Конспект урока литературы 8 класс А.Т. Твардовский- поэт и гражданин. Поэма Василий Тёркин
Литература
8 класс
Урок ___
Тема: Александр Трифонович Твардовский – поэт и гражданин. Поэма «Василий Теркин».
1910-1971
Цель: Познакомить учащихся с фактами биографии Твардовского, с историей создания поэмы «Василий Теркин», определить, какова роль главного героя этого произведения и автора, определить, как воспринимали поэму современники, подготовиться к восприятию следующих глав поэмы
Содержание урока: Слайд 1.
Организационный момент (2 минуты):
Слайд 2.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очередной урок литературы. Он будет посвящен знакомству с жизнью и творчеством Александра Трифоновича Твардовского.
Проверьте свою подготовку к уроку: письменные принадлежности, тетрадь, учебник.
Давайте оформим записи в тетрадях: первое марта. Классная работа. Александр Трифонович Твардовский – поэт и гражданин. Поэма «Василий Теркин».
Актуализация знаний (7 минут):
Слайд 3.
Учитель:
Вечная слава,
Вечная слава,
Вечная слава героям,
Слава героям, слава,
А зачем она им эта слава мертвым?
Для чего им эта слава павшим?
Все живое спасшим,
Себя не спасшим…
Вспомним всех поименно ,Горем вспомним своим:
Это надо не мертвым-
Это надо живым.
Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему я прочитала вам отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»? Как он связан с сегодняшним уроком?
Предполагаемый ответ: Отрывок написан о павших в годы Великой Отечественной войны. Автор призывает нас помнить о них. Это нам нужно для того, чтобы война не повторилась.
Вопрос: Какова главная мысль этих строк?
Предполагаемый ответ: Мы должны сохранить память о каждом герое войны – это часть истории нашей страны, нашего народа, каждый человек, его жизнь и душа являются ценностью.
Вопрос: Какие произведения, посвященные войне, мы с вами изучали в предыдущих классах, на предыдущих уроках?
Предполагаемые ответы:
Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», Д. Самойлова «Сороковые, роковые», стихотворения М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Булата Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». Мы с вами узнали и истории создания этих стихотворений.
Какими чувствами наполнены произведения о Великой Отечественной войне?
Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?
А хотели бы узнать о том, как А.Т. Твардовский изобразил подвиг простого русского солдата в своем произведении?
Обратимся к теме нашего урока. Как вы думаете, какие цели мы можем перед собой поставить, работая над этой темой?
Варианты ответов учащихся:
Обращение к презентации:
Давайте сверим наши предположения с целями урока, которые определила я.
Слайд 4.
Работа по теме урока (7 минут):
Слайд 5.
Посмотрите на годы жизни Александра Трифоновича. Что вы можете сказать о том, свидетелем каких исторических событий в нашей стране он стал?
Творчество писателя, поэта и история его народа, его страны всегда неразрывно связаны между собой. Так ли это? Об этом мы узнаем из рассказа Нади Бортник о биографии Александра Трифоновича.
Примерное сообщение:
Слайд 6.
Родился на Смоленщине в 1910 году. Отец будущего поэта был кузнецом, которому удалось приобрести небольшой участок земли. Семье Твардовских жилось трудно, но они были очень трудолюбивы. К сожалению, в тридцатые годы Твардовские были признаны кулаками и раскулачены.
Любовь к литературе Твардовский проявил рано. Дома читали Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.
Стихи стал писать, не овладев до конца грамотой. С 1924 года начал печататься. После окончания сельской школы учился в Смоленском педагогическом институте, Московском МИФЛИ.
Слайд 7.
В 1939 году был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет.
Слайд 8.
В 1950 по 1954, 1958-1970 годах - редактор журнала «Новый мир».
Слайд 9.
Автор произведений, которые отражали основные вехи истории нашей страны: поэмы «Страна Муравия», «Дом у дороги», «За далью-даль», «Василий Теркин», «Теркин на том свете».
Умер в Москве в 1971 году от тяжелой болезни.
Вопрос: Что вас заинтересовало в биографии Александра Трифоновича?
Предполагаемый ответ: Родом из крестьянской семьи, стал редактором одного из самых популярных журналов, личная судьба тесно связана с историей страны, народа.
Запишите три факта из его биографии, которые считаете самыми яркими.
(1 минута).
Проверка записей (1 минута)
Какие записи вы сделали? (18 минут)
Работа над поэмой «Василий Теркин».
Поэма «Василий Теркин» посвящена Великой Отечественной войне. Хотите узнать, как создавалось это произведение? Об этом нам расскажет Настя Майорова.( 5 минут)
Слайд 10.
Примерный текст ответа: Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году, но имя главного героя Василия Теркина было известно еще с 1939, с периода Финской войны. В то время в газете «На страже Родины» стали появляться стихотворные фельетоны об удачливом, ловком, веселом бойце. Этот образ создавали несколько писателей, в том числе и Твардовский. Именно тогда у него появился замысел создания большого произведения, главным героем которого был бы простой русский солдат.
До Великой Отечественной войны поэт успел создать черновые варианты отдельных глав :«Переправа», «На привале», «О награде», а глава «Гармонь» была напечатана в газете «Красная звезда» как отдельное стихотворение.
В конце 1942 года появилась глава «Кто стрелял?», а в мае 1943 работа над поэмой была завершена. В этом произведении 30 глав.
Василий Теркин теперь воплощал лучшие нравственные качества русского человека и воина. С одной стороны, это собирательный образ, с другой стороны, образ Теркина очень живой, правдивый.
Поэма сразу стала необычайно популярна. Василия Теркина многие бойцы считали реально существующим человеком, переживали за его судьбу.
Один из читателей-фронтовиков писал Твардовскому: «Многие бойцы среди своих находят Теркиных. Вася Теркин – наш, красноармейский герой. Вам замечательно удалось изобразить душу бойца, все то, что ощущает боец в бою. Вот почему Василий Теркин стал любимым героем красноармейской боевой семьи».
Вопрос: Как вы поняли, ребята, в чем необычность образа Василий Теркина?
Ответы ребят: (1 минута)
Давайте обратимся к тексту поэмы.
Чтение главы «От автора». Как вы думаете, почему глава так называется?
Чтение первой и второй строф (2 минуты).
Беседа по вопросам (2 минуты):
О чем нам рассказывает автор в первых строфах?
Ответ: О том, что человеку на войне нужны вода и пища.
Для чего?
Вода нужна, чтобы жить, пища – чтоб идти в бой, быть сильным, бодрым.
Можем ли мы предположить, без чего невозможно прожить на войне, как не потерять в себе все человеческое в нечеловеческих условиях?
Ответы учащихся: (1 минута)
Без чего еще нельзя жить на фронте нам расскажет Саша Волковой
(2 минуты) (31 минута)
Вопросы (4 минуты): Почему , по мнению автора, на фронте, несмотря на все ужасы войны, «не прожить без прибаутки, шутки»? Как это характеризует душу народа?
Как автор подчеркивает особенность свободной композиции своей поэмы в словах «книга про бойца без начала, без конца»?
"Книга про бойца" — это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя..." Каждую главу можно читать как отдельное произведение.Какие отношения устанавливаются с первой же главы между автором и героем книги?
О какой «старой дружбе» со своим героем говорит поэт?
Слайд 11.
(4 минуты)Слова поэта о старой дружбе воплотились в жизнь. Посмотрите, ребята, в одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин.
Как вы думаете, какова идея этого памятника? Почему героями его стали поэт – реально существовавший человек и вымышленный боец?
Примерный ответ: Твардовский сам прошел всю войну. Он знал непонаслышке обо всех ее тяготах, терял друзей, ходил в рукопашную, спасался от бомбежек.
Вместе с ним его герой - символ русского солдата-победителя, настоящего богатыря, который заслонил собой нашу Родину, защитил ее от чумы фашизма.
Подведение итогов урока:
Слайд 12.
(2 минуты) Вопрос: К. Симонов сказал: «Поэма “Василий Тёркин”- это лучшее из всего написанного о войне на войне” . Выскажите свое отношение к словам Симонова.
Слайд 13.
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к целям, которые мы перед собой ставили.
Удалось ли нам с вами достичь их?
Слайд 14.
Домашнее задание: с. 150-163, комментированное чтение, выучить отрывок из главы «переправа», с. 157- 158: «Переправа, переправа - русский труженик-солдат» (1 минута)
Оценивание учащихся, комментарий. (1 минута)
Слово учителя: (2 минуты) Ребята, за победу в Великой Отечественной войны нашей страной, нашим народом была заплачена очень высокая цена: двадцать семь миллионов человеческих жизней, которые оборвались на полях сражений, в осажденных врагом городах, в сожженных деревнях, в тылу. Слайд 15.Я знаю, что наши деды и прадеды участвовали в этой войне, защитили нашу страну, нашу культуру, наш язык, нашу историю. Предлагаю развернуть памятное полотнище и вспомнить об их подвиге минутой молчания.
Минута молчания.