Конспект «Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.Некрасова разных лет. Социальные и гражданские мотивы в лирике поэта.»
Конспект урока по литературе
«Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.Некрасова разных лет. Социальные и гражданские мотивы в лирике поэта.»
Педагог: Карпушина Н.Н.
Цели: Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство; рассмотреть основные темы лирики поэта; формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания; вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Оборудование: слайды, репродукции картин «Бурлаки на Волге», «Тройка», тексты, «Тройка» романс
Ход урока
1.Организационный момент
Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в мире гений, но без труда талант не впрок. Давайте же поскорее начнём поэзии урок .
2. Работа с эпиграфом
Я лиру посвятил народу своему
3.Объявление темы урока, цели,мотивация учебных действий
* Как вы думаете, о каком поэте мы будем сегодня говорить?
* Запишите тему урока в тетради
*Сформулируйте цели нашего урока
4.Актуализация опорных знаний (демонстрация слайдов, на которых только изображения, связанные с основными вехами жизни и творчества поэта ) а) беседа о жизни Некрасова (опора на коллаж)б) почему Достоевский так говорил о поэте: « Это было раненое в самом начале жизни сердце, и эта никогда не заживавшая рана его была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь»? в) Вчерашний день, часу в шестом, Зашёл я на Сенную: Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная» -- Муза мести и печали… Почему Некрасов так назвал свою Музу?
Г) В каких произведениях поэт показал нелёгкую жизнь простого народа, несправедливое к нему отношение? («В дороге», «Огородник»). Я бы хотела обратить внимание ещё на одно произведение, рассказывающее о нетерпимой жизни простого народа в условиях эксплуатации бедных богатыми. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и поэтому о детях и для детей написал много различных произведений. О страданиях детей, маленьких тружениках, вынужденных работать с утра до ночи в мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это, наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
В них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей.
( Демонстрация репродукции картины Перова «Тройка»)
5.Изучение нового материала
А) Слово учителя
Совершенно о другой тройке идёт речь в стихотворении «Тройка. Впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1847 г. Современники высоко оценили это произведение. В начале 1847 г. Н.П.Огарёв писал Т.Н.Грановскому: «Тройка» Некрасова – чудесная вещь. Я её читал раз десять». Стихотворение неоднократно положено на музыку (композиторы А.И.Дюбюк, М.В.Коваль и др.). Романсом стала лишь первая часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и её сердечной «тревоги».
(Прослушивание романса)
Тема дороги, ямщика, тройки восходит к народным дорожным и ямщицким песням, в которых возникали образы одинокой героини, окружённой «весёлыми подругами», нелюбимого мужа и злой свекрови.
б)Выразительное чтение стихотворения учителем.
В) Анализ содержания стихотворения.
- Перечитайте первое и второе четверостишия. Почему стихотворение начинается вопросами? Можно ли обнаружить скрытую иронию в описании героини в данных четверостишиях? (Это вопросы – упрёки (что жадно глядишь? зачем бежишь?).Автор с сожалением и иронией замечаетволнение героини (знать, забило сердечко тревогу), понимает, что душа девушки полна надежды на счастье, которому не дано осуществиться).
- Знает ли героиня о том, что её ждёт в будущем? (Она знает о нелёгкой судьбе крестьянки, но лирическая героиня так молода, так красива!Девушка напряжённо всматривается в даль, как будто пытаясь обмануть судьбу).
-Давайте выясним, с помощью каких средств выразительности автор передаёт состояние героини (запись красным цветом): лицо вспыхнуло, сердечко забилось, алая лента вьётся, волосы как смоль, полукруглые брови, лукавые глаза, взгляд зажигающий кровь
-Что символизирует тройка? (мечты)
-Что же ожидает нашу героиню? ( запись чёрным маркером): неряха-мужик, передник, муж будет бить, свекровь гнуть в три погибели, тупое терпенье, вечный испуг, сырая могила)
Стихотворение написано в 1846 году, в то время когда в России свирепствует крепостное право. Наша героиня – крепостная крестьянка и она не имеет право на такие мечты о светлом будущем, о хорошей семье и муже. Она сельская баба невольница. Как барин распорядится ее судьбой, так и будет, какого мужа выберет, так и будет. А за неповиновение следовало жестокое наказание, поэтому Некрасов предупреждает: « Не смотри ты с тоской на дорогу, не нагнать тебе бешеной тройки».
Г) беседа по содержанию произведения «Поэт и гражданин»
-Как построено стихотворение? (диалог)
-О чём они спорят? ( о смысле жизни: гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к происходящему. Быть частью общества – вот основная задача каждого человека. А роль поэта огромна, так как он «глашатай истин вековых)
-Понимает ли это поэт? Почему он такой? (он помнит дни, когда был искренним, честно высказывал свои мысли. Но появились недоброжелатели, которые его истину считали ложью. Клеветой Поэт был молод, потому замолчал, чтобы выжить, а не погибнуть. Поэт изломан судьбой, не смог противостоять миру, не познал истинного творчества)
--Какой вывод можно сделать? (истину можно познать только путём страдания, противостояния и необычной духовной силы. Поэт понял, что жизнь – это страдание и не стоило отказываться от своих идей)
Д) чтение наизусть
Е) анализ стихотворения «Пророк» в сравнении с аналогичными произведениями Пушкина и Лермонтова.
6.Рефлексия
-Почему Некрасова называют народным позтом? Что вас поразило? Что взяли для себя?
7.Итог
8. Домашнее задание: прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»