Педагогический проект Элективный курс по электротехнике «Основы электроники и микроэлектроники» для 1 курсов


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Мензелинский сельскохозяйственный техникум»
НоминацияИнновации в организации внеклассной работы
по дисциплине «Физика»
Педагогический проект
Элективный курс по электротехнике «Основы электроники и микроэлектроники» для 1 курсов специальности 080209 «Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных и гражданских зданий» в среднем профессиональном образовании
Сроки выполнения проекта: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
География проекта (сфера реализации): студенты ГБПОУ «Мензелинский сельскохозяйственный техникум»
Разработчики проекта:
Маннаева Диляра Азатовна, преподаватель физики,
Талипов Ренат Илдарович, преподаватель электротехники.
Мензелинск, 2016
РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
TOC \o "1-3" \h \z \u ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА PAGEREF _Toc445383236 \h 3ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА PAGEREF _Toc445383237 \h 4ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА PAGEREF _Toc445383238 \h 5ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PAGEREF _Toc445383239 \h 6ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ PAGEREF _Toc445383240 \h 9РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА PAGEREF _Toc445383241 \h 10РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА PAGEREF _Toc445383242 \h 12РИСКИ PAGEREF _Toc445383243 \h 13СПИСОК ИСТОЧНИКОВ PAGEREF _Toc445383244 \h 14

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТАКаждый учебный предмет имеет свои особенности, требует своих характерных методов и организационных форм обучения. Эти вопросы рассматривают частные дидактики, или методики преподавания отдельных предметов. А дидактика рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам, на знание которых нужно опираться при преподавании каждого конкретного предмета [6].
Успешное освоение учебного материала базируется на знаниях физики, химии, теоретических основ электротехники, материаловедения. Наиболее эффективны при преподавании элективного курса «Основы электроники и микроэлектроники» будут те методы, которые формируют техническое и логическое мышление, самостоятельность у учащихся, развивают умения и навыки работы. Достигнуть этих целей позволят практические методы, так как они формируют устойчивые умения и навыки. Эти методы являются основными на данном учебном занятии, и будут применяться при самостоятельной работе учащихся с макетами и за компьютерами при выполнении ими лабораторной работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТАОсновной целью изучения элективного курса является формирование у учащихся базовых знаний, умений и навыков электротехнической квалификации и формировании познавательного интереса, способностей, профессиональной направленности личности и творческого мышления.
Содержание предмета является базой для изучения специальных учебных элективных курсов по специальностям «Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
Знать на уровне представления:
–новые структуры электронных приборов и интегральных микросхем;
–особенности использования электронных приборов и интегральных микросхем;
–основные тенденции развития и современные достижения проектирования интегральных микросхем;
Знать на уровне понимания:
–устройство, принцип действия, характеристики, области применения интегральных микросхем, полупроводниковых, фотоэлектронных и оптоэлектронных приборов;
–принципы построения типовых электронных схем, применяемых в телемеханике, автоматике и вычислительной технике;
–технологические методы, средства изготовления и особенности организации производства электронных приборов;
Уметь:
–осуществлять расчет и конструирование полупроводниковых приборов и базовых электронных схем;
–собирать схемы и выполнять эксперименты по исследованию полупроводниковых приборов и устройств;
–осуществлять анализ работы базовых электронных схем.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТАПрограмма элективного курса «Основы электроники и микроэлектроники» предназначена для изучения студентами в соответствии с образовательным стандартом республики Татарстан. Программой предусматривается изучение прикладных программных средств.
Основной целью изучения элективного курса является формирование у учащихся базовых знаний, умений и навыков электротехнической квалификации и формировании познавательного интереса, способностей, профессиональной направленности личности и творческого мышления.
Программа учебного элективного курса «Основы электроники и микроэлектроники» предусматривает изучение:
–физических основ полупроводников;
–полупроводниковые компоненты;
–элементы и компоненты интегральных схем;
–основы электронной схемотехники;
–устройства отображения информации
Элективный курс «Основы электроники и микроэлектроники» тесно связан с элективными курсами «Радиотехника», «Теоретические основы электротехники», «Информационные технологии», «Материаловедение», «Электрорадиоэлементы и устройства функциональной электроники», «Электронные приборы и устройства».

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСодержание предмета является базой для изучения специальных учебных предметов по специальностям «Монтаж, наладка, эксплуатация и ремонт электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
По итогам изучения элективного курса «Основы электроники и микроэлектроники» учащемуся выставляется семестровая оценка, которая и будет отражена в дипломе. Выполнение курсового проекта, зачета или экзамена программой элективного курса не предусмотрено.
Стоит также отметить практическую направленность элективного курса – из 20 часов отведенных на ее изучение, 6 приходятся на лабораторные и практические работы, что составляет 30% от общего количества времени. Это необходимо учитывать при организации обучения. Занятия по элективному курсу необходимо проводить в аудиториях, оснащенных макетами, а также компьютерной техникой в достаточном количестве. Для лучшего усвоения материала и индивидуального подхода к каждому учащемуся при проведении лабораторных работ желательно разбить группу на подгруппы. Это позволит преподавателю уделить достаточное количество времени и внимания каждому учащемуся. Также большое внимание необходимо уделить разработке методического обеспечения для проведения лабораторных работ. Каждый учащийся должен иметь методическими рекомендациями к выполнению лабораторной работы и индивидуальное задание. Наличие индивидуального задания позволит преподавателю в полной мере проконтролировать степень усвоения материала учащимся [2].
Одним из важных условий прочности и действенности формируемых у учащихся знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе преподавания учебных предметов.
Для установления межпредметных и внутрипредметных связей необходим анализ содержания отдельных тем. При этом надо разобраться в ее структуре, выделить основные понятия. В результате этого анализа преподаватель сможет определить базовый уровень знаний и умений в рамках исследуемой темы. Элективный курс «Основы электроники и микроэлектроники» тесно связан с элективным курсом «Радиотехника», «Теоретическими основами электротехники», «Информационными технологиями», «Материаловедением», «Электрорадиоэлементами и устройствами функциональной электроники», «Электронным приборам и устройствам». Преподаватель может в процессе обучения опираться на знания учащихся, полученных при изучении данных элективных курсов. Также может выяснить какие пробелы есть у учащихся и при необходимости восполнить их.
Наиболее эффективны при преподавании элективного курса«Основы электроники и микроэлектроники» будут те методы, которые формируют техническое и логическое мышление, самостоятельность у учащихся, развивают умения и навыки работы. Достигнуть этих целей позволят практические методы, так как они формируют устойчивые умения и навыки. Эти методы являются основными на данном учебном занятии, и будут применяться при самостоятельной работе учащихся с макетами и за компьютерами при выполнении ими лабораторной работы.
Активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, можно, применяя частично-поисковые методы, например, учебную ситуацию (поиск способа построения сложных элементов детали), в ходе которой перед учащимися ставится вопрос (проблема), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы. Несомненно, познавательная деятельность учащихся протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит учащихся к выводам, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение пока отсутствует.
На заключительном этапе учебного занятия применимы словесные методы (рассказ) о достижениях цели урока, объяснение наиболее типичных ошибок, возникших в процессе работы, объяснение выставленных отметок за выполненную работу, объяснение выполнения домашнего задания, а также наглядные методы при демонстрации лучших работ учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСоздание общих представлений о проблемах преподавания физики и электротехники в СПО в рамках внедрения ФГОС.
Разработка методики формирования дифференцированного обучения.
Оценка результативности разработанного элективного курса в реальном учебном процессе.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАОдним из обязательных документов при разработке методики преподавания является календарно-тематический план. Он разрабатывается на основе утвержденной программы предмета в соответствии с объемом часов, отведенным учебным планом на изучение этого элективного курса и тематическим планом на изучение каждой темы, и предназначен для распределения содержания предмета по отдельным занятиям.
Фрагмент календарно-тематического плана элективного курса «Основы электроники и микроэлектроники в СПО».
№ занятий Календарные сроки изучения тем Наименование тем по программе, тем отдельных занятий Количество часов на тему Вид занятий Задания для учащихся на дом
1 Основы зонной теории твердого тела и собственные полупроводники
Примесные полупроводники и их ¬ проводимость
Контактные явления и полупроводниковые переходы 6 Лекция – 2ч,
Лабораторная работа – 2 ч.
Самостоятельная работа – 2 ч. 2 Полупроводниковые резисторы и диоды
Транзисторы, Четырехслойные полупроводниковые приборы (тиристоры) 6 Лекция – 2ч,
Практическая работа – 2 ч.
Самостоятельная работа – 2 ч. 3 Интегральные схемы, элементы и компоненты гибридных интегральных схем;
Элементы и компоненты полупроводниковых интегральных схем 4 Лекция – 2ч,
Самостоятельная работа – 2 ч. 4 Параметры и характеристики аналоговых и цифровых электронных устройств
Обратная связь и ее влияние на показатели усилителей
Усилители постоянного тока 6 Лекция – 2ч,
Практическая работа – 2 ч.
Самостоятельная работа – 2 ч. 5 Устройства отображения информации на электронно-лучевых трубках, Классификация средств отображения информации с электронно-лучевыми трубками
Полупроводниковые индикаторы 4 Лекция – 2ч,
Самостоятельная работа – 2 ч. Итого: 26
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТАУсловия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовые:
ФГОС по физике.
+ + Интернет Октябрь 2015
Материально-технические:
Кабинет физики
Компьютерный класс
Компьютер
Высокоскоростной интернет
ЦОР: Учебное электронное издание “Физика”, Электронный учебник, Электронное пособие “Сдаем ЕГЭ»
+ + ОУ В течение учебного года
Кадровые
Учитель физики + + ОУ В течение учебного года
Научно-методические:
1.Различные учебно- методические пособия + + интернет Информационные:
Обсуждение ожидаемых результатов с учителями района
Выступления на районных семинарах…
+ + Апрель 2016 года
Мотивационные:
Повышение
профессиональной квалификации учителя
Повышения уровня знаний и умений учащихся
Повышение уровня интереса учащихся
+ + ОУ Сентябрь 2015
Организационные:
1. Создание рабочей группы по отработке данного проекта Февраль 2016

РИСКИДля обучающихся:
- отсутствие возможности систематического посещения занятий во внеурочное время
- перенасыщенность умственной деятельности остальными предметами
- осложнена возможность самостоятельного изучения пропущенного материала.
Для учителя:
- осложнена возможность замены преподавателя
- высокая учебно-смысловая нагрузка
- нехватка рабочего времени на подготовку к занятиям, в связи с большой рабочей нагрузкой.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВСкаткин, М.Н. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1982. -324 с.
Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учебн. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: Тетрасистемс, 2002. – 544 с.
Кодекс Республики Татарстан об образовании, 13.01.2011, №243–3 (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Татарстан. – 2011. – №2/1795.
Славинская, О.В. Методика преподавания общетехнических и специальных факультатив: метод, рекомендации по курсовому проектированию для студентов специальности 1–08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» направлений специальности 1–08 01 01–02 «Профессиональное обучение (радиоэлектроника)», 1–08 01 01–07 «Профессиональное обучение (информатика)», 1–08 01 01–08 «Профессиональное обучение (экономика и управление)»/О.В. Славинская. – Минск: МГВРК, 2013. – 60 с.
Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова – изд. 3-е, переработанное. – М.: ЭГВЕС, 2010. – 456 с.
О разработке образовательных стандартов и учебно-программной документации образовательных программ среднего специального образования: Приказ Министерства образования Республики Татарстан, 25.07.2011, №497 // Образовательный портал «Профессиональное образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/umosso/-Дата доступа: 16.09.2013.
Управление среднего специального образования // Образовательный портал «Профессиональное образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.upto.ripo.unibel.by. – Дата доступа: 06.09.2013
Подласый, И.П. Педагогика: учеб. / И.П. Подласый. – изд. 2. – М., 2010.
Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие / В.А. Скакун. – М., 2012.
Государственная программа развития среднего специального образования на 2011–2015 годы: [утв. постановлением Совета Министров Республики Татарстан (с изм. и доп.)] // НРПА. – 2010. – №5/33081.
КРБ 011–2009. Общегосударственный классификатор Республики Татарстан «Специальности и квалификации»: [утв. постановлением Министерства образования Республики Татарстан от 02.06.2009 №36 (с изм. и доп.)].