Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Для специальности 250901 – САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова»
кафедра экономико-правовых дисциплин СПО
Утверждаю Согласовано
Директор колледжа _________ Зав. кафедрой _________
«____»________20__г. «____»________20__г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.02 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Для специальности250901 – САДОВО-ПАРКОВОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Нальчик, 2014г
Организация - разработчик кафедра экономико-правовых дисциплин УСПО КБГУ
Разработчикпреподаватель Алоева А.А.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Протокол № от « __» __________20 __г.
И.о зав кафедрой Таова Р.М._____________
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИССЦИПЛИНЫ……………….4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….11
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 250109 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять современные технологии управления организацией: оценивать факторы внутренней и внешней среды организации; разрабатывать организационную структуру предприятия;
- оформлять основные документы по регистрации организаций: формулировать заявление о регистрации предприятия; разрабатывать устав предприятия; оформлять лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности в сфере садово-паркового и ландшафтного строительства;
- вести документооборот организации: выбирать способы движения документов в организации; определять алгоритм работы с документами в организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы организации и планирования деятельности организации: иметь представление о структуре и факторах внешней и внутренней среды организации и о процессе планирования;
- основы управления организацией: иметь представление о сущности менеджмента, его циклах; о содержании процесса управления;
- современные технологии управления организацией: иметь представление об автоматизации процесса управления;
- принципы делового общения в коллективе: иметь представление о сущности делового общения, его формах и этики.
В результате изучения данного курса студенты должны обладать рядом общекультурных компетенций и профессиональных компетенций (Предусмотренных ФГОС по специальности 250109-Садово-парковое и ландшафтное искусство):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства.
ПК 2.2. Продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству на рынке услуг.
ПК 2.3. Организовывать садово-парковые и ландшафтные работы.
ПК 2.4. Контролировать и оценивать качество садово-парковых и ландшафтных работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: практические занятия 6
контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
Итоговая аттестация в форме Дифференцированный зачёт
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы менеджмента»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъём часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы менеджмента Тема 1.1 Сущность современного менеджмента Понятие менеджмент. Роль менеджмента в современном производстве. Задачи менеджмента. История развития менеджмента. Менеджер и его роль в организации 4 3
Домашнее задание. Ответить письменно на вопросы:
1. Перечислите характерные особенности современного менеджмента.
2. Какими основными качествами должен обладать менеджер? Самостоятельная работа обучающихся. Анализ таблицы «Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента» 2 Тема 1.2 Понятие и общие признак организации Понятие организации. Понятие и виды организационных структур управления. Методы проектирования организационных структур. Совершенствование организации работы предприятия. 2 3
Самостоятельная работа обучающихся. Анализ схем «Типы организационных структур» 2 Тема 1.3 Внешняя и внутренняя среда организации Внутренняя и внешняя среда организации. Основные переменные внутренней среды организации. Факторы и характеристика внешней среды. 4 2
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение среды организации 4 Рейтинговая работа 2 Раздел 2 Основы управления организацией Тема 2.1 Планирование в системе «менеджмента» Планирование. Цель планирования. Этапы планирования. Стратегическое планирование. Миссия предприятия.
Цели предприятия. Долгосрочные и краткосрочные цели. Связи между целями. Цикл менеджмента 2 3
Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы:
1. Каковы общие правила эффективного планирования?
2. Какие методы анализа среды деятельности предприятия наиболее распространены? Кратко охарактеризуйте их.
3. Какие факторы, осуществляемые менеджером предприятия, влияют на стратегический выбор? Самостоятельная работа обучающихся. Построить схему «Процесс стратегического планирования на предприятии работающего в сфере садово-паркового и ландшафтного строительства» 4 Тема 2.2 Мотивация и потребности Мотивация как функция менеджмента. Мотив,стимул,потребность. Теории мотивации: А.Маслоу, Ф.Мак-Клелланда, Ф.Герцберга, ожиданий, справедливости, модель Портера -Лоулера.
Использование мотивации в практике менеджмента: формы оплаты труда и вознаграждений. 4 3
Практическое занятие №1 Применение основных этапов деятельности организации по разработке и реализации системы стимулирования сотрудников. 2 Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить рефераты по направлению «Оплата и стимулирование труда» 4 Тема 2.3 Процесс принятия решений Управленческое решение. Стадии управленческого решения. Классификация решений.
Правила принятия управленческих решений 2 3
Практическое занятие №2
Принятие управленческих решений 2 Рейтинговая работа№2 2 Тема 2.4 Контроль в системе управления Контроль. Этапы контроля: выработка и установление стандартов и критериев; сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами ;принятие необходимых корректирующих действий. Виды контроля: общий, функциональный, предварительный, текущий, оперативный, заключительный. 2 2
Тема 2.5 Принципы делового общения в коллективе Деловое общение. Беседы. Правила построения деловой беседы. Совещание. Классификация деловых совещаний. Планирование проведения деловых совещаний. Этика делового общения. 2 2
Практическое занятие №3
Подготовка и проведение делового совещания 2 Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения для выступления на совещании. 2 Раздел 3.
Документационное обеспечение Тема 3.1
Документооборот
организации Понятие документооборота. Система делопроизводства. Автоматизация системы делопроизводства. Группы документов: входящие, исходящие, внутренние. Требования предъявляемые к документам 2 2
Рейтинговая работа №3 2 ВСЕГО 54 3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики, менеджмента и маркетинга».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- фонды контрольных работ;
- тестовые задания;
- папки-накопители с раздаточным материалом;
- компакт-диски (электронные учебники).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Грибов В.Д. Менеджмент - М. :КНОРУС, 2012.
Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2010 - http://www.knigafund.ru
Казначеевская Г.В. Менеджмент: Учебник. - М.:КНОРУС, 2013 — www.bookvoed.ru/
Менеджмент: учебник / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - М.: Юнити-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru
Дополнительные источники:
И.В. Бородушко, В.В. Лукашевич Основы менеджмента: учебник.- М.: Юнити-Дана, 2012г.
Коргова М.А. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
Кузнецов И.Н.Деловое общение: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012.
МесконМ.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.
Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2006.
Интернет ресурсы:
http://www.mevriz.ru/
http://www.rjm.ru/
http://www.new-management.info/
http://www.top-manager.ru/4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
применять современные технологии управления организацией;
оформлять основные документы по регистрации организаций;
вести документооборот организации. тестирование практическое занятие
практическое занятие
Знания
основы организации и планирования деятельности; основы управления организаций;
современные технологии управления организацией; принципы делового общения в коллективе. тестирование
опрос
семинар
индивидуальное задание
Разработчики:
СПО КБГУ преподаватель ЭПД Алоева А.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)