Методические указания к выполнению курсового проекта по МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК А.В. ГЕЛОВАНИ»
УКАЗАНИЯ
к выполнению курсового проекта,
входящего в состав профессионального модуля
ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
для студентов специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
дневной формы обучения
Севастополь
2017
Указания к выполнению курсового проекта, входящего в состав МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Целью настоящих указаний является помощь студентам при выполнении курсового проекта, входящего в состав МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Указания составлены в соответствии с требованиями программы профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» дневной формы обучения.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский промышленно-технологический колледж имени маршала инженерных войск А.В. Геловани»
Разработчик: преподаватель Минаев Н.А.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc474664898 \h 41. Задание на курсовой проект PAGEREF _Toc474664899 \h 52. Содержание курсового проекта PAGEREF _Toc474664900 \h 62.1. Пояснительная записка PAGEREF _Toc474664901 \h 62.2 Графическая часть PAGEREF _Toc474664902 \h 163. Оформление курсового проекта PAGEREF _Toc474664903 \h 17Список использованных источников PAGEREF _Toc474664904 \h 19Приложение А PAGEREF _Toc474664905 \h 20Приложение Б PAGEREF _Toc474664906 \h 26Приложение В PAGEREF _Toc474664907 \h 27
ВведениеКурсовое проектирование проводится с целью систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний и практических навыков, приобретённых при изучении МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», входящего в состав профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» дневной формы обучения, и применения их при решении конкретных задач автосервиса.
Курсовой проект представляет собой совокупность документов, необходимых для ремонта заданного изделия.
В процессе выполнения курсового проекта студент закрепляет, расширяет и обобщает знания, полученные в процессе изучения МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», и формирует практические навыки решения технологических и инженерных задач, пользования технической и справочной литературой, стандартами.
Целью выполнения курсового проекта является определение уровня подготовленности студента к решению комплекса прикладных задач в соответствии с объектом деятельности на основе применения системы теоретических знаний и практических навыков, полученных им в процессе всего периода обучения.
Каждый курсовой проект должен быть на актуальную тему и является самостоятельной творческой работой студента, способствующей развитию его инициативы в решении конкретных технических задач. В курсовом проекте студент должен показать не только глубокие теоретические знания в области машиностроения и практические навыки по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и их составных частей, но и умение творчески мыслить, способность к исследовательской работе.
Курсовой проект должен быть написан технически грамотным языком, логично и аргументированно.
1. Задание на курсовой проектКурсовой проект включает в себя пояснительную записку, графическую часть и приложения.
Пояснительная записка включает следующие разделы:
Введение1. Техническая характеристика автомобиля 2. Назначение и условия работы заданного узла
3. Описание конструкции, назначение и условия работы ремонтируемой детали
4. Неисправности, возникающие при эксплуатации заданного узла, причины и методы их устранения5. Дефектовка деталей, входящих в состав узла
6. Инструмент и приспособления, применяемые при ремонте заданного узла
7. Технологический процесс ремонта заданной детали
8. Материалы, применяемые при ремонте заданного узла
Список используемой литературы
Приложения
Графическая часть проекта состоит из 4 листов формата А1, либо А2 и включает в себя:
1. Общий вид ремонтируемого автомобиля;
2. Сборочный чертёж ремонтируемого узла;
3. Карта дефектовки ремонтируемой детали;
4. Наладка на технологическую операцию.
Приложения включают в себя технологическую и конструкторскую документацию. К конструкторской документации относятся спецификации на сборочный чертёж ремонтируемого узла.
Технологическая документация представляет собой комплект технологических карт на ремонт заданной детали. К ним относятся:
Титульный лист;
Маршрутная карта;
Операционная карта.
2. Содержание курсового проекта
Содержание курсового проекта определяется и темой и отражается в плане, который утверждается руководителем, размещается непосредственно после задания, начиная с новой страницы. Содержание включает: введение, последовательно перечисленные наименования всех разделов и подразделов, список используемой литературы, приложения.
2.1. Пояснительная запискаОбъём пояснительной записки должен составлять примерно 20-40 страниц текста, включая таблицы, графики, схемы, которые не вошли в графическую часть. Сложные объекты и оборудование могут иллюстрироваться фотографиями.
Конкретное содержание пояснительной записки зависит от поставленной на курсовое проектирование задачи.
2.1.1. Введение
Во введении кратко освещаются история создания автомобиля, место и время выпуска, основные отличительные особенности конструкции выбранного автомобиля, современные проблемы и требования, касающиеся темы курсового проекта, показывается актуальность темы, формируются цели и задачи курсового проекта.
Объем введения не должен превышать 1-2 страниц текста.
2.1.2. Техническая характеристика автомобиля
Техническая характеристика автомобиля включает основные технические данные ремонтируемого автомобиля. К ним относятся: основные показатели работы двигателя (объём, мощность, крутящий момент и т.д.), трансмиссии (колёсная формула, число передач КПП), механизмов управления (тип и усилитель рулевого управления, тип тормозных механизмов), размеры кузова, а также эксплуатационные характеристики автомобиля (скорость, разгон, расход топлива).2.1.3. Назначение и условия работы заданного узла
В данном разделе описывается назначение, конструкция ремонтируемого узла, материалы, назначение и условия работы составных частей узла. Формулировка служебного назначения конструкции узла должна включать перечень условий, в которых принадлежит работать данному узлу. Приводится схема узла с обозначением основных деталей и описанием их взаимодействия во время работы.
2.1.4. Описание конструкции, назначение и условия работы ремонтируемой детали
Описывается назначение и конструкция ремонтируемой детали. Указывается, из каких элементов состоит деталь, для чего предназначена. Необходимо четко представлять служебное назначение рассматриваемой детали, ее функциональное назначение и понимать, какие поверхности детали наиболее ответственные, а также какие требования должны быть предъявлены к конструкции детали.
2.1.5. Неисправности, возникающие при эксплуатации заданного узла, причины и методы их устранения
Указываются возможные неисправности ремонтируемого узла, а также их причины и методы устранения. Рекомендуется неисправности сводить в таблицу (таблица 1.)
Таблица 1. Неисправности и методы их устранения
Неисправность
Причина Метод устранения
(первая неисправность)
(причина) (метод устранения)
(причина) (метод устранения)
(причина) (метод устранения)
… …
(вторая неисправность)
(причина) (метод устранения)
(причина) (метод устранения)
(причина) (метод устранения)
… …
(третья неисправность)
… …
2.1.6. Дефектовка деталей, входящих в состав узла
Указывается последовательность выполнения и содержание операций дефектовки деталей ремонтируемого узла. Здесь перечисляются возможные дефекты деталей ремонтируемого узла и способы их обнаружения в порядке, обусловленном последовательностью разборки узла. Раздел по возможности должен быть иллюстрирован фотографиями дефектов.
На основании данного раздела строится чертёж карты дефектовки заданной детали.
2.1.7. Инструмент и приспособления, применяемые при ремонте заданного узла
Указываются инструмент и приспособления, применяемые при ремонте узла. Здесь следует учитывать, что наряду с универсальными приспособлениями и инструментом, применяемыми для разборки, сборки и ремонта большинства узлов автомобиля (ключи, отвёртки и т.п.), существует ряд специальных приспособлений, применяемость которых может быть ограничена не только определённым узлом, но и конкретной маркой и моделью автомобиля.
2.1.8. Технологический процесс ремонта заданной детали
Технологический процесс ремонта – это комплекс операций, направленных на восстановление работоспособности заданной детали.
Перед проектированием технологического процесса необходимо знать, какие поверхности могут быть повреждены в процессе эксплуатации детали, а также их номинальные размеры с допусками, параметры шероховатости и взаимного расположения поверхностей. Все эти данные берутся из карты дефектовки детали.
Технологический процесс ремонта включает, как и общие операции для разных типов деталей, так и специфические, определяемые конструкцией детали и её функциональным назначением.
Так, все детали в машиностроении делятся на 5 типов:
Валы
Корпуса
Зубчатые колёса
Рычаги
Втулки и крышки
Ниже представлены типовые техпроцессы для ремонта деталей каждого типа, на основе которых в курсовом проекте необходимо спроектировать техпроцесс восстановления заданной детали.
Несмотря на различие операций в общем случае можно выделить такие основные этапы, схожие для всех типов деталей:
Очистка детали от загрязнений и смазки
Определение возможных дефектов детали
Предварительная механическая обработка повреждённых поверхностей до выведения следов износа, либо возможных дефектов
Нанесение нового слоя материала каким-либо методом сварки или наплавки
Черновая обработка наплавленных поверхностей для снятия наплавочной корки до размеров, близких к номинальнымЧистовая обработка ремонтируемых поверхностей до номинальных размеров, шероховатости и взаимного расположения поверхностей
Слесарная обработка для удаления заусенцев и прочих недостатков, возникающих в процессе механической обработки
Очистка детали от остатков смазочно-охлаждающей жидкости
Контроль всех размеров детали
Ниже представлены типовые техпроцессы восстановления основных типов деталей. Для конкретных деталей техпроцессы могут отличаться от представленных.
Рис. 2.1 – Деталь типа «Вал»
Техпроцесс восстановления деталей типа «Вал»:
Мойка детали
Дефектовка детали
Токарная операция
Наплавочная операция
Токарная операция
Фрезерная (если имеются шлицы или шпоночные пазы)
Шлифовальная (цилиндрические поверхности)
Шлифовальная (зубья, если есть зубчатый венец)
Слесарная
Моечная
Контрольная
Рис. 2.2 – Деталь типа «Корпус»
Техпроцесс восстановления детали типа «Корпус»:
Мойка
ДефектовкаФрезерная, либо расточная операция
Наплавочная
Черновое фрезерование
Черновое растачивание
Чистовое фрезерование
Чистовое растачивание
Сверление крепёжных отверстий
Шлифование, либо хонингование основных отверстий
Слесарная
Моечная
Контрольная
Рис 2.3 – Деталь типа «Колесо зубчатое»
Техпроцесс восстановления деталей типа «Колесо зубчатое»:
Мойка
ДефектовкаТокарная
Наплавочная
Токарная (торцы, внешние и внутренние цилиндрические поверхности)
Протяжная
Сверлильная (периферийные отверстия)
ЗубообработкаШлифовальная (внутренней поверхности)
Зубошлифовальная, либо зубошевинговальнаяСлесарная
Моечная
Контрольная
Рис. 2.4 – Деталь типа «Рычаг»
Техпроцесс восстановления деталей типа «Рычаг»:
Мойка
ДефектовкаФрезерная, либо расточная
Наплавочная
Черновое фрезерование
Черновое растачивание
Чистовое фрезерование
Чистовое растачивание
Сверление крепёжных отверстий
Слесарная
Моечная
Контрольная
Рис. 2.5 – Деталь типа «Крышка»
Рис. 2.6 – Деталь типа «Втулка»
Детали типов «Крышка» и «Втулка» по своим конструктивным особенностям, применяемому оборудованию и инструменту относятся к одному классу, поэтому техпроцесс ремонта для них одинаков.
Техпроцесс восстановления деталей типа «Крышка» и «Втулка»:
Мойка
ДефектовкаТокарная
Наплавочная
Токарная
Сверлильная (периферийные отверстия)
Фрезерная (пазы, лыски и т.п.)
Шлифовальная
Слесарная
Моечная
Контрольная
Разработка технологического процесса механической обработки детали заканчивается составлением и оформлением комплекта документов технологического процесса. Состав и формы карт, входящих в комплект документов, зависят от вида технологического процесса, типа производства и степени использования разработчиком средств вычислительной техники и автоматизированной системы управления.
По степени детализации информации каждый из указанных видов технологических процессов предусматривает различное изложение содержания операции и комплектность документов.
В данном курсовом проекте в рамках осваиваемых профессиональных компетенций рассматривается лишь общая методика составления технологической документации. Документация приводится в приложениях к курсовому проекту
2.1.9 Приложения
В приложениях необходимо представить конструкторскую и технологическую документацию. К ней относятся:
- технологическая документация на разработанный технологический процесс ремонта детали (Приложение А).
- спецификация на ремонтируемый узел (Приложение Б);
Технологическая документация на разработанный технологический процесс ремонта детали содержит титульный лист, маршрутную карту и операционную карту (Приложение А).
На титульном листе указывается название ремонтируемой детали, а также фамилии разработчиков.
Маршрутная карта является основным и обязательным документом любого технологического процесса. Формы и правила оформления маршрутных карт, применяемых при разработке технологических процессов изготовления или ремонта изделий, изложены в ГОСТ 3.1118-82 (Формы и правила оформления маршрутных карт).
В маршрутной карте указываются операции и оборудование, принятые при разработке техпроцесса.
Для изложения техпроцессов информацию вносят построчно несколькими типами строк. Каждому типу строки соответствует свой служебный символ. Служебные символы условно выражают состав информации, размещаемой в графах данного типа строки формы документа. Простановка служебных символов является обязательной в любом случае. В качестве обозначения служебных символов приняты прописные буквы русского алфавита, проставляемые перед номером соответствующей строки. Указание соответствующих символов следует выполнять в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2. Сведения, вносимые в графы, расположенные на строке маршрутной карты
Обозначения служебного символа Содержание информации, вносимой в графы, расположенные на строке
А Номер цеха, участка, рабочего места, где выполняется операция; код и наименование операции
Б Код, наименование оборудования и информация по трудозатратам
К Информация о комплектации изделия составными частями с указанием наименования деталей, сборочных единиц, их обозначений, кода единицы величины, единицы нормирования, количество на изделие и нормы расхода
М Информация о применяемом основном материале и исходной заготовке, о применяемых исходных и комплектующих материалах, кодах единицы величины, единицы нормирования, количестве на изделие и нормы расхода
О Содержание операции (перехода)
т Информация о применяемой при выполнении операции технологической оснастке
рИнформация о режимах обработки
Для граф, выделенных утолщенными линиями, существует три варианта заполнения:
1) графы заполняются кодами и обозначениями по соответствующим классификаторам и стандартам;
2) информация записывается в раскодированном виде;
3) информация дается в виде кодов с их расшифровкой.
При курсовом проектировании рекомендуется третий вариант заполнения.
В операционной карте (Приложение А) подробно расписываются операции механической обработки с указанием последовательности установов и переходов, применяемого инструмента и приспособлений, а также режимов обработки.
Структура построения операционной карты идентична маршрутной. Запись информации выполняется построчно с привязкой к соответствующим служебным символам.
При указании данных по технологической оснастке информацию следует записывать в следующей последовательности:
- приспособления;
- вспомогательный инструмент;
- режущий инструмент;
- средства измерения.
При указании данных по переходам необходимо указывать следующее:
- ключевое слово, характеризующее метод обработки, выраженное глаголом в неопределенной форме (например, «точить», «сверлить», «фрезеровать» и т.д.);- наименование в обрабатываемой поверхности (например, «поверхность», «отверстие», «фаску», «канавку» и т.п.);- информация о размерах обработки.
2.2 Графическая частьГрафическая часть проекта состоит из 4 листов формата А1, либо А2.
В неё входит:
1. общий вид автомобиля;
2. сборочный чертёж узла;
3. карта дефектовки;
4. наладка на технологическую операцию.
Общий вид автомобиля (Приложение В) приводится в 3-х проекциях с указанием габаритных размеров и краткой технической характеристики.
Сборочный чертёж узла (Приложение В) должен содержать все детали, входящие в заданный узел. На чертеже должны быть проставлены основные размеры. Позиции на чертеже должны соответствовать позициям в спецификации.
Карта дефектовки (Приложение В) представляет собой вычерченную ремонтируемую деталь с указанием возможных дефектов и основных размеров. Под деталью вычерчивается таблица, в которой перечислены указанные на чертеже дефекты, способ установления дефектов, размеры: номинальные, допустимые без ремонта и допустимые для ремонта. Также в таблице необходимо указать порядок восстановления дефектов в соответствии и разработанным техпроцессом.
На листе технологической наладки (Приложение В) вычерчивается ремонтируемая деталь, элементы зажимного приспособления, режущий инструмент, обозначаются параметры поверхностей, получаемые на данной операции, режимы работы оборудования.
3. Оформление курсового проектаОформление курсового проекта должно соответствовать общим требованиям к научным работам согласно государственному стандарту ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».
Пояснительная записка
Пояснительная записка курсового проекта набирается на компьютере и печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм). Шрифт - Times New Roman, размер текста 14, заголовки 16, интервал – 1,15 строки. Заголовки выделяются полужирным начертанием. Выравнивание текста и заголовков – по ширине с автоматической расстановкой переносов.
При написании пояснительной записки вручную текст пишется чернильной или шариковой авторучкой чернилами (пастой) темного цвета (чёрного, темно-синего, тёмно-фиолетового). Рукописный текст должен быть разборчивым, аккуратно написанным с высотой букв не менее 2,5 мм.
Изложение материала пояснительной записки должно быть грамотным (в техническом и грамматическом отношении), четким и кратким.
В начале пояснительной записки располагается содержание, которое включается в общее количество листов записки.
Рисунки, схемы и эскизы, которые не вошли в графическую часть проекта, могут быть выполнены как на обычном бумажном листе, так и на миллиметровой бумаге, кальке или чертёжных листах. Рекомендуемые параметры для подрисуночных надписей: размер шрифа – 12, выравнивание – по центру, либо по ширине.
Все термины, сокращения представляются только по общепринятым правилам. При частом повторении допускается сокращение таких общепринятых названий, как станция технического обслуживания - СТО, техническое обслуживание - ТО, текущий ремонт - ТР и т.д.
Разделы пояснительной записки должны иметь порядковые номера, которые обозначаются арабскими цифрами.
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
Листы записки сшиваются (либо сброшюровываются) в папку в определенной последовательности:
- Титульный лист;
- Задание на курсовой проект;
- Содержание;
- Разделы пояснительной записки;
- Библиографический список;
- Приложения.
Графические документы
Чертежи выполняются на бумаге для черчения, как правило формата А1 с размером сторон, мм 594×841 по ГОСТ 2.301 с основной надписью по форме ГОСТ 2.104 «Единая система конструкторской документации. Основные надписи»
Все рабочие чертежи должны быть выполнены в стандартных масштабах по ГОСТ 2.302-68 «Единая система конструкторской документации. Масштабы».
Чертеж общего вида автомобиля может быть выполнен с максимальными упрощениями, которые устанавливаются по ГОСТ 2.109-73 на оформление чертежей рабочей документации и другими стандартами ЕСКД (СТ СЭВ 858-78, СТ СЭВ 1182-78 , СТ СЭВ 4769-84 и др.) .
Изображение изделия на сборном чертеже должно быть таким, чтобы оно давало полное представление о расположении и взаимной связи составных частей, и по нему можно было сделать сборку и осуществить контроль изделия.
На сборном чертеже должны быть контролируемые размеры и размеры, необходимые для сборки, а также габаритные, установочные, присоединенные и необходимые справочные размеры.
На чертежах деталей указываются размеры, предельные отклонения, обозначения шероховатости и другие данные, которым она должна отвечать перед сборкой.
Список использованных источниковВиноградов В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.
Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для сред. проф. образования / В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов; под ред. В.М. Власова. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 432 с.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митохин. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с.
Ремонт автомобилей. Трансмиссии: иллюстрированное учеб. пособие / [сост. А.С. Кузнецов]. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 20 плакатов.
Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей. В двух частях. Ч. 1. Классификация и общее устройство автомобилей, двигатель, электрооборудование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.К. Шестопалов. 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
Шестопалов С.К. Устройство легковых автомобилей. В двух частях. Ч. 2. Трансмиссия, ходовая часть, элементы управления, кузов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.К. Шестопалов. 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
Родичев В.А. Грузовые автомобили: Устройство и техническое обслуживание: иллюстрированное учеб. пособие для водителей транспортных средств категории «С» / В.А. Родичев. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 32 с.
Ганенко А.П. Оформление текстовых и графических документов при подготовке дипломных, курсовых и письменных экзаменационных работ (требование ЕСКД) : учебно-метод. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Ганенко, М.И. Лапсарь. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
ГОСТ 3.1118-82 Единая система технологической документации (ЕСТД). Формы и правила оформления маршрутных карт. - Дата введения 1984-01-01., ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2012 г. - М.: Стандартинформ, 2012., - 27 с.
Приложение А
Пример оформления титульного листа
Пример заполнения маршрутной карты (лист 1)
Пример заполнения маршрутной карты (лист 2)
Пример заполнения операционной карты (лист 1)
Пример заполнения операционной карты (лист 2)
Пример заполнения операционной карты (лист 3)
Приложение Б
Пример заполнения спецификации
Приложение В
Пример чертежа общего вида автомобиля
Пример сборочного чертежа ремонтируемого узла
Пример карты дефектовки ремонтируемой детали
Пример технологической наладки на шлифовальную операцию
Пример технологической наладки на токарную операцию