Статья на тему: Развитие внимания младших школьников на уроках математики в начальной школе


Развитие внимания младших школьников на уроках математики
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый “вклад” в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Поэтому, развивая различные свойства внимания, можно влиять на повышение успеваемости школьников по разным учебным предметам.
В своей работе я представляю упражнения на развитие различных сторон внимания на уроках математики.
I. Упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания.
1. Игра “Веселый счет”.
а) Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.

б) Поставь номера точек со 2-го по 36-й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу.

2. Арифметические диктанты.
Учитель: Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: “Пишите”.
а) Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4...Запишите результат. (3)
б) Даны два числа: 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2..., а теперь прибавьте 7... Запишите результат. (8)
в) Даны два числа: 27 и 32. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Запишите результат. (4)
г) Игра “Угадай задуманное число”. Задумайте число до 10. Умножьте его на 5, прибавьте к полученному произведению задуманное число. Дети по цепочке говорят, сколько получилось. Учитель называет задуманное число. После игры можно объяснить прием вычисления (ответ делим на 6 и получаем задуманное число).
д) Делиться – не делиться. Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делиться, например, на 3 (на 4, 5, 6 и т.д.) без остатка.
3. Графические диктанты (рисование по клеточкам).
а) От исходной точки 3 клетки вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 5 вверх, 1влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 влево.
4. Игра “Хлопки”.
Для запоминания таблицы умножения на 3 можно провести такую игру. Дети хором считают от 1 до 30,но вместо чисел, которые делятся на 3, хлопают в ладоши. Затем одного ученика можно попросить назвать все числа, которые не были названы хором.
II. Упражнения на развитие устойчивости и объема внимания.
1. Расставь математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы равенства были верны:
а)
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 41 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 51 ... 2 ... 3 ...  4 ... 5 = 101 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 121 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 41
2. Поиск темы урока.
– Тема урока спрятана в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги между буквами В и О, Ж и С.
КЛТВУМОПМУЖНОСВЖЕОБСНИЖОЕВЛКЦ (УМНОЖЕНИЕ)
3. Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:
Какие цифры вы запомнили?
Назови соседей 5? 7? 3?
Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?
Какие две первые?
Три последние?
III. Упражнения на распределение и переключение внимания.
1. Перед вами ряд цифр, записанных вразнобой, без какой-либо системы. Ваша задача – как можно быстрее выписать их в тетрадь в порядке возрастания. Кто быстрее?
25 1 7 36 15 4 8
14 2 17 9 54 48
11 13 27 45 18 63
2. Продолжи числовые ряды:
28, 27, 24, 23, 20, 19...
2, 6, 18, 54...
8, 3, 9, 4, 10, 5...
35, 7, 42, 6, 49...
1, 3, 4, 7, 11, 18..3. Закрась фигурки, в которых получается:
число 5 – зеленым цветом, число 6 – синим цветом, число 7 – красным цветом.

4. Очень емким с точки зрения отработки различных сторон внимания детей, является проведение игры “Веселый счет” в таком варианте:

Назови и покажи все числа от 91 до 100 , написанные черным цветом; затем красным цветом.
Назови и покажи все числа от 100 до 91, написанные красным цветом, затем – черным цветом.
Назови и покажи числа от91 до 100 одновременно, написанные черным и красным цветом (и в обратном порядке).
Назови и покажи все числа от 91 до 100, написанные черным цветом и одновременно все числа от100 до 91, написанные красным цветом (и наоборот).
Выполнять задание по таблице дети могут в паре: один ученик выполняет задание, другой его контролирует, затем меняются ролями.

1 2 7 10
9 5 4 6
10 7 2 9
3 5 1 8
4 8 3 6
По данным таблицам можно работать как с предыдущей.
9. Задачки в стихах (кроме способностей переключать и распределять внимание, эти задачи развивают объем внимания).
а)
По тропинке вдоль кустовШло 11 хвостов.Сосчитать я также смогЧто шагало 30 ног.Это вместе шли куда-тоПетухи и поросята.А теперь вопрос таков:Сколько было петухов?И узнать я был бы рад,Сколько было поросят?Ты сумел найти ответ?До свиданья, всем привет!
б)
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.Рыбак Корней поймал тринадцать окуней.Рыбак Евсей – четырех карасей.А рыбак Михаил двух сомов изловил.Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
в)
Как-то рано поутруПтицы плавали в пруду.Белоснежных лебедейВтрое больше, чем гусей,Уток было восемь пар – Вдвое больше, чем гагар.Сколько было птиц всего,Если нам еще дано,Что всех уток и гусейСтолько, сколько лебедей?