Методические рекомендации по изучению пьесы А.П.Чехова Вишневый сад в старших классах и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Методические рекомендации по изучению пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
( из опыта работы учителя русского языка и литературы Клочковой Галины Владимировны, МБОУ Инзенская СШ №4).
Изучение пьес Чехова как произведений, созданных в начале XX века, в наше время имеет огромное значение. Помнят люди, каким кровавым был прошлый век? Учли они ошибки прошлого? Вот уже и XXI век «разменял второй десяток». Что происходит вокруг? Кто владеет умами людей, что происходит с нашими душами? О чём предупреждал нас великий драматург Чехов? Хочется ещё раз поговорить о пьесе «Вишнёвый сад».
Обращаясь к истории создания «Вишнёвого сада», вспоминаем, о том, что писал Чехов о своём замысле Станиславскому: «В первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях». Ощущение утра жизни, радости, удивительной чистоты. Но мы помним о том, что позади и Крымская война, и отмена крепостного права, и убийство государя Александра II- событие, после которого Россия уже никогда не будет прежней. И уже неспокойно в стране, уже происходят незаметные, казалось бы, события, которые приведут впоследствии к Первой русской революции. Не случайно в глубине души у читателей пьесы с первых минут рождается смутное ощущение тревоги.
Какое настроение вызывает у читателей описание усадьбы? Кто встречается нам в имении, прекраснее которого нет ничего на свете?
Обратим внимание на список действующих лиц. Автор указывает на общественную принадлежность героев, их родственные отношения. Почему только у трёх персонажей указан возраст - у Ани, Вари и Фирса. Почему действие начинается в детской? Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что изменилось с появлением Раневской? О чём свидетельствуют перепады её настроения?
Итак, возвращение семьи в родное гнездо. Зачем они вернулись, с какими мыслями и чувствами? Может быть, надо что- то изменить? Уже в первом действии возникает разговор о судьбе вишневого сада. Именно отношение к вишневому саду прежде всего характеризует этих людей. Что предлагает Лопахин? Почему его идея не вызывает интереса у Раневской и Гаева? Обращаем внимание, что герои порой как бы не слышат друг друга. На данном этапе урока можно задать ученикам вопрос:
-Если эти люди не слышат и не слушают друг друга, давайте предположим, о чём тогда думает каждый из них. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть и подготовить предысторию героев. Это может быть домашним заданием.
В письмах к актёрам МХАТа Чехов указывал, как следует играть тех или иных персонажей «Вишнёвого сада», особое внимание он уделял Раневской: «Она одета не роскошно, но с большим вкусом. Умна и очень добра, рассеянна; ко всем ласкается, всегда улыбка на лице. Нет, я никогда не хотел сделать Раневскую угомонившейся. Угомонить такую женщину может только смерть». А какое впечатление произвела на вас Раневская? Согласны вы с характеристикой автора?

М.Горький о героях пьесы:

« Эгоистичны, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, - паразиты, лишённые силы снова присосаться к жизни»


Вопросы для учащихся:
- Согласны вы с мнением Горького?

- Какие они, бывшие хозяева вишневого сада?
-Почему они не смогли удержать за собой сад и имение?
-Есть ли у них будущее, каково оно?
- В чем вина и беда бывших хозяев?
-Каково отношение Чехова к бывшим хозяевам вишнёвого сада?
Как помогают понять господ слуги - Дуняша, Фирс,Яша?

Есть ли в ваших ответах хотя бы немного согласия с мнением Горького?

Важнейший этап в работе над пьесой - характеристика Ермолая Лопахина.



Работа с таблицей

Чехов о Лопахине в письме Станиславскому
Петя Трофимов
Мысли Лопахина

«Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов»
Любит Лопахина с его «тонкой, нежной душой», но в то же время видит в нём «хищного зверя»
«Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь»


Как относится Лопахин к Раневской, Гаеву? Уверенно ли он себя чувствует?
Перечитайте сцену «объяснения» Вари и Лопахина. Мы знаем, что девушка ждёт предложения, почему он его не сделал? Почему в его будущем нет места для Вари? Какой ему видится новая жизнь?
Будущее всех героев так или иначе связано с судьбой вишневого сада, с решением о его продаже. Необходимо сделать акцент на том, как мучительно ожидание решения этого вопроса для всех. Какие пути решения могли бы предложить при обсуждении сами ребята?
Но возвращаясь к событиям в пьесе, следует сказать о том, что все персонажи находятся на перепутье времен: все они ощущают тревогу, потому что ускользает, помимо их воли, привычное и понятное прошлое, из которого они все вышли. Что есть настоящее? Что будет дальше? Каким видит будущее автор? Чем грозит потеря вчерашних ценностей?
Как можно охарактеризовать Аню? Какую роль в её жизни играет Петя?
Петя- вечный студент, а поношенном студенческом мундире, «облезлый барин».Живёт у Раневской в бане, в доме «свой человек». Согласитесь, что всё это выглядит довольно комично.
Но он призывает Аню: « Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. Будьте свободны как ветер. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите» В ответ звучат слова Ани: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я не люблю вишнёвого сада, как прежде?» Задумаемся, а не является ли это подменой истинных ценностей – ложными? Куда зовёт Петя девушку, у которой через несколько дней не будет дома, не будет семьи, не будет прошлого, в котором всё это было! За кем же в итоге будущее- за Лопахиным или за Аней?
Последний звук, которым заканчивается пьеса,- стук топора по дереву. Так, пока одни вместо реальных действий ломают комедию ( как это опасно на переломе времён), другие – пускают в ход топор. Получается, что будущее приходит со стуком топора. Что такое будущее обещает всем героям пьесы? Что происходит с героями после продажи вишнёвого сада? Чья судьба вызывает у вас больше всего тревогу? Почему? Как вы понимаете слова Пети: «Вся Россия - наш сад»?
Из истории мы знаем, каким кровавым для России был XX век. Размышляя о прошлом, хочется верить, что в переломные моменты истории те поколения, которые уходят в прошлое, принимали правильное решение, сохраняя при этом верность нравственным принципам - вечным во все времена, а те, кто получил власть, не начинал новую жизнь с ударов топором по живому.
Пьеса Чехова «Вишневый сад»- это новаторское произведение. В чём же новаторство Чехова- драматурга?
1.Основным предметом художественного исследования в творчестве Чехова становится жизнь людей в их повседневном быту. Чехов показывает обстановку скрытого зла и неблагополучия, «трагизм мелочей жизни» и трагизм всей эпохи в каждом персонаже в отдельности.
2.Нет деления на положительных и отрицательных героев, нет персонифицированных носителей добра или злодейства.
3.Драма героев складывается помимо их воли и желания вследствие общего неблагополучия действительности, а не в результате борьбы антагонистов.
4. В композиции нет чётко выраженной завязки, развязки. Кульминация (например, продажа вишнёвого сада) по существу ничего не меняет в расстановке действующих сил.
5. Понятие «подводное течение». За внешними деталями быта – внутренний динамический поток скрытых эмоций героев. Настроение героев выражается не прямо, а опосредованно. «Пусть на сцене всё будет так же сложно и вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье или разбиваются их жизни».
6.Чехов стремится к предельной индивидуализации характера, внутренний мир которого лишён стабильности. Герои, как правило, пассивны, а их идеалы и высокие мечты терпят крах при встрече с жизненными препятствиями, нередко они настолько погружаются в свои переживания. Что перестают понимать своих собеседников.
7. В пьесах используются символические образы: «вишнёвый сад», «звук лопнувшей струны», «чайка» и др.
8.Многоплановость образа Времени: бытовое время, календарное, личное, историческое; Время как философская категория, производящая суд над человечеством.
Источники
1.Бердников Г.Чехов – драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова.-
М.1981.
2.Семанова М. Чехов- художник-М.,1976
3.Чудаков А.Поэтика Чехова.-М.,1971
4.Чуковский К. О Чехове. Человек и мастер.-М.,1971.
5.Савина Л.Н.Уроки литературы в 10 классе. Поурочные планы.Часть1.-Волгоград,2001.