Формы предъявления накопительной оценки достижений планируемых образовательных результатов учащихся

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Балабаново-1» Боровского района Калужской области









Формы предъявления накопительной оценки достижений планируемых образовательных результатов учащихся




Бестик С. В.
учитель английского языка высшей
квалификационной категории

Власко С. П.
учитель английского языка
первой квалификационной категории

2013
Формы предъявления накопительной оценки достижений планируемых образовательных результатов учащихся
В документе ФГОС ООО в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов» освоения основной образовательной программы основного общего образования ставятся следующие задачи:
Обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). 1 [18.1.3]
В связи с этим мы считаем, что традиционную пятибалльную систему оценивания необходимо принципиально переосмыслить и изменить. В настоящее время она построена по принципу 'вычитания”. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого необходимо переосмыслить шкалу по принципу “прибавления ” и “уровневого подхода" - решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Описание системы оценки результатов
Работая по УМК "Английский язык" В. П. Кузовлева уже много лет, мы начинаем апробировать комплексную систему оценки результатов. Это не отдельные отметки по отдельным видам работы, а общая характеристика всех приобретённых учеником знаний - его личностные, его метапредметные и предметные результаты. Мы установили несколько основополагающих правил, опираясь на которые мы и разработали комплексную систему оценки результатов:
1-е правило: ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты - предметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки. Результаты учителя - это разница между результатами учеников (личностными и предметными) в начале изучения новой темы (входная диагностика) Приложение 1 и в конце изучения темы (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило: КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки”; и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания(по аудированию, чтению или лексико-грамматике)?
2. Удалось получить результат?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило: СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?
По числу выполненных заданий.
За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Обязательно (минимум):
« за предметные и личностные диагностические работы (один раз в год -
обязательно),
за контрольные работы (один раз в четверть - обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
за любые другие задания (письменные или устные) - от урока к уроку по решению учителя.
4-е правило: КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?
Текущие - по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно. За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
5-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?
По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) - выполнение типовых заданий, подобных тем, что выполнялись уже много раз, где требовались отработанные действия (например, техника чтения, решение коммуникативных задач) и усвоенные знания, (входящие в примерную программу по английскому языку). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - “хорошо, но не отлично’ или “нормально” (выполнение заданий с недочётами).
Продвинутый уровень - решение нестандартных ситуаций, способность учащегося выходить за рамки минимума предметного содержания , применять полученные знания на практике. Качественные оценки: “отлично” или почти “отлично” (решение задания с недочётами).
Рефлексивно- творческий уровень -способность учащегося обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения поставленных задач, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - “превосходно”.
Качественные оценки по уровням успешности переводятся в отметки по 5- балльной шкале с некоторой доработкой.
Сопоставимость качественной и количественной оценок
Основная проблема-составление методически грамотного составления рейтинга.
Прежде всего, необходимо:
1. разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули.
(Модулем может быть отдельная тема или раздел, самостоятельный цикл презентаций (например, в 5 классе по теме “Правила вокруг нас”), индивидуальные домашние задания)
2. определить нормативные баллы на все задания тем;
3. установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе изучения темы;
4. в конце четверти выставить общую оценку за комплексную работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули (темы).
Теперь рассмотрим пример построения рейтинговой системы для оценочной шкалы.
В данной системе можно использовать 10-ти бальное оценивание.
Для каждого учащегося мы разрабатываем таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам. Приложение №2.
Для контрольно-оценочных действий учащихся мы используем: 1) Оценочные листы и задания для самоконтроля Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими детьми. Помимо перечня умений и соответствующих им контрольных заданий, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из предложенных умений и их оценки учителем по данной теме.
Использование подобной формы организации контрольно-оценочной деятельности позволяет учащимся не только выделить основные аспекты изучаемой темы, но и самостоятельно определить качество их освоения. Вместе с этим, оценочные листы способствуют формированию самостоятельности учащихся. Задания для самоконтроля помогают самим учащимся оценить каждое необходимое умение или знание темы и обоснованно заполнить оценочный лист темы. Приложение 3
2) Творческие задания по теме Творческие задания являются главной составляющей самостоятельной работы учащихся и выполняются исключительно по желанию школьников. Как правило, авторами УМК предусмотрены разные творческие задания с целью привлечения к их выполнению большей части детей. Результаты творческих работ рассматриваются как непосредственно на следующем учебном блоке, так и в других местах и формах (учебно-практические конференции, выставки, «портфолио» и т.п.)
3) Проверочные работы разного характера (стартовая, итоговая и текущие тематические работы) ставят одной из задач соотнести оценку школьника с оценкой учителя и внести определенные учебные коррективы в случае расхождения данных оценок. Особое место в образовательном процессе мы отводим технологии портфолио, как одному из способов накопительной системы оценки, который предусматривает вариативность результатов образования и способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей школьников.
4) Портфолио ученика – это, прежде всего, коллекция детских работ за определенный период времени. В портфолио могут входить одноплановые (проверочные работы, тесты), либо разноплановые материалы (сочинения, творческие работы, презентации ученика, доклады, эссе, проекты и т.п.). Правильное оценивание портфолио гарантируется только в том случае, если точно определены: цель оценки, критерии и методы отбора материала для портфолио, даты и сроки выполнения работ, критерии оценки либо портфолио в целом, либо каждой индивидуальной работы.
Портфолио – не просто папка детских работ, а спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.
Итак, общий итог работы учащихся и его общая оценка за учебный год может складываться:
из выполненных всех тематических и итоговых работ, количество которых определяется количеством учебных тем – это демонстрация базового уровня знаний, умений (применение в стандартных ситуациях) и может оцениваться как 1 балл;
из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях. Этот уровень освоения программы может быть оценен как 2 балла (продвинутый уровень обучения).
из представленного портфолио ученика, в котором собраны все виды и формы систематической самостоятельной его работы по предмету, их презентация и публичная защита, а также все учебные достижения, выходящие за рамки школы (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и т.п.). Такой «продукт» по предмету может быть оценен как высший - 3 балла (рефлексивно-творческий уровень обучения).
Так, все ученики по итогам года должны как минимум освоить базовый уровень (1), максимум – продвинутый уровень (2), отдельные ученики (одарённые) могут освоить по выбору рефлексивно- творческом уровень (3).
Таким образом, использование комплексной системы оценки результатов  на уроках английского языка позволяет:
сплотить класс, активизировать каждого учащегося  в познавательном процессе, осознавать учащимся критерии успешности свои и своих  одноклассников, применить личностно-ориентированный подход к  каждому  учащемуся, который учится принимать решения, контактировать с окружающими, анализировать информацию, почувствовать каждому ученику себя более ответственным и самостоятельным,  отвечающим за свой результат, раскрыть творческий потенциал учащихся, благоприятно влиять на самооценку учащихся.

Библиографический список.
ФГОС ООО приказ №1897 от 17 декабря 2012 года [п.18.1.3] с.28-29
Учебник «Английский язык» для 5 класса общеобщеобразовательных учреждений В. П. Кузовлев М. «Просвещение» 2013.
Рабочая тетрадь к учебнику «Английский язык» для 5 класса общеобщеобразовательных учреждений В. П. Кузовлев М. «Просвещение» 2013 [32-33].




















Приложение 2.
Критерии оценивания знаний учащихся
Основные критерии
Баллы
Уровни успешности (качественная оценка)
Даты
уроков

Отсутствие на уроке
0







готовность к уроку
0,5







Слушал, переписывал с доски
1
Очень слабо






Выполнял задания по алгоритму или образцу (без объяснений)
1-2
Слабо






Частично знаю материал, но применить и
объяснить не могу
2-3
Посредственно






Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников
3-4
Нормально






Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно
. .
4-5
Недостаточно хорошо






Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя
5-6
Хорошо






Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой
6-7
Очень хорошо (почти отлично)






Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя
7-8
Отлично






Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно


8-9


Прекрасно
...






Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения
9-10
Идеально






Суммарный балл за занятие










Критерии оценивания тестов, контрольных и самостоятельных работ
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы)
БАЛЛЫ


Базовый уровень
Повышенный уровень

Не превышает 25%
1,0 – 2,0
1,0 – 3,0

Не превышает 50%
2,1 – 4,0
3,1 – 5,0

Не превышает 75%
4,1 – 5,0
5,1 – 7,0

Превышает 75%
5,1 – 7,0
7,1 – 10,0


Перевод в “5” балльную шкалу
Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной
Оценка по дисциплине по 5 балльной шкале

90% и более
5

80-89%
4

75-79%
4

65-74%
3

60-64%
3

Хотя бы один из модулей оценен на "2"
2





Приложение 3.
Оценочный лист самоконтроля по пройденной теме: «Давайте познакомимся!»













Рисунок 115