Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).

Познание мира. 3 класс.
Тема. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа ( Определение свойств полезных ископаемых).
Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.
Задачи:
Создать условия для:
усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.
осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников, работать в парах постоянного состава.
3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактический материал и оборудование: физическая карта Казахстана, условные знаки ПИ, презентация; раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент. Психолого- педагогический настрой на работу.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Актуализация знаний.
Мозговой штурм.
Что такое полезные ископаемые
Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете? Назовите.
Продолжи мысль: «Месторождения-это.»
- Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.
-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми?
-Почему они полезные?
Сделай общий вывод. Дай определение полезных ископаемых.
Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи определённого вида полезного ископаемого важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченно территории называется месторождением. ( вывесить слово)
-Назови виды полезных ископаемых и приведи по 2 примера.

2). Тест- контроль по пройденному материалу.
1. Укажи, что называется полезными ископаемыми:
А) металл, получаемый из железной руды;
Б) природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве
В0 твердая оболочка земли

Назови три группы полезных ископаемых.
А) полезные, бесполезные, очень полезные;
Б) горючие, рудные , нерудные;
В) горные породы, минералы, металлы.

Рыхлые породы -это
А) глина, песок;
Б) нефть, газ;
В) гранит, каменный уголь

Горючие полезные ископаемые:
А) глина, песок;
Б) нефть, газ;
В) гранит, каменный уголь

Разведчики земных недр- это
А) геологи;
Б) географы;
В) топографы

6. Нефть и природный газ добывают в
А) шахтах;
Б) в скважинах;
В) в карьерах

7. Полезные ископаемые по способу применения бывают:
А) жидкие, твердые, газообразные
Б) горючие, рудные , нерудные;
В) горные породы, минералы, металлы.

3). Взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Взаимооценка.
1-Б 2-Б 3- А 4- Б 5- А 6-Б 7-Б
7б-«5» 6б- «4» 5или 4 б- «3» 3 и менее баллов- «2»

3. Постановка учебной задачи. Определение целей урока. Работа в паре.
- Как вы думаете, какова тема урока? Предположите, рассмотрев слайды.
Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?
(В ходе обсуждения составляется план.)












4. Самооценивание.
Давайте оценим себя
«+» - если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь
« -- если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом
«?» кое-что знаю, но хотел бы знать больше

Физминутка.
Мы геологами станем (шагать на месте)
Да! Да! (хлопки)
Будут все гордиться нами (шагать на месте)
Да! Да! (хлопки)
Что ждет нас впереди? (руки в стороны)
Высокая гора (руки над головой)
Бурная река (показать руками волны0
Ее не обойдешь (шагать на месте)
Ее не проплывешь (движения пловцов)
А надо напрямик (руки вперед0
Все пройдем и все сумеем (шагать на месте)
И своей достигнем цели. Да! Да!

Работа в группах. Составление интеллект- карты «Значение полезных ископаемых для человека».
1 ряд. (1и 2 группы)
Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.
Что называется горючими полезными ископаемыми?
Что относится к горючим пол. ископаемым?
Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение горючих пол. ископаемых.
Дополнительное сообщение делает подготовленный ученик.
Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.
Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.
Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.
То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.
Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.
Знаменитое месторождение каменного угля: Карагандинское угольное месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, Легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.
В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:
- керосины для самолётов, вертолётов
- солярку для тракторов, комбайнов;
- мазут для моторных морских кораблей;
Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти.
На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.


Учитель: Ещё в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывали пленку тёмного цвета – жирную, резко пахнущую. Жидкость была похожа на дёготь, который делали из берёзовой коры. Раньше эту жидкость, похожую на дёготь, стали называть «земляным дёгтем». Использовали «земляной дёготь», как обыкновенные дёготь, для смазки телег, кожаной обуви и даже как лекарство. Его для этого смешивали с молоком и пили.
При штурме укреплённых крепостей войскам штурмующих не всегда удавалось проломить стену или взломать ворота. И тогда вперёд выходили лучники с привязанными к стрелам пучками пакли, пропитанной этой тёмной жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на крыши и стены домов за крепостной стеной – в крепости начинались сотни пожаров, которые невозможно было потушить. Горело все, что могло гореть, а враг тем временем врывался в горящую крепость. Кроме горючих стрел, в войне применялись специальные глиняные сосуды, в которые была налита эта тёмная жидкость. Её поджигали, и с помощью специальных камнемётных машин сосуды забрасывались в крепость. Глиняные сосуды разбивались, а горящая жидкость сжигала всё.
Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.
Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.
Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другое полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень, чтобы получить железо или сталь надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 2 ряда.

2 ряд (3,4,5 группы)
Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.
1. Что называется рудными полезными ископаемыми?
2. Что относится к рудным пол. ископаемым?
3. Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение рудных пол. ископаемых

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.
Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь. У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие все это изготовлено из стали.

3 ряд (6,7, 8 группы)
Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.
Что называется строительными полезными ископаемыми?
Что относится к строительным пол. ископаемым?
Месторождения на территории Казахстана.
4. Применение пол. ископаемых этой группы
Мы взяли в руки кусочек гранита. Обратили внимание, что в нём видны разные по форме и цвету частицы. Попытались разъединить их. Это нам не удалось. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый»
Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников.
Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина.

Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.
Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.
Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.
Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.
Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.
Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.
Закрепление. Практическая работа в группах. Заполни таблицу.

 
твёрдое
жидкое
горючее
негорючее
плотное
рыхлое
Используется в строительстве
Служит топливом
Используется для получения металлов

Известняк
+
 
 
+
 
+
+
 
 

Нефть
 
+
+
 
 
 
 
+
 

Песок
+
 
 
+
 
+
+
 
 

Руда
+
 
 
+
+
 
 
 
+

Уголь
+
 
+
 
+
 
 
+
 

Гранит
+
 
 
+
+
 
+
 
 


Рефлексия деятельности (итог урока).

Продолжите фразы
Я познакомился с..
Было непросто..,.
Хотелось бы
Мне запомнилось.

9. Итоги урока. Д.З. с91-98, ДН. С 51 №72..


Полезные ископаемые

Значение термина

Виды

Применение

охрана

Где и как добываются

Деятельность человека по добыче



15