и работы над ошибками.
Справочная литература для поступающих в ВУЗы по биологии.
Пособие с тестовыми заданиями и ответами по биологии для поступающих в ВУЗы.
( Автор – составитель: Л.М.Акшалова «Абитуриенту»)
Учебно – методическое пособие «Биология» - Астана, 2011 г «Биология» - Астана, 2010-2015 г.
«Биология» учебник- тест для подготовки к ЕНТ.
(Авторы: Ещжанов Т.Е., Ташмухамбетов Б.Г.)
издательство «Шың, кітап - Алматы, 2010 г.
Учебники по биологии за 6,7,8,9,10,11 классы.
II.2.Основные этапы работы.1.Повторение теоретического материала по разделам: растения, животные, человек, общей биологии с использованием учебников и справочной литературы. Повторять материал надо одновременно по нескольким учебникам, так как при повторении разделов: растения или животные, ответы на вопросы придется искать в общей биологии. Большую помощь могут оказать пособия, справочники для поступающих в ВУЗы.
Например: Сравнение растительной и животной клетки. Общие признаки.
А) Единство структурных систем – цитоплазмы и ядра.
Б) Сходство процессов обмена веществ и энергии.
В) Единство принципа наследственного кода.
Г) Универсальное мембранное строение.
Д) Единство химического состава и сходство процесса деления клеток. Отличительные признаки.
Признаки Растительная клетка Животная клетка
пластиды Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты Отсутствуют
Способ питания Автотрофный, фототрофный,хемотрофныйГетеротрофный,сапрофитныйпаразитическйСинтез АТФ Хлоропласты, митохондрии Митохондрии
Расщепление АТФ Хлоропласты и все части клетки, где необходимы затраты энергии Все затраты клетки, где необходимы затраты энергии
Клеточный центр Низшие растения Все клетки
Целлюлозная клет. стенка Расположена снаружи от клеточной мембраны Отсутствует
Включения Запасные питательные вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солей Запасные питательные вещества в виде зерен и
капель ( белки, жиры, углевод- гликоген), кристаллы солей; пигменты
Вакуоли Крупные полости,
заполненные клеточным соком органических веществ, являющихся запасными или конечными продуктами. Осмотические резервуары кл. Сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли, обычно мелкие
2.Конспектирование в общей тетради основных понятий, терминов, определений. Целесообразно проверить правильность знания терминов, основных теорий, законов и закономерностей.
3.Семинарские занятия по выявлению знаний учащихся и коррекции ошибок, пробелов в знаниях.
4. Вопросы для самоконтроля определяют глубину и объем повторяемого материала. Кроме того они создают основу для усвоения раздела или темы. Некоторые вопросы повторяются в разных темах для того, чтобы не терялась логическая основа предмета.
Например: Тема: Класс Пресмыкающиеся (Рептилии).
1.Дайте общую характеристику класса рептилий.
2.Чем отличаются кожные покровы ящерицы от покровов черепах и крокодилов?
3.Почему ящерица не может дышать кожей?
4.Чем отличается скелет ящерицы от скелета лягушки?
5.В чем сходство и различие в строении сердца ящерицы и лягушки? Каково строение сердца крокодилов?
6.Каковы общие черты размножения ящериц, черепах и крокодилов?
7.Как происходит линька у рептилий?
8.Благодаря чему уж может проглотить крупную лягушку?
8.Какое положение занимают рептилии в системе животного мира? Какие животные являются предками рептилий? Какие классы произошли от вымерших рептилий?
9.Как и чем питаются хамелеоны?
5.Работа по тестовым заданиям с использованием учебника.
6.Тестирование.
7.Работа над ошибками в тетради для тестирования.
Занятия в школе.
1.Семинарское занятие в школе по заданной теме:
А) опрос учащихся с целью выявления пробелов в знаниях учащихся в виде беседы. Работа с таблицами, схемами, с карточками позволяет учащимся вырабатывать навык излагать свои знания по определенной системе. Умение заполнять таблицы – конспекты поможет излагать любой материал, предварительно разделяя его на главный и второстепенный, первоочередной и последующий. В целом это способствует выработке логического мышления и упорядоченного изложения материала.
Например: Задание. Заполнить таблицу, пользуясь учебником.
Строение и функции органов пищеварения.
органы Функции Особенности строения
Ответить на вопросы:1.В чем сходство строения пищеварительной системы человека и млекопитающих? 2. Почему имеется столь большое сходство? 3.Вспомните, что такое рефлекс, рефлекторная дуга, и объясните, почему и как происходит выделение у человека слюны при попадании в рот пищи? Нарисовать и подписать схему дуги этого рефлекса.
Б) разбор материала, вызывающего затруднения.
2. Тестирование:
А) самостоятельная работа учащихся по тестам (контроль знаний). Выполняется не только для проверки полученных знаний, но и для уточнения наиболее важных формулировок или для получения более концентрированной информации.
Б) работа учащихся над ошибками (выписывание ошибок в тетрадь).
Сначала учащиеся сами отвечают на вопросы, затем проверяют правильность ответов по кодам ответов.
Домашняя работа.
Самостоятельное изучение определенного материала по учебнику, заданного учителем в школе на занятиях.
Конспект в тетради основных терминов, понятий, определений.
Проверка своих знаний по тестовым заданиям с последующей работой над ошибками.
Работа над ошибками, совершенными в тестах на занятиях в школе.
В практике моей работы накоплены многочисленные приемы и средства активизации деятельности учащихся. Среди них я могу выделить методические приемы работы с учебником, справочниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами, составлять конспект. А приобретение этих навыков у учащихся связано с развитием навыков логического мышления: анализа, синтеза, вычленения главного, обобщения.
Следовательно, развитие школьников, получение прочных знаний.
Я планирую работу с различными типами заданий, предлагаемых в ЕНТ. Это несложно выполнить, так как включение таких заданий в каждую программную тему расширяет спектр учебной деятельности, с помощью которой вырабатываются умения. На этапе промежуточного, текущего контроля, а также и на завершающем этапе изучения темы, при подготовке, например, к тематическому контролю, целесообразно предлагаю тестовые задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. Предлагаю учащимся составлять план – конспект изучаемых тем, заполнять аналитические, сравнительные текстовые, обобщающие таблицы. Это предполагает применение логических операций, что способствует развитию их самостоятельного мышления. Разработав систему подготовки к ЕНТ, могу сказать, что улучшилась обученность учащихся, их качество образования. Проводя мониторинг сдачи ЕНТ по биологии мной было установлено.
2011г.-2012г. - качество 60%;
2012г.- 2013 г. – качество 65 %;
2013 г. – 2014 г. – качество 70%;
Подготовка к ЕНТ не должна подменять систематическое изучение школьных предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний различных разделов курса биологии, варьировать стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий.
Таким образом, я считаю, что системная планомерная подготовка учащихся к ЕНТ способствует не только формированию знаний, но и делает их более самостоятельными, организованными, целеустремленными.