Роль самостоятельной учебной деятельности в формирования профессиональной лексики студентов 1 курса специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.


Роль самостоятельной учебной деятельности в формирования профессиональной лексики студентов 1 курса специальности 21.02.17 Подземная  разработка месторождений полезных ископаемых.
В работе представлены образцы из сборника текстов профессиональной тематики для организации самостоятельной работы студентов первого курса специальности 21.02.17 Подземная  разработка месторождений полезных ископаемых.
Использование профессионально ориентированных текстов в самостоятельной деятельности студентов способствует совершенствованию знаний по дисциплине БД.01Русский язык и формированию лексического запаса будущих специалистов.
Актуальность работы заключается в том, что обучающиеся первого курса специальности 21.02.17 Подземная  разработка месторождений полезных ископаемых имеют низкий уровень подготовки по русскому языку и невысокий уровень мотивации. Сборник содержит тексты, позволяющие больше узнать о профессии, вникнуть в производственный процесс, узнать новое о специальности. Выполнение практических заданий к текстам позволяет осмыслить и понять текст, объяснить профессиональные слова, выучить термины и др.
В сборнике представлены не только тексты актуальных материалов из печати и с сайтов организаций, но и произведения русских поэтов и писателей, что формирует уважение к выбранной специальности и повышает мотивацию к обучению.
В соответствии с разделом «Требования к условиям реализации ОПОП» ФГОС в рабочих учебных программах дисциплин предусмотрена самостоятельная учебная деятельность студентов.
Максимальная учебная нагрузка БД.01 Русский язык по специальности 21. 02.17 Подземная  разработка месторождений полезных ископаемых Курс: 1 Группа: 1ПРМ-14 пу составляет 113 часов, из которых самостоятельной учебной деятельности студента отведено 35 часов.
Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать справочную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков; развитию исследовательских умений.
Результаты обучения по дисциплине «Русский язык» предполагают наличие умения у обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров не только в учебно-научной и социально-культурной сферах общения, но и в деловой. Кроме того, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни и в практической деятельности для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств. Обучающиеся должны соблюдать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения как в социально-культурной, учебно-научной, так и официально-деловой сфере общения.
С целью обогащения словарного запаса обучающихся профессиональной лексикой предложены следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка сообщений, оформление основных документов официально-делового стиля, составление, анализ текстов на профессиональную тему, работа со словарями, составление диктантов разного вида на профессиональную тему, анализ текстов профессиональной направленности, работа с конспектом.
Тема 1.2 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Оформление основных документов официально-делового стиля
Тема 1.3Текст как произведение речи. Составление текста на профессиональную тему (рассуждение)
Тема 1.4 Информационная переработка текста. Составление тезисов по статье на профессиональную тему.
Тема 2.3Лексика с точки зрения её употребления. Составление словарного диктанта на профессиональную тему.
Тема 2.4Фольклорная лексика и фразеология. Фразеологизмы. Исправление лексических ошибок в тексте профессиональной направленности
Тема 5.1Имя существительное. Склонение существительных.
Их правописание. Составление словарного диктанта на правописание сложных существительных из профессиональной лексики.
Тема 7.2Второстепенные члены предложения. Составление текста на профессиональную тему с использованием простых предложений.
Тема 7.3 Способы передачи чужой речи.
Составление текста на профессиональную тему с заданными синтаксическими конструкциями.
Тема 7.5 Повторение по теме «Синтаксис». Анализ текстов профессиональной направленности.
Образцы заданий.
Тема 5.1 Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание.
Задания.
Определите тему текста. Передайте его содержание своими словами.
Выпишите из текста имена существительные по теме «Разработка месторождений полезных ископаемых». Определите склонение этих существительных. Проверьте по словарю их правописание.
Выясните значение слов Кузбасс, угольная отрасль, угледобывающие предприятия, экспортер.
Составьте словарный диктант на правописание сложных существительных из профессиональной лексики.
Сегодня Кемеровская область - основной поставщик угля практически во все регионы России и за рубеж. Кузбасс является основным угледобывающим регионом страны, базисом для развития ее промышленности, ее энергетической безопасности. На долю угольной отрасли региона приходится 57% всего российского угля. Кроме того, 77% общероссийского экспортируемого угля - это уголь, добытый горняками Кемеровской области. Благодаря этому Россия остается в тройке крупнейших экспортеров энергетического угля после Австралии и Индонезии.
В области действуют 120 угледобывающих предприятий (63 шахты и 57 разрезов), а также 49 обогатительных фабрик и установок. Их производственная мощность составляет 245 млн тонн в год по добыче угля и 166 млн тонн в год - по переработке. В угольной отрасли региона занято 115 тыс. человек.
Начиная с 1998 года, горняки Кузбасса ежегодно наращивают добычу угля. Если 1998 году добыча угля в Кузбассе составила 97,6 млн тонн, то в 2012 году - рекордные 201,5 млн тонн, при этом объем переработки добытого угля составил 64,6% от общей добычи.
Значительный прирост добычи стал возможен благодаря мощному строительству и реконструкции угледобывающих предприятий. Только с 2000 года введены в эксплуатацию 23 шахты, 26 разрезов, 18 обогатительных фабрик и установок. Согласно Стратегии развития угольной отрасли Кузбасса до 2025 года, планируется увеличить объем добычи до 260 млн тонн, ввести в строй 19 новых угледобывающих предприятий и 14 обогатительных фабрик.
210 слов
(По материалам Пресс-службы АКО )
http://www.delkuz.ruТема 7.3 Способы передачи чужой речи.
Задания.
Определите стилистическую принадлежность текста.
Озаглавьте и устно перескажите текст. Запишите предложение, в котором заключена главная мысль.
Найдите предложения с прямой речью, составьте к ним схемы.
Выпишите профессиональные слова из диктуемого текста. Определите их лексическое значение. Отметьте устаревшие термины.
Составьте текст на профессиональную тему, используя несколько предложений с прямой речью.
Здесь, на руднике, Тима понял, что такое рабочее товарищество - суровое, карающее отщепенцев, но и отважное, не останавливающееся ни перед чем, когда надо помочь товарищу в беде.        Харитон Опреснухин не забыл своего обещания Сапожкову: недостающие трубы он привез с соседнего рудника, и через несколько дней слесари смонтировали паропровод, ведущий к месту очистных работ в шахте. А на случай, если не хватит пара для подъемника, поставили дополнительно ручной ворот.        Теперь Тима на рассвете, с первым гудком шахтного копра, вместе с отцом отправлялся на Капитальную. Папа нес деревянный ящик, в котором лежали стеклянные сосуды для проб воздуха. Тима нес свою и папину настоящие шахтерские лампы. Теперь Тима уже не хватался за папину руку, когда клеть, словно оборвавшись с каната, падала вниз и осклизлые стены ствола, обмываемые водяными потоками, будто вставшая на дыбы река, проносились у самого лица, обдавая его холодными брызгами.        Шахтеры знали Сапожковых и старались потесниться, прижимаясь к решеткам клети, чтобы уступить им место в середке. Всегда находился какой-нибудь шахтер, который, кивнув на папин ящик, строго предупреждал рукоятчика: "Давай полегче, видал с какой посудой", - и предлагал подержать ящик.        Тима научился светить лампой не у лица, а свесив ее у самых ног, чтобы не спотыкаться и не ослеплять идущих навстречу. Нагибать голову в откаточном штреке ему нужды не было. И только папа шел, согнувшись, спрятав очки в карман, прижимаясь лицом к ящику.        Чтобы не бояться обвисающей кровли, Тима придумал для себя следующее: вот когда он жил в землянке у Парамоновых, он же не смотрел все время в потолок, который тоже мог обвалиться, значит, про шахту нужно думать так: это просто длинный подземный дом, где вместо комнат - одни длинные коридоры, и тогда все станет просто и не страшно. Кроме того, папа сказал, что более ста тысяч людей в Сибири находятся на подземных работах. Что же, Тима самый трусливый из всех ста тысяч, что ли? Федор говорил как-то: храбрость - это умение беречь свое человеческое достоинство.        Вчера, когда они шли с папой по штольне, кто-то закричал: "Стой, кумпол рушится!" Папа остановился, передал Тиме ящик, вынул из кармана очки, надел их, поглядел вверх, потом поднял руку, постучал докторским согнутым пальцем в потолок и, объявив сердито: "Глупая шутка!" - велел Тиме идти за собой. И они слышали, как десятник Мослаков проворчал где-то сзади:        - Хозяевы ходят, как по улице, тока бы себя выказать!        А другой голос пригрозил:        - Ты более так не шуткуй, а то мы с тобой по-шахтерски шутканем. Скупаем в зумпфе. Враз пропадет охота.
Вадим Кожевников "Заре навстречу"
http://publ.lib.ruСправка: События романа Вадима Кожевникова "Заре навстречу" разворачиваются  в тяжелые годы после Первой мировой войны. Судьба героя, Тимы Сапожкова, неразрывно связана с историей нашего общества и государства. Первые впечатления мальчика, сына ссыльных революционеров, формируют его характер и определяют жизненный путь.