Методические указания по выполнению практических работ Основы бухгалтерского учета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАОУ МО СПО «КИК»)
«Утверждаю»
директор ГАОУ МО СПО «КИК»
________________ Е.Е. Чалая
«______» _____________2014 г.
Методические указания
по выполнению практических работ по
основам бухгалтерского учета
Автор: Павлова Людмила Анатольевна
преподаватель
г. Кандалакша
2014 год
Методические указания по выполнению практических работ по разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования, в соответствии с программой «Основы бухгалтерского учета» и предназначены для студентов II курса.
Разработчики:
Павлова Людмила Анатольевна, преподаватель ГАОУ МО СПО «КИК».
Одобрено на заседании предметно – цикловой комиссии…………..
Протокол №_________от «_____»__________________2014 г.
Председатель ПЦК____________________/Н.В.Костюкевич/.
Одобрено Методическим советом колледжа
Протокол №_________от «_____»__________________2014 г.
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению практических работ составлены в соответствии с программой дисциплины «Основы бухгалтерского учета» и предназначены для студентов II курса.
Дисциплина «Основы бухгалтерского учёта» является дисциплиной для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и позволяет познакомиться с составлением, заполнением и использованием документов, содержащих информацию о хозяйственной деятельности предприятия, организации.
Цель изучения дисциплины «Основы бухгалтерского учёта» – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по ведению бухгалтерского учёта и составлению учётных документов и форм финансовой отчётности.
Изучение дисциплины позволяет освоить состав и порядок формирования учётной информации, оценить состояние имущества организации, его источников, величину доходов, расходов и финансовых результатов, приобрести навыки анализа влияния хозяйственных операций на финансовое состояние хозяйствующего субъекта и использовать полученную информацию для принятия управленческих решений.
В системе профессиональной подготовки дисциплина «Основы бухгалтерского учёта» занимает особое место, обеспечивая получение студентами знаний о порядке ведения учёта денежных средств, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, капитала, фондов и резервов, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции и её реализации, финансовых результатов и других объектов деятельности организации.
Как будущие пользователи бухгалтерской информацией студенты должны усвоить принципы и формы бухгалтерского учёта, организацию учётного процесса и его нормативное регулирование, а также освоить порядок контроля и оценки результатов работы предприятия, обобщения и анализа бухгалтерской информации.
В результате изучения дисциплины «Основы бухгалтерского учёта» студенты должны :
а) знать :
- сущность, цели, задачи, принципы бухгалтерского учёта, его роль и место в процессе управления организацией ;
- предмет, объекты, приёмы и методы бухгалтерского учёта;
- способы оценки различных объектов хозяйственной деятельности;
- систему бухгалтерских счетов, двойную запись;
- последовательность осуществления учётного процесса различных объектов и фактов хозяйственной деятельности;
- нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учёт;
б) уметь :
- классифицировать и отражать хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта с помощью бухгалтерских проводок;
- использовать балансовый метод обобщения учётной информации для составления бухгалтерской отчётности;
- производить необходимые расчёты (среднесписочной численности, суммы вознаграждений, отпускных, НДФЛ, прибыли, убытка и др.);
в) иметь представление :
- об учётной политике и порядке её формирования на предприятии;
- о содержании и назначении первичных бухгалтерских документов, учётных регистров и отчётности;
- о структуре и формировании конечного финансового результата деятельности организации.
- о международных стандартах финансовой отчётности.
Критериями оценки результатов работы студента являются:
уровень освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических работ;
четкость и структурированность изложения ответа при устной защите;
оформление материала в соответствии с требованиями при письменном опросе.
Всего на практические работы выделено 43 часа, каждая практическая работа рассчитана на один-два аудиторных часа. Студенты должны подготовиться к занятию по вопросам, выданным преподавателем на уроках
Практическая работа
Тест по теме «Бухгалтерский учет, его предмет и метод»
Цели: закрепить пройденный материал по теме «Бухгалтерский учет, предмет и метод бухгалтерского учета.
Время выполнения: 2 часа
Ход практического занятия. Задание: выберите один из вариантов в каждом вопросе теста.
Тест
1. Что является предметом бухгалтерского учета?
а) активы организации и их место в формировании общественного продукта;
б) хозяйственные операции;
в) вся финансово-хозяйственная деятельность организаций.
2. К объектам бухгалтерского учета относятся:
а) хозяйственные средства, источники их образования и хозяйственные процессы;
б) активы и пассивы;
в) активы, пассивы и финансовые результаты.
3. Внеоборотные активы организации представлены в учете:
а) основными средствами, долгосрочными инвестициями и нематериальными активами;
б) основными средствами, долгосрочными инвестициями и финансовыми вложениями;
в) нематериальными активами, основными средствами, незавершенным строительством, доходными вложениями в материальные ценности, долгосрочными финансовыми вложениями, отложенными налоговыми активами, прочими внеоборотными активами.
4. Оборотные активы организации представлены в учете:
а) материально-производственными запасами, а также денежными средствами в кассе и на счетах в банках;
б) материально-производственными запасами, а также затратами в незавершенном производстве;
в) материальными оборотными средствами, денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями и средствами в расчетах.
5. Что такое метод бухгалтерского учета?
а) совокупность различных способов и приемов познания содержания предмета бухгалтерского учета;
б) балансовое обобщение итоговых данных двух групп показателей, формирующих активы и источники их образования;
в) способы обобщения текущей учетной информации.
6. Назовите состав элементов метода бухгалтерского учета.
а) баланс, двойная запись, отчетность;
б) баланс, счета, инвентаризация, документация, калькуляция;
в) документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс, отчетность.
7. Задолженность различных организаций или отдельных лиц к данной организации называется (нам должны):
а) кредиторская; б) бухгалтерская; в) дебиторская.
8. Способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение, называется:
а) инвентаризация; б) оценка; в) документация.
9. Какой капитал образуется при формировании организации за счет вкладов учредителей?
а) резервный; б) добавочный; в) уставный.
10. Какие расчеты по кредитам и займам подлежат погашению в течение года?
а) долгосрочные; б) периодические; в) краткосрочные.
Методические указания: Выберите правильный вариант ответа.
Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет
Практическая работа № 1
«Группировка имущества по составу, размещению и источникам формирования средств»
Цели: ознакомить с классификацией имущества по составу, размещению и источникам формирования средств, усвоить порядок группировки хозяйственных средств и их источников.
Время выполнения: 4 часа
Ход практического занятия. Задание:
Задание № 1: Произвести группировку имущества организации по составу и размещению (АКТИВ баланса) по следующим данным:
Имущество организации на 1 марта 2014 г.
№ Имущество организации по составу и размещению и по источникам образования
Сумма, тыс. руб.
1
Топливо
300
2
Запасные части
900
3
Здания заводоуправления
5120
4
Патенты
500
5 Основные материалы
2000
6 Производственное оборудование в цехах
13000
7 Транспортные средства
10000
8 Лицензии
350
9 Производственный и хозяйственный инвентарь
1300
10 Товарные знаки
150
11 Тара и тарные материалы
600
12 Касса
9000
13 Основные средства цехов вспомогательного производства
2100
14 Расчетные счета
2500
15 Валютные счета
2000
16 Организационные расходы
200
17 Деловая репутация организации
100
Задание № 2: Произвести группировку имущества организации по источникам его образования (ПАССИВ баланса) по следующим данным:
Имущество организации на 1 марта 2014 г.
№ Имущество организации по составу и размещению и по источникам образования
Сумма, тыс. руб.
1 Уставный капитал
12400
2 Долгосрочные займы
2000
3 Фонды накопления
2300
4 Фонды социальной сферы
1 700
5 Резервный капитал
3200
6 Краткосрочные кредиты банков
5000
7 Добавочный капитал
7400
8 Краткосрочные займы
2400
9 Задолженность бюджету по налогам и сборам
1500
10 Задолженность персоналу по оплате труда
4600
11 Долгосрочные кредиты банков
3100
12 Задолженность по социальному страхованию и обеспечению
950
13 Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами
850
Решение:
Таблица № 1:
Группировка имущества организации по составу и размещению на 1 марта 2014 г.
Наименование статей Сумма
РАЗДЕЛ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы, в т.ч. Основные средства, в т.ч.: ИТОГО по разделу I РАЗДЕЛ II. Оборотные активы Производственные запасы, в т.ч.: Денежные средства, в т.ч.: ИТОГО по разделу II Баланс Таблица № 2:
Группировка имущества организации по источникам его образования на 1 марта 2014 г.
Наименование статей Сумма
РАЗДЕЛ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ РАЗДЕЛ IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства: РАЗДЕЛ V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства: Кредиторская задолженность: Баланс Методические указания: Согласно заданию № 1 заполните таблицу № 1 «Группировка имущества организации по составу и размещению на 1 марта 2014 г.», согласно заданию № 2 заполните таблицу № 2 «Группировка имущества организации по источникам его образования на 1 марта 2014 г.№Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет
Практическая работа № 2
«Составление бухгалтерского баланса»
Цели: ознакомить со структурой бухгалтерского баланса.
Время выполнения: 5 часов
Ход практического занятия. Задание: составьте бухгалтерский баланс за 2013 год на основании данных баланса на начало и конец финансового года.
Баланс на начало года
АКТИВ ПАССИВ
Содержание статьи Сумма, руб. Содержание статьи Сумма, руб.
Основные средства 167200 Уставный капитал 289400
Нематериальные активы 18300 Добавочный капитал 15000
Материалы 22000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 11700
Основное производство 46000 Расчетные счкта45000 Расчеты по налогам и сборам 7000
Валютные счета 30000 Расчеты с персоналом по оплате труда 5400
БАЛАНС БАЛАНС Баланс на конец года
АКТИВ ПАССИВ
Содержание статьи Сумма, руб. Содержание статьи Сумма, руб.
Основные средства 93200 Уставный капитал 189400
Нематериальные активы 18300 Добавочный капитал 15000
Материалы 2000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 11700
Основное производство 62000 Расчетные счета 7000 Расчеты по налогам и сборам 0
Валютные счета 28000 Готовая продукция 42000 Расчеты с персоналом по оплате труда 38000
Касса 1600 БАЛАНС БАЛАНС Формыбухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках
Бухгалтерский баланс
на 20 г. Коды
Форма по ОКУД 0710001
Дата (число, месяц, год) Организация по ОКПО Идентификационный номер налогоплательщика ИНН Вид экономическойдеятельности поОКВЭД Организационно-правовая форма/форма собственности по ОКОПФ/ОКФС Единица измерения: тыс. руб. (млн. руб.) по ОКЕИ 384 (385)
Местонахождение (адрес)
На На 31 декабря На 31 декабря
Пояснения 1 Наименование показателя 2 20 г.3 20 г.4 20 г.5
АКТИВ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы Результаты исследований и разработок Нематериальные поисковые активы Материальные поисковые активы Основные средства Доходные вложения в материальные ценности Финансовые вложения Отложенные налоговые активы Прочие внеоборотные активы Итого по разделу I II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям Дебиторская задолженность Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) Денежные средства и денежные эквиваленты Прочие оборотные активы Итого по разделу II БАЛАНС Форма 0710001 с. 2
На На 31 декабря На 31 декабря
Пояснения 1 Наименование показателя 2 20 г.3 20 г.4 20 г.5
ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6 Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) Собственные акции, выкупленные у акционеров ( )7 ( ) ( )
Переоценка внеоборотных активов Добавочный капитал (без переоценки) Резервный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Итого по разделу III IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства Отложенные налоговые обязательства Оценочные обязательства Прочие обязательства Итого по разделу IV V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Оценочные обязательства Прочие обязательства Итого по разделу V БАЛАНС Руководитель Главныйбухгалтер (подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
“ ” 20 г.
Примечания
Методические указания: Заполнить баланс, используя данные на начало и конец финансового года, определить валюту баланса.
Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет
Практическая работа № 3
«Изменение бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций»
Цели: Изучить строение баланса. Выявить влияние хозяйственных операций на валюту баланса
Время выполнения: 4 часа
Ход практического занятия. Задание: Рассчитайте баланс за сентябрь текущего года на основании данных баланса и Журнала хозяйственных операций.
Баланс на начало сентября
АКТИВ ПАССИВ
Содержание статьи Сумма, руб. Содержание статьи Сумма, руб.
Основные средства 67200 Уставный капитал 189400
Нематериальные активы 18300 Добавочный капитал 15000
Материалы 22000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 11700
Основное производство 46000 Расчетные счкта44800 Расчеты по налогам и сборам 6800
Валютные счета 28000 Расчеты с персоналом по оплате труда 3400
БАЛАНС 226300 БАЛАНС 22630
Журнал хозяйственных операций за сентябрь текущего года
Содержание операции Сумма, руб. Дебет Кредит
1.Сдана на склад готовая продукция 42000 2.Получены основные средства от поставщика 26000 3.Получены деньги в ассу с расчетного счета 5000 4.Начислена з/пл работникам основного пр-ва 38000 5.Выплачена задолженность по з/плате 3400 6.Оплачен счет за основные средства 26000 7.Списаны материалы в основное производство 20000 8.Перечислены налоги в бюджет 6800 Расчеты на бухгалтерских счетах
Счет 01 «Основное производство» Счет 04 «Нематериальные активы»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Счет 10 «Материалы» Счет 20 «Основное производство»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Счет 43 «Готовая продукция» Счет 50 «Касса»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Счет 51 «Расчетные счета» Счет 52 «Валютные счета»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Счет 80 «Уставный капитал»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Счет 83 «Добавочный капитал»
Дебет Кредит Оборотная ведомость на конец сентября
№ счета Сальдо начальное, руб. Обороты на счетах, руб. Сальдо конечное, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01 04 10 20 43 50 51 52 60 68 70 80 83 ИТОГО Баланс на конец сентября
АКТИВ ПАССИВ
Содержание статьи Сумма, руб. Содержание статьи Сумма, руб.
Основные средства Уставный капитал Нематериальные активы Добавочный капитал Материалы Расчеты с поставщиками и подрядчиками Основное производство Расчетные счета Расчеты по налогам и сборам Валютные счета Готовая продукция Расчеты с персоналом по оплате труда Касса БАЛАНС БАЛАНС Методические указания: Заполнить Журнал хозяйственных операций за сентябрь текущего года (составить проводки), отразить проводки на счетах, заполнить оборотную ведомость и на основании этих данных заполнить баланс на коней сентября.
Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет
Практическая работа № 4
«Составление корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, открытие счетов
бухгалтерского учета»
Цели: Закрепить навыки работы с бухгалтерскими счетами. Отработать приемы составления бухгалтерских проводок. Отработать навыки подсчета оборотов и сальдо по счетам.
Время выполнения: 4 часа
Ход практического занятия. Задание: Открыть счета бухгалтерского учета по данным остаткам по счетам на начало месяца. Отразить в счетах хозяйственные операции за отчетный период. Подсчитать обороты и остатки на счетах и заполнить балансовую оборотную ведомость.
Остатки по счетам на начало месяца
Счет Наименование счета Дебет, руб. Кредит, руб.
01 Основные средства 124000 02 Амортизация основных средств 41500
10 Материалы 58900 20 Основное производство 30700 43 Готовая продукция 5600 50 Касса 4100 51 Расчетные счета 29000 66 Расчеты по кредитам и займам 20000
68 Расчеты по налогам и сборам 14100
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 7500
70 Расчеты с персоналом по оплате труда 20800
80 Уставный капитал 80000
99 Прибыли и убытки 68400
БАЛАНС 252300 252300
Хозяйственные операции за отчетный месяц
№ п/пХозяйственная операция Сумма,р. Счет
Дебет Кредит
1 Списаны материалы на основное производство 4700 2 Приобретен в магазине новый принтер, деньги перечислены с расчетного сета 8400 3 Начислена заработная плата персоналу предприятия 18000 4 Отчисления на социальные нужды 6400 5 Удержан налог на доходы физических лиц 2340 6 По накладной сдана готовая продукция на склад 13400 7 Продана готовая продукция, деньги получены на расчетный счет 15600 8 Списана себестоимость проданной готовой продукции 11200 9 Выделен НДС 2600 10 Выявлен финансовый результат от продаж (15600-11200-2600) 1800 11 Получены деньги в банке на выдачу заработной платы 32460 12 Выдана заработная плата работникам предприятия 36460 13 Начислена амортизации основных средств 3800 Балансовая оборотная ведомость за месяц
№ счета Сальдо начальное, руб. Обороты на счетах, руб. Сальдо конечное, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01 02 08 10 20 43 50 51 66 68 69 70 80 90 99 ИТОГО Методические указания: Заполнить балансовую оборотную ведомость за месяц на основании остаткам по счетам на начало месяца и хозяйственным операциям.
Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет
Практическая работа № 5
«Разноска хозяйственных операций по счетам синтетического и аналитического учета»
«Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета»
Цели: Закрепить навыки работы с синтетическими и аналитическими счетами. Отработать приемы составления оборотных ведомостей.
Время выполнения: 5 часов
Ход практического занятия. Задание: Разнести хозяйственных операций по счетам синтетического и аналитического учета. Составить оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета
По следующим данным:
На начало месяца за подотчетными лицами числилась задолженность 10 000 руб., в т.ч.:
За Ивановым – 3000, за Петровым – 2500, за Сидоровым – 4500.
В кассе находилось 100 000 руб.
Запасы сырья и материалов составили 150 000 руб.
В течение месяца проведены следующие операции:
1. Поступили на склад материалы, оплаченные Ивановым из подотчетной суммы – 2000 р.
2. Получен в кассу от Иванова остаток подотчетной суммы – 1000 руб.
3. Согласно авансовому отчету Сидорова приходуются оплаченные им из подотчетной суммы материалы на 4500 руб.
4. Выдан из кассы аванс подотчетными лицами 5500 руб., в т.ч.:Иванову – 2000 руб. и Сидорову – 3500 руб.
Решение
Счет 10 «Материалы» Счет 50 «Касса»
Дебет Кредит Дебет Кредит
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Дебет Кредит Счет 71 Иванов Счет 71 Петров
Дебет Кредит Дебет Кредит
Счет 71 Сидоров
Дебет Кредит Оборотная ведомость (синтетический учет)
№ счета Сальдо начальное, руб. Обороты на счетах, руб. Сальдо конечное, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
10 50 71 80 - 260000 - - - 260000
Оборотная ведомость (аналитический учет)
Фамилия Сальдо начальное, руб. Обороты на счетах, руб. Сальдо конечное, руб.
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Иванов Петров Сидоров Васильев - 10000 2000 - - 8000
ИТОГО Методические указания: Открыть счета синтетического и аналитического учета, провести хозяйственные операции. Составить оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.
Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет
Практическая работа № 6
«Составление шахматной ведомости»
Цели: Закрепить навыки работы с регистром бухгалтерского учета.
Время выполнения: 2 часа
Ход практического занятия. Задание: Проставьте проводки. Составьте шахматную ведомость по следующим данным Журнала хозяйственных операций за месяц.
Содержание операции Сумма, руб. Дебет Кредит
1.Получены от поставщика материалы и оприходованы на склад 800 2.Списаны материалы со склада на выполненные работы 1000 3.Начислена заработная плата персоналу основного производства 2000 4.Исчислены страховые начисления на заработную плату и отнесены на издержки 800 5.Исчислен налог на доходы физических лиц 200 6.Получены деньги на расчетный счет за выполненные работы, в т.ч. НДС 1200 руб. 7200 7.Выделен НДС 1200 8.Получены по чеку деньги в банке на заработную плату 4280 9.Выдана заработная плата персоналу предприятия 4280 10.Перечислены налоги в бюджет 1400 11.Списаны затраты по выполненным работам на реализацию 3800 12.Выявлен финансовый результат от реализации работ (7200-1200-3800=2200) 2200 Решение
Дт/Кт 10 20 50 51 68 69 70 76 90 99 Дт оборот
10 20 50 51 68 70 90 Кт оборот Практическая работа
Зачет по теме «Техника и формы бухгалтерского учета»
Цели: закрепить пройденный материал по теме «Техника и формы бухгалтерского учета»
Время выполнения: 4 часа
Ход практического занятия. Задание: выберите один из вариантов в каждом вопросе теста.
Тест
1. Дайте определение понятию «Учетные регистры»:
а) Разграфленные таблицы, в которых производятся учетные записи.
б) Книги, приспособленные для регистрации и группировки в них данных о движении имущества и источников его образования, зафиксированных в первичных документах.
в) Журналы-ордера, в которых регистрируются хозяйственные операции.
г) Таблица специальной формы для регистрации хозяйственных операций.
2. Как классифицируются регистры бухгалтерского учета по внешнему виду?
а) Карточки, свободные листы, бухгалтерские книги.
б) Перфокарты, книги, журналы-ордера.
в) Книги, карточки, магнитные ленты.
г) Свободные листы, перфокарты, журналы-ордера.
3. Как группируются учетные регистры по характеру записей?
а) Синтетические, аналитические, шахматные.
б) Шахматные, односторонние, многографные.
в) Линейные, комбинированные, хронологические.
г) Комбинированные, систематические, хронологические.
4. Укажите правильную группировку учетных регистров по строению
а) Линейные, синтетические, аналитические и комбинированные.
б) Односторонние, многографные, линейные, шахматные, двухсторонние.
в) Систематические, односторонние, двухсторонние.
г) Комбинированные, хронологические, карточные.
5. Какой признак положен в основу строения журналов-ордеров?
а) Шахматный.
б) Дебетовый .
в) Кредитовый.
г) Смешанный .
6. Как производятся исправления ошибок в журналах-ордерах после перенесения итогов в Главную книгу?
а) В журнале-ордере зачеркивается ошибочная запись и сверху записывается правильная сумма.
б) Корректурным способом исправляются записи в Главной книге.
в) Если ошибочная сумма меньше правильной, то составляется дополнительная проводка. Если наоборот, то составляется проводка методом «красное сторно».
г) Исправление записей в учетных регистрах производят путем составления справки, данные которой заносят в Главную книгу отдельной строкой.
7. Как можно исправить допущенные в предыдущем отчетном периоде ошибки после представления квартального отчета?
а) Исправления не производятся.
б) Исправление делается методом дополнительной записи или корректурным способом после письменного разрешения налоговой службы.
в) Исправление производится методом «красное сторно».
8. Как исправляется следующая ошибочная запись: «По платежной ведомости выдана заработная плата в сумме 20000 руб. - В журнале-ордере № 1 по кредиту счета 50 бухгалтер записал: 200000 руб. Главная книга не составлена»?
а) Делается сторнировочная запись на сумму 200000 руб.
б) В денежных документах исправления не допускаются.
в) Исправление производится корректурным способом.
г) Делается сторнировочная запись на сумму 200000 руб. и дополнительная запись на 20000 руб., но в следующем отчетном периоде.
9. Что следует понимать под формой бухгалтерского учета?
а) Совокупность технических средств и учетных регистров, используемых в учете.
б) Совокупность учетных регистров, предопределяющих связи синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации хозяйственных операций, технологию и организацию учетного процесса.
в) Совокупность приемов производства записей в учетных регистрах.
г) Количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание и внешний вид.
10. Назовите основные формы, применяемые в бухгалтерском учете России
а) Упрощенная форма для малых организаций.
б) Журнально-ордерная, мемориально-ордерная.
в) Автоматизированная, Журнал-Главная.
г) Журнал-Главная, упрощенная форма для малых организаций, мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная.
Методические указания: Выберите правильный вариант ответа.
Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет
Практическая работа № 7
«Регистрация данных из первичных документов в учетных регистрах»
Цели: Закрепить навыки работы с регистрами бухгалтерского учета.
Время выполнения: 4 часа
Ход практического занятия. Задание:на основании предоставленного журнала хозяйственных операций за январь заполните учетные регистры для журнально – ордерной формы бухгалтерского учета.
На начало месяца сальдо на счете 50 составляет 2400 руб., на счете 51 – 188000 руб.
Журнал хозяйственных операции за январь
№ п/пХозяйственная операция Сумма,р. Счет
Дебет Кредит
1 Получена в кассу задолженность по подотчетным лицам 400 2 Получены деньги в кассу из банка 38600 3 Погашен краткосрочный кредит 80000 4 Выдано на командировочные расходы 6400 5 Выдана заработная плата 28200 6 Получены на расчетный счет денежные средства от учредителей 10000 7 Утвержден авансовый отчет о командировке 6740 8 Оплачен счет поставщика за материалы 22000 9 Выдана задолженность за командировку 340 10 Погашена кредиторская задолженность с расчетного счета 5800 Методические указания: Составьте и заполните:
Журнал – ордер № 1 по счету 50 «Касса»
Журнал – ордер № 2 по счету 51 «Расчетные счета»
Ведомость № 1 по счету 50 «Касса»
Ведомость № 2 по счету 51 «Расчетные счета»
Главная книга по счету 50 «Касса»
Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет
Практическая работа № 9
«Оформление инвентаризационных описей и актов результатов проверки ценностей»
Цели: Проверить знания по теме «Инвентаризация как фактор, обеспечивающий достоверность учета»
Время выполнения: 2 часа
Ход практического занятия. Задание: Проверить кассовую дисциплину. Провести инвентаризацию кассы, по результатам оформить АКТ инвентаризации согласно ПРИЛОЖЕНИЮ № 1. Составить бухгалтерские проводки по результатам проведенной инвентаризации.
Для выполнения данного задания используйте следующие данные:
Организация ООО «Спринт»
Юридический/фактический адрес 184040, Мурманская область, город Кандалакша, улица Спекова, дом 50
Директор Каратаев Сергей Сергеевич
Главный бухгалтер Алексеева Наталья Николаевна
Приказ директора об инвентаризации № 37 от 18.07.2014
Дата проведения инвентаризации 20 июля 2014
Акт об инвентаризации № 13 от 20 июля 2014
Последние номера кассовых ордеров ПКО № 75, РКО № 93
Члены комиссии Председатель – директор Каратаев С.С.
Члены комиссии - бухгалтер Алексеева Н.Н., менеджер Смирнова П.П.
Причина недостачи Недостача в размере ***** образовалась в результате счетной ошибки, допущенной при пересчете большой суммы денег при приеме их в кассу.
Материально ответственное лицо Кассир Гришина М.М.
Данные о наличии денежных средств и бланков строгой отчетности в кассе организации на день проведения инвентаризации:
Наименование По данным кассира, сумма По данным инвентаризационной комиссии, сумма Разница (излишки/недостача), сумма
Денежные средства в кассе 6400 6000 Железнодорожные билеты 8600 8600 Марки 250 400 Итого -
Методические указания: Заполнить Акт инвентаризации наличных денежных средств. По результатам выявить результат (излишки или недостача), сделать проводки.
Литература: конспект, учебник Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет