Комплект контрольно-измерительных материалов для экзамена по учебной дисциплине ОДБ 01. Русский язык для профессии НПО 43.01.02 Парикмахер
огбоу спо «Агротехнологический техникум г. кораблино»
УТВЕРЖДАЮ
заместитель директора по УПР __________ Темяшов П.И.
«27» января 2015г.
Комплект контрольно-измерительных материалов
для экзамена
по учебной дисциплине ОДБ 01. Русский язык
для профессии НПО
43.01.02 Парикмахер
ОДОБРЕНО
метод. комиссией
протокол №5 от 22.01.2015
председатель___________
Разработчик: Карпухина Лариса Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
2.1 Область применения
2.2 Требования к деятельности обучающегося
2.3 Формы и методы оценки
2.4 Оценка освоения учебной дисциплины
3. Требования к процедуре оценки
4. Оценочный материал
5. Инструмент оценки
6. Инструкции экзаменатору (варианты ответов к тесту)
7. Список источников информации
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий комплект оценочных средств предназначен для суммирующей оценки по дисциплине ОДБ 01. «Русский язык» в рамках программы по подготовке квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии 43.01.02 Парикмахер
Нормативными основаниями проведения оценочной процедуры по дисциплине ОДБ 01. Русский язык являются следующие нормативные документы:
Примерная программа по дисциплине ОДБ 01. «Русский язык» для профессий НПО и специальностей СПО, утвержденная приказом Министерства образования и науки России и ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2008г.
Рабочая программа по дисциплине ОДБ 01. «Русский язык», утвержденная заместителем директора по УПР «Агротехнологического техникума г. Кораблино».
График проведения итоговых экзаменов по общеобразовательным дисциплинам, утвержденный приказом директора «Агротехнологического техникума г. Кораблино».
2. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОДБ 01. «Русский язык» в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по профессии
43.01.02 Парикмахер
2.2 Требования к деятельности обучающегося.
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен обладать предусмотренными Министерством образования и науки РФ и Федеративным институтом развития образования по отделению подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) следующими знаниями и умениями:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен
2.3 Формы и методы оценки.
В результате подготовки к аттестации по учебной дисциплине «Русский язык» осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний.
Результаты обучения Показатели оценки результата Формы
контроля и оценивания
УМЕТЬ:
У 1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Оценивает речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
Тестирование, сочинение
У 2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Опознает основные единицы языка, определяет их роль в устном и письменном общении; разграничивает основные уровни языка; осознает взаимосвязь единиц и уровней языка; применяет полученные знания на практике. Тестирование, сочинение
У 3. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Определяет стилистику текстов, выделяя характерные языковые признаки каждого стиля и составляет текст заданной стилистической принадлежности. Тестирование, сочинение
У 4. Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи. Владеет основными видами чтения: ознакомительным, поисковым, изучающим. Тестирование, сочинение
У 5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Находит информацию в различных источниках, вычленяет главное, систематизирует ее по заданным признакам, умеет четко формулировать то, что узнал из информационного источника. Тестирование, сочинение
У 6. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.Создает устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения Тестирование, сочинение
У 7. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Соблюдает орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка Тестирование, сочинение
У 8. Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Применяет знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания. Тестирование, сочинение
У 9. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. Демонстрирует знание норм речевого поведения Тестирование, сочинение
У 10. Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. Владеет основными приемами информационной переработки устного и письменного текста Тестирование, сочинение
ЗНАТЬ:
З. 1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов.
Раскрывает связь между понятиями «язык» и «народ»; понимает социальную роль русского языка в обществе, связь языка и истории, культуры русского и других народов. Тестирование, сочинение
З. 2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Понимает смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Тестирование, сочинение
З. 3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. Знает основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. Тестирование, сочинение
З. 4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.Оформляет письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Тестирование, сочинение
2.4. Оценка освоения учебной дисциплины.
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования по дисциплине «Русский язык», направленные на реализацию программы общего образования.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ОЦЕНКИ
В связи с графиком проведения итоговых экзаменов по общеобразовательным дисциплинам, утвержденном приказом директора «Агротехнологического техникума г. Кораблино», предлагается письменная экзаменационная работа в виде тестов. В экзаменационную работу включенычасть 1- (А1-А29) - 29 заданий закрытого типа ,
часть 2 - (В1-В8) - 8 заданий открытого типа.
Задания второй части проверяют умение анализировать текст.
Экзаменационная работа по русскому языку проверяет знания, умения и навыки по основным содержательным разделам учебного предмета в соответствии с тем объемом и значимостью, которые определены для этих разделов в нормативных документах. По своему содержанию и структуре экзаменационная работа является своеобразной матрицей изучаемого курса.
В работе по русскому языку пропорционально представлены основные разделы и аспекты курса. Они проверяют:
знания из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.
речеведческие знания:
- текст как речевое произведение; смысловая и композиционная целостность текста; последовательность расположения частей текста;
- типы речи: повествование, описание, рассуждение;
- стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный;
- отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
знания основных орфографических и пунктуационных правил;
специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
владение нормами литературного языка:
- орфоэпическими;
- лексическими;
- морфологическими;
- синтаксическими;
- стилистическими;
умения, связанные с разными видами речевой деятельности (чтением и письмом).
Задания, включенные в экзаменационную работу, также проверяют владение различными видами деятельности:
умения применять знания в знакомой ситуации.
Задания в экзаменационной работе располагаются по возрастающей степени трудности. Все задания 1 части работы (А1-А29) проверяют усвоение учащимися базового уровня по предмету. Все задания 2 части работы (В1-В8) , проверяющие умение анализировать текст, относятся к повышенному уровню сложности.
В экзаменационной работе по русскому языку проверяется умение:
строить связное высказывание;
применять лингвистические знания в работе с языковым материалом;
решать орфографические задачи;
применять морфологические знания к решению орфографических задач;
применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач;
применять речеведческие знания к анализу текста.
определять стиль и тип текста;
На выполнение экзаменационной работы отводится 6 часов.
Критерии выставления оценок
В критерии оценок уровня подготовки студентов входят:
уровень усвоения материала, предусмотренного учебной программой по русскому языку;
уровень практических умений, продемонстрированных при выполнении практического задания.
За верное выполнение каждого задания 1 и 2 части обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Количество баллов % выполненной работы Оценка
34-37 баллов 90 - 100 % «5» (отлично)
30-33 балла 80 - 89 % «4» (хорошо)
26-29 баллов 70 – 79 % «3» (удовлетворительно)
менее 26 баллов 0 – 69 % «2» (неудовлетворительно)
Итоговая оценка записывается в протоколе.
ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ВАРИАНТ 1
Часть 1
А 1. В каком слове все согласные звонкие?
1) покрытие 2) сильный 3) бумага 4) желудок
А 2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)глУпо 2) понЯл 3) буржуАзия 4) дОбычаА 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов и убеждений, отрицающих существование бога»?
1)аскетизм 2) атеизм 3) архаизация 4)атавизм
А 4. В каком предложении вместо слова ТАКТИЧНЫЙ нужно употребить ТАКТИЧЕСКИЙ?
1) Все ответы дипломата были ТАКТИЧНЫМИ.
2) Его ТАКТИЧНЫЙ поступок гости оценили по достоинству.
3) Умному и ТАКТИЧНОМУ человеку всегда везет с карьерой.
4) Во время танкового сражения был решен ряд ТАКТИЧНЫХ боевых задач.
А 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) трое учеников
2) самое величественнейшее слово
3) обеих учениц
4) пара ботинок
А 6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Раскрывая вольнодумство Дон Жуана,
1) о разрешении же пьесы не могло быть и речи.
2) автор не отказывается от обличения этого героя.
3) это воодушевляло актера Вилара.
4) ему ли подчиняться этим законам.
А 7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Пушкин - самое драгоценное, что есть в России.
2) Унижения, которые испытала в юности Екатерина, закалили ее характер.
3) В 1805 году в Риме на вершине Авентинского холма Боливар дал торжественную клятву освободить родину от испанского господства.
4) Образ Наполеона появляется в произведениях А.С. Пушкина, оценивая его.
Прочитайте предложения и выполните задания А8-А11.
А. И именно здесь была найдена печатная книга, созданная примерно в 868 году.
Б. Ни одно изобретение не рождается в голове одного человека как бы из ничего, и книгопечатание не является в этом отношении исключением.
В. Последняя была известна в Китае еще за много веков до Гутенберга.
Г. Печати и кольца с печаткой, которые работают на том же принципе, что и ксилография, использовались с давних времен.
А 8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1) Б, В, Г, А 2) Б, Г, В, А 3) Б, Г, А, В 4) В, Б, А, ГА 9. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в одном из предложений?
1) была известна (предложение В)
2) печати использовались (предложение Г)
3) книга была найдена (предложение А)
4) не является (предложение Б)
А 10. Какая характеристика соответствует предложению Б?
1) простое, осложненное однородными членами
2) сложносочиненное
3) сложноподчиненное
4) сложное бессоюзное
А 11. В каком предложении есть полное страдательное причастие
1) В 2) Г 3) Б 4) А
А 12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) залетный 2) приготовив 3) приснившийся 4) водный
А 13. Укажите неверное объяснение написания слова.
1) отождествление - безударная гласная корня проверяется словом тОждество2) кумачОвый - в суффиксе прилагательного под ударением после шипящих пишется О3) ВытрИте незамедлительно пыль! - в окончании глагола II спряжения пишется И4) лошадиНый - в суффиксе прилагательного -ИН- пишется Н
А 14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) оскв..рнить, блестящий, уд..рет2) обн..жить, р..сток, з..рянка3) в..стибюль, в..негрет, в..ртуоз4) мелкая стру..ка, интересная кни..ка, сдобная ватру..каА 15. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) дезинформация, об..ндеветь, подытожить
2) без..языкая, в..юга, объективно
3) премьера, пр..стиж, привилегии
4) ра..жать, ра..жечь, ни..ринуться
А 16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква у?
1) колыш…щий траву зверь; руки крепко держ..т
2) птицы щебеч..т; тян..щая нить мастерица
3) бегуны после забега часто дыш..т; хозяйки хлопоч..т
4) рокоч..щий водопад; врачи леч..т
А 17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. въедл..вый Б. со..вый В. глянц..вый Г. милосг..вый
1) А, В, Г 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, Б
А 18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Весной (не)нагретая солнцем земля ждала с нетерпением тепла и света.
2) Часто старшеклассники (не)дооценивают свои возможности.
3) Отнюдь (не)ясная ночная дорога испугала прохожих.
4) Комната (не)вымыта тщательно и хорошо.
А 19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) В(ТЕЧЕНИЕ) зимы здесь (ПО)МНОГУ недель не бывает электричества.
2) ЗА(ТО) зима ТАК(ЖЕ), как и осень, оказалась теплой.
3) ЧТО(БЫ) выполнить задание правильно, учащиеся (НА)КАНУНЕ посетили музей.
4) Им (В)ДОГОНКУ довольный Дмитриев кричал радостно ТО(ЖЕ) приветствие, что и все.
А 20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустой сад ( ) и теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Около коней (1) неторопливо жевавших овес (2) суетились крестьяне (3) воровато глядевшие по сторонам (4) и вздрагивавшие при каждом шорохе.
1) 1,3,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4
А 22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложениях должны стоять запятые?Китайцы (1) наверное (2) всегда связывали имя Цай Луня сизобретением бумаги. О жизни (3) однако (4) Цай Луня известно
немного.
1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 2,3,4 4) 3,4
А 23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Людская молва то казнит то милует то коронует.
2) Одевался так Григорий летом и зимой и в жару и в морозы.
3) С помощью особого состава мастер возвращал блеск медной посуде или отмывал пятна на старой плите.
4) Квартиры Ф. Шопена как на шоссе д'Антен так и на улице Тронше напоминали его французским друзьям изящные бонбоньерки.
А 24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? В бедном окне мастерской штемпелей и печатей наибольшее место занимали эмалированные дощечки с надписями: «Закрыто на обед», «Обеденный перерыв от 2 до 3 ч. дня», «Магазин закрыт».
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А 25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые?
Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.
1) 1,3 2) 1,4 3) 2,44) 1,2,4
А 26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Римский император Константин является одной из ключевых фигур в европейской истории (1) и (2) если принять во внимание его влияние на историю человечества (3) то его следует поставить в один ряд с Александром Великим (4) который нам более известен.
1) 1,3,42) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3
Прочитайте текст и выполните задания А27-А29; В1-В8.
(1)Так как на произведения Репина всегда был усиленный спрос и каждому самому мелкому коллекционеру хотелось иметь у себя «что-нибудь репинское», ловкие маклаки и торговцы пустили в продажу множество более или менее искусных подделок, где репинский размашистый мазок был по-дилетантски утрирован.
(2)Репинникогда не мог привыкнуть к существованию этих подделок, и всякий раз они вызывали у него изумление и ярость.
(3)Насколько я помню, гнев никогда не возбуждался в нем личной обидой. (4)Но всякий раз, когда ему почудится, что кто-нибудь так или иначе оскорбляет искусство, он готов был своими руками истребить ненавистных ему святотатцев.
(5)В то же лето у того же колодца он чуть не изгнал из «Пенатов» одну назойливую и скудоумную женщину, которая привела к нему своего семилетнего сына в качестве жаждущего его похвал вундеркинда. (б)Вундеркинд был угрюмый мальчишка, одетый, несмотря на жару, в бархатный, золотистого цвета костюм. (7)Мать в разговоре со мной объявила его «будущим Репиным». (8)3вали его Эдя Рубинштейн. (9)Все искусство этого несчастного заключалось в том, что он умел рисовать десятки раз, не глядя на бумагу, но заученным, очень элементарным шаблонам одни и те же контуры зверей - тигра, верблюда, обезьяны, слона. (10)Едва только к скамейке приблизился Репин, женщина жестом профессионального фокусника развернула перед сыном широкий альбом, и тот привычною рукою очень ловко и быстро изобразил эту четверку зверей. (11)И сейчас же, без передышки стал рисовать их опять и опять, так что не успели мы оглянуться, вся бумага оказалась усеянной множеством совершенно одинаковых тигров, Одинаковых слонов и т.д.
(12)Шаблонная механичность этой бездушной работы вызвала в Репине злую тоску. (13)В искусстве ценились им живое, творческое отношение к натуре, темпераментность, взволнованность, а однообразные изделия вундеркинда- ремесленника казались Репину оскорблением искусства. (14)Мать «будущего Репина» победоносно глядела на всех, ожидая славословий и восторгов.
(15)Ивдруг Илья Ефимович страдальческим голосом негромко сказал ей:
- Убийца.
(16)Ис такою ненавистью посмотрел на нее, словно руки у нее были в крови...
(17)Женщинамгновенно превратилась в разъяренную крысу, и мне насилу удалось увести ее прочь.
К. Чуковский
А 27. В каких предложениях выражена основная мысль текста?
1) 3,4 2) 4,5 3) 11, 12 4) 12, 13
А 28. Определите стиль и ведущий тип речи текста.
1) научный стиль; описание и рассуждение
2) художественный стиль; повествование с элементами рассуждения
3) художественный стиль; описание
4) разговорный стиль; рассуждение
А 29. Какое из предложенных слов употреблено в тексте в переносном значении?
1) произведения (предложение 1)
2) восторги (предложение 14)
3) ремесленник (предложение 13)
4) подделки (предложение 2)
Часть 2
Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.
В 1. Назовите способ образования слова ПО-ДИЛЕТАНСКИ (предложение 1).
В 2. Из предложений 12-14 выпишите все местоимения.
В 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СКАЗАЛ ЕЙ (предложение 15).
Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.
В 4. Среди предложений 2-7 найдите сложное, в состав которого входит безличное предложение. Напишите номер этою предложения.
В 5. Среди предложений 7-14 найдите такие, которые осложнены обособленными распространенными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
В 6. Среди предложений 5-10 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
В 7. Среди предложений 6-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В 8. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 5-17? Напишите номера этих средств выразительности.
1) анафора
2) сравнительный оборот
3) ряды однородных членов предложения
4) эпитеты
5) риторический вопрос
ВАРИАНТ № 2
Часть 1
А 1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
дневной 2)образ 3) вокзал 4) портить
А 2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
создалАсь 2) дОлжностей 3) изогнУтый 4) звОнитА 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?
галерея 2) бенефис 3) аншлаг 4) вернисаж
А 4. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.
Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
А 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова..
1) давайте попробуваем 2)около тысячи пятисот человек
3)менее быстрый 4)много яблок
А 6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Адресуя свою книгу детям,
автором описываются сложные явления простым языком.
она написана живым и образным языком.
учёный сумел занимательно рассказать о сложных явлениях.
главной целью учёного было воспитать думающее молодое поколение.
А 7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Выдвижение кандидатуры Иванова на должность доцента было поддержано более чем тридцатью голосами.
Озеро Байкал всегда славилось своей необыкновенной прозрачностью, чистотой.
Благодаря разумного графика подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.
В газете «Сельские новости» были опубликованы метеосводки на ближайшую неделю.
Прочитайте предложения и выполните задания А8 – А11.
А. Оказалось, что улицу освещал ярчайший фонарь, вывешенный на четвёртом этаже дома, где жил известный механик Иван Петрович Кулибин.
Б. Однажды – это было в конце 18 века – жители Петербурга с изумлением увидели светящийся шар.
В. От шара шло такое сияние, что вокруг стало светло, как днём.
Г. Это был созданный им прожектор – прибор, совершенно неизвестный в те времена.
А8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
Б, А, В ,Г 2) В, А, Б, Г 3) Б, Г, А, В 4) Б, В, А, Г
А9. Какие предложения являются односоставными или включают в себя односоставные предложения?
А, Б 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г
А10. Какая характеристика соответствует предложению А?
сложноподчинённое, состоит из четырёх частей
сложноподчинённое, состоит из трёх частей
сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из четырёх частей
сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из трёх частей
А11. В каком предложении есть прилагательное в превосходной степени?
А 2) Б 3) В 4) Г
А12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
рассеивая 2) разгребавший 3) полосатый 4) подбородок
А13. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН»?
Цветы можно поливать кипячё…ой водой.
На письме…ом столе лежат стопки ученических тетрадей.
Улица блистала, устла…ая снежным ковром.
Низина утонула в тума…ой дымке.
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?
ч…столюбивый, прив…легия, нач…натьч…стоплотный, ориг…нальный, прост…ратьсяч…стотное явление, асс…стировать, зам…р от удивления
объед…нение, т…снёная обложка, выч…стьА15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
на…костница, о…брасывать, по…секатьра…глаживать, бе…проволочный, и…толкование
пр…следовать, пр…чудливые, пр…ворожить
без…нициативный, без…скусный, без…дейныйА16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?
льдины раста…т, ка…щийся грешник
рабочие сел…тся, ворку…щие голубки
травы стел…тся, люб…щий поговорить
они крас…т, стел…щиеся травы
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?
А. ож…говыйБ. ноч…вкаВ. перч…ныйГ. волч…нок
1) А, В, Г 2) А, В 3) А, Г 4) Б, Г
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Матрос (не)медленно доложил командиру о подозрительном шуме.
Меня провели в (не)большую, но уютную комнату с камином.
Маленькие (не)крашеные домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.
Собака, (не)желая выдать своего страха, громко залаяла.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.
Правовые документы регулируют обязанности граждан, а ТАК(ЖЕ) трудовые и семейные отношения, ПО(ЭТОМУ) являются основой работы суда.
ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.
Мы долго раздумывали над тем, ЧТО(БЫ) купить сыну, ПРИ(ЧЁМ) подарок должен был стать полной неожиданностью для малыша.
А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель ( ) и все узнали в солдате Митьку.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
По длинному и зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
1,2,3 2) 1,3 3) 1,2,3,4 4) 2,4
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену.
1,2,3,4 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.
Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.
Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.
Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру еже выпекала хлеб и насушила две сумки сухарей.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и
делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
1, 3 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Паром двигался так медленно (1) что (2) если бы не постепенная обрисовка его контуров (3) то можно было бы подумать (4) что он стоит на одном месте или же идёт к другому берегу.
1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 2,3 4) 2,4
Прочитайте текст и выполните задания А27 – А29; В1 –В8.
В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете там некоторое время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста, телевизором. (2) Я обещал.
(3)Было у меня, конечно, и некоторое своё отношение к телевизору. (4) Я тотчас вспомнил свой разговор с одним английским фермером, гостеприимством которого я однажды воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых своих дочерей.
– Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке или фортепиано, вместо того чтобы читать и развивать своё воображение, вместо того чтобы коллекционировать бабочек или лекарственные травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно. (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты делом или, по крайней мере, умело используют досуг. (9) Но потом серое пятно гаснет и – всё. (10) Пустота. (11)Ничего не осталось, ничего не прибавилось: ни умения играть на скрипке, ни умения кататься верхом…
(12)Считая, что в формировании грядущих поколений телевизоры играют не первую роль, и я всё же однажды написал статью «Творец или зритель?» в том смысле, что если раньше в деревне пели сами, то теперь только слушают, как поют, если раньше плясали сами, то теперь только смотрят, как пляшут, и так далее, то есть вырабатывается постепенно потребительское отношение к искусству вместо активного, живого, творческого.
(13)Теперь же предстояло поинтересоваться, как потребляют, что потребляют и каковы пожелания в области потребления.
(14) С такими-то данными и с вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав посреди нашей деревни. (15)В ней сейчас тридцать три дома. (16)Над одиннадцатью крышами поднимаются антенны. (17)Первый телевизор куплен в 1959 году, последний – неделю назад.
(18)Оказалось, что по степени интереса на первом месте стоит кино. (19)Затем постановки, то есть спектакли. (20)На третьем месте – футбол, «Клуб путешественников», пение, концерты, «Огонёк».
(21)Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков, а именно – по круглому нулю, получили, с одной стороны, симфоническая и всякая оркестровая музыка, и даже опера, а с другой стороны, беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. (22)Над этим стоит задуматься. (23)Представьте себе передачу об основах стихосложения. (24)Думаете, её стали бы слушать и смотреть поэты? (25)Отнюдь. (26)Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться тайны чуждой профессии. (27)Так и рассказ об уборке чая или культивации почвы интереснее городскому человеку.
( По В. Солоухину )А27. Какая мысль не нашла отражение в тексте?
Телевидение вырабатывает пассивное отношение к жизни.
Телепередачи должны быть не только развлекательными, но и познавательными.
Передачи о тайнах профессии интереснее смотреть тем, кто увлекается этим делом, а не специалистам.
Смотря телевизор, не научишься петь.
А28. Определите стиль и тип речи текста.
разговорный стиль; повествование
художественный стиль; рассуждение, описание
деловой стиль; рассуждение
публицистический стиль; рассуждение, повествование
А29. В каком предложении используется фразеологизм?
11 2) 12 3)13 4)14
Часть 2
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.
В1. Из предложений 6-7 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
В2. Из предложений 21 -26 выпишите прилагательное в форме сравнительной степени.
В3. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 18 -24 найдите простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 12 -17 найдите предложения, осложнённые обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 1- 13 найдите сложное предложение, одна из частей которого является придаточным причины. Напишите номер этого предложения.
В7. Какое из предложений 15 - 22 связано с предыдущими с помощью указательного местоимения? Напишите номер этого предложения.
В8. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 12 -27? Напишите номера этих средств выразительности.
риторическое восклицание
сравнительные обороты
ряды однородных членов
лексический повтор
контекстные антонимы
ВАРИАНТ № 3
Часть 1
А1. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
1)экзамен 2)подвиг 3) сквозняк 4) смеяться
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)катАлог 2)щавЕль 3)докУмент 4)отогнАлаАЗ. Какое из перечисленных слов имеет значение «незаконное опубликование чужого труда под своим именем»?
1)реферат 2)аннотация 3)плагиат 4)псевдоним
А4. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
1)Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
2)Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.
3)Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.
4)ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.
А5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)оденьтеся теплее 2)пятеро студентов
3)с пятьюдесятью рублями 4)спелых абрикосов
А6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав записывать слова в 1829 году,
1)первый том словаря опубликован В. И. Далем только 30 лет спустя.
2)работа над словарём потребовала более 30 лет.
3)к 1860 году было собрано 200 000 слов.
4)Даль смог подвести итог своей работы только через 30 лет.
А7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1)В журнале опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
2)Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.
3)В картине художника Богатова «Соседки» обращает на себя внимание роскошный интерьер комнаты.
4)Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.
Прочитайте предложения и выполните задания А8—А11.
А. На Байкале сохранился особый животный и растительный мир.
Б. Приходилось ли вам видеть эдельвейсы на берегах озёр, если, конечно, озёра не располагались где-нибудь высоко в горах?
В. Думаю, едва ли.
Г. А здесь они растут.
Д. Тот факт, что некоторые высокогорные растения — эдельвейсы, кедровый стланик — спустились на уровни байкальских террас, объясняется микроклиматом Байкала, где даже по сравнению с соседним Иркутском лето прохладнее, а зима теплее.
А8. Укажите в тексте место, которое должна занимать пропущенная фраза:
Правда, не всякий заметит их: они тут чахленькие, на длинных ножках.
1)между А и Б 2)между Б и В 3)между В и Г 4)между Г и Д
А9. Какое из указанных предложений является односоставным или включает в себя односоставное предложение?
1) А 2) Б 3) Г 4) Д
А10. Сколько грамматических основ в предложении Д?
1) пять 2) две 3) три 4) четыре
А11. Укажите правильную характеристику слова ПРОХЛАДНЕЕ из предложения Д.
краткое прилагательное в форме среднего рода
прилагательное в форме сравнительной степени
прилагательное, перешедшее в существительное
4) наречие в форме сравнительной степени
А12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1)списанный 2)освещая 3)переросший 4)вредный
А13. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?
Законы природы неизме..ы.
Окно было завеше..о тёмной тканью, и в комнате стоял полумрак.
Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьёзное дело.
Иные говорят мудрё..о, а мысли скудные.
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
г..ревший, задр..жать, таинственный
обогащаться, прикосновение, б..гровыйобозначать, приложение, облокотившись
подос..лать (соломы), гиган..ский, де..сад
А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
прекрасен, пр..тендент, привередливый
2) бе..вкусный, и..пить, чере..чур
3) п..едестал, не уб..ют, предъюбилейный
4) позавчерашний, растолковать, пр..дедушка
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
лопоч..щий малыш, музыканты услыш..т
скач..щих всадников, канаты удерж..тщебеч..щих птиц, грибники ищ..т
тревожащие новости, клокоч..т родники
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. парч..вый Б. сгущ..нка В. медвеж..нок Г. размежевываться
1) Б, Г 2) А, В 3) Б, В 4) А, Б, Г
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) (Не) желая спугнуть своё радостное состояние, Иванов тихонько вылез из машины.
2) Привыкнув к людям, бобры (не) страшились выходить днём из своих хаток.
3) (Не) расчищенные каменистые дорожки уводили редких посетителей в глубь парка.
4) Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
ЧТО (БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!
И (ТАК), младший сын любил книги ТАК (ЖЕ), как и все в нашей семье.
ЧТО (БЫ) рыба клевала ТАК (ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.
Я благодарю вас, а ТАК (ЖЕ) вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможностьпобеседовать с вами.
А20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Ничего не было известно о происхождении этого минерала ( ) и строились самые фантастические предположения.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.
1) 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Анатолий Фёдорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Среди надписей на древних зданиях можно прочитать то эпиграмму на соседа то запись о каком-то событии то автографы исторических лиц.
Старообрядцы-церковники не подчинялись ни официальной церкви ни властям.
Тяжёлая и длительная война создание регулярной армии и флота строительство
новых мануфактур и преобразование государственного аппарата потребовали громадных расходов.
Метель плачет и скулит воет и стонет напоминает о чём-то и о чём-то спрашивает.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4
А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже пе было приказания (3) расположиться па отдых (4) люди пе в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4
Прочитайте текст и выполните задания А27—А29; В1—В8;.
(1)Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
(2)— Пожалуйста,— вполне серьёзно говорит он крохе,— можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
(З)Сие — не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.
(4) Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха».
(5)Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы.
(6) Но нет, несолидно!
(7)Слышишь, видишь, читаешь такое — и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8)Это — самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи.
(9) Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова КорнейИванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием.
(10) Статья его так и называлась — «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SОS.
(11) Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.(12) Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится.
(13) Это окаянный и зловредный недуг нашей речи.
(14) Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грошинформации, а лишьзабивают и угнетают живое, полезное ядро.
(15) Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора.
(16) И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».
(17) Помните, у Виктора Некрасова «…в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
(18) Хорошо поёт, собака, Убедительно поёт...»
(19) Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
(20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...
(21) В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку?
(22) А заодно — и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
(23) Кто, если не мы сами?!
(По Н. Галь)
А27. Какая мысль отражена в тексте?
Возможности русского языка необъятны, и засорять его иностранными словами и жаргоном ни к чему.
Удивительна способность русского языка так «обкатать» чужое слово, что оно уже и чужим не кажется.
Официально-деловой стиль речи отличается точностью формулировок и обилием устойчивых оборотов деловой речи.
Слова-штампы не безвредны: они ничему не учат и ничего не сообщают; это словесный мусор, наносящий культуре и языку колоссальный вред.
А28. Определите стиль и тип речи текста.
публицистический стиль; повествование
художественный стиль; рассуждение, описание
деловой стиль; рассуждение
публицистический стиль; рассуждение, повествование
А29. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»?
1) 7 2) 11 3) 20 4) 22
Часть 2
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1. Из предложений 7— 9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2. Из предложений 20— 22 выпишите числительное.
В3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 5 —11 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 11 —17 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 17 — 23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 1 — 6 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью только указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 4—16? Напишите номера этих средств выразительности.
1) развёрнутая метафора
2) ряды однородных членов
3) эмоционально окрашенная лексика
4) сравнительные обороты
5) синтаксический параллелизм.
ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ
Порядковый
номер
задания Обозначение задания в работе Проверяемые элементы содержания и виды деятельности
1 А1Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Фонетический разбор слова.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
2 А2Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.
3 А3 Лексическое значение слова.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
4 А4Лексические нормы (употребление слова).
Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.
5 А5 Морфологические нормы.
Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.
6 А6Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).
Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.
7 А7Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.
Умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности.
8 А8 Текст. Последовательность предложений в тексте. Умение использовать основные приемы информационной переработки текста.
Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
9 А9Синтаксический разбор простого предложения.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
10 А10 Синтаксический разбор предложения (обобщение). Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
11 А11 Морфологический разбор.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
12 А12 Разбор слова по составу.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
13 А13 Орфограмма. Орфографическое правило.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
14 А14 Безударные гласные корня. Правописание гласных в корнях.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
15 А15 Правописание приставок.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
16 А16 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
17 А17 Правописание суффиксов глагольной основы прошедшего времени. Правописание суффиксов существительных и прилагательных. Падежные и родовые окончания. Употребление Ь и Ъ знаков.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
18 А18 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. -Н-НН- в различных частях речи.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
19 А19 Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
20 А20 Простое и сложное предложение с союзом И.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
21 А21 Предложения с обособленными членами (причастными и деепричастными оборотами).
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
22 А22 Вводные слова и обращения.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
23 А23 Знаки препинания при однородных членах с союзами.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
24 А24 Тире в простом и сложном предложениях. Двоеточие в простом и сложном предложениях. Прямая речь и цитирование.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
25 А25 Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
26 А26 Сложное предложение с несколькими придаточными. Сложное предложение с разными видами связи.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
27 А27 Текст. Смысловой и композиционный анализ. Умение использовать основные приемы информационной переработки текста.
Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
28 А28 Текст. Стиль и тип речи.
Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
29 А29 Текст. Анализ лексики. Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
30 В1Словообразовательный анализ.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
31 В2Морфологический анализ.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
32 В3 Словосочетание. Типы связи.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
33 В4Грамматическая основа. Односоставное предложение.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
34 В5 Простое осложненное предложение.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
35 В6Сложное предложение.
Умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.
36 В7Средства связи предложений в тексте.
Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
37 В8 Анализ выразительных средств текста.
Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Инструкция экзаменатору
Вариант 1
А13
А21
А3 2
А44
А5 2
А62
А74
А8 2
А93
А10 2
А11 4
А12 1
А13 3
А14 1
А15 4
А16 2
А17 2
А18 2
А19 3
А20 3
А21 3
А22 1
А23 4
А24 2
А25 2
А26 1
А27 4
А28 2
А29 3
В1Приставочно-суффиксальный
В2Этой, им, всех
В3 Управ-лениеВ44
В5 9,14
В65
В79
В8 2,3,4
вариант 2
А1 3
А2 1
А3 4
А42
А5 1
А63
А73
А8 4
А93
А10 2
А 11 1
А 12 4
А13 3
А14 2
А15 4
А16 1
А17 3
А18 4
А19 3
А20 2
А21 1
А22 4
А23 2
А24 2
А25 1
А26 2
А27 2
А28 4
А29 2
В1подумайте или подумать
В2интереснее
В3 умело используют или используют умело
В422
В5 12,14 или14,12
В61
В722
В8 3, 4, 5
ВАРИАНТ 3
А1 1
А22
А3 3
А43
А5 1
А64
А72
А8 4
А92
А10 4
А11 2
А12 3
А13 2
А14 4
А15 4
А16 3
А17 1
А18 3
А19 1
А20 3
А21 4
А22 1
А23 2
А24 3
А25 2
А26 1
А27 4
А28 4
А29 2
В1ЗАКЛЕЙ-МИЛ <или>за-
клеймить
В2сотый
В3 Серь-ёзно пишут или пишут серь-ёзноВ45
В5 14
В620
В73
В8 1,2,3 или 123
7. Список источников информации
1. Примерная программа по дисциплине «Русский язык» для профессий НПО и специальностей СПО, утвержденная приказом Министерства образования и науки России и ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2008г.
2. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык».
3. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Автор: Львов В.В.. Издательство: Экзамен, 2012 г.
4. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Автор: Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Издательство: Экзамен, 2013 г.
5. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Автор: Пучкова Л.И. Издательство: Экзамен, 2011 г.
6. Русский язык: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384 с.
7. Русский язык 10-11 класс. Учебник. Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Издательство: Русское слово, 2013 г.