Урок — КВН по окружающему миру по теме Природные зоны (обобщение, 4 класс)

Урок - КВН « Путешествие по природным зонам» 4 класс

Составитель: Зотова Е.Ю., МАОУСШ п.Пола
Цель: 1) повторить и обобщить знания учащихся по природным зонам России;
2) осуществить проверку по работе с географической картой и гербарием;
3) расширять знания по природным зонам;
4) формировать умение работать в команде, коллективизм, взаимовыручку;
5) развивать интерес к предмету;
6) воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: карта природных зон России, гербарий, литература о природных зонах
Ход игры
Ведущий читает стихотворение « У карты Родины» А. Тепляшина (слайд 1)
Удивительный мир , как сказка.
На цветные похожий сны.
Тихо в школе скользит указка
По просторам родной страны.
Здравствуй, Родина! Здравствуй, Россия !
Мы вот так узнаем тебя:
По морям твоим синим – синим
И по желтым твоим степям.
По озер голубым росинкам
И по ниткам жемчужных рек
Мы тебя узнаем красивой,
Чтоб запомнить тебя навек.
Знакомство с командами.
Класс делиться на 4 команды. Каждая команда представляет себя ( название, девиз, приветствие, змблема)

Разминка «Перекрестный бой»
Каждая команда задает другой по 3 приготовленных вопроса по теме «Природа»

«Логические цепочки» - задание для всех команд.
Каждая команда имеет набор цифр 1, 2, 3, 4 – которыми показывает ответы. Дается объяснение выбору.

А) Определите лишнее слово (слайд 2)
1 2 3 4
1 – тюлень морж лось белый медведь (3)
1 2 3 4
2 – ковыль морошка тюльпан полынь (2)


Б) Какое из представленных животных не занесено в Красную книгу? ( слайд 3)
1 2 3 4
белый медведь джейран лемминг зубр (3)
в) Правильна ли цепь питания? ( слайд 4)
1 2 3 4
1 - листья дерева гусеница медведь муравьи (3 – 4)
1 2 3 4
2 – растительность лемминг сова песец (0)
1 2 3 4
3 – кобылка типчак дрофа орел – беркут (1 -2)

Г) О чем ( о ком ) идет речь в рассказе? ( слайд 5,6 )
1. Одно из самых красивых растений. Живет до 150 лет. Может расти на самых разнообразных почвах. Хозяйственное использование разнообразно. Дрова этого растения дают много тепла, из его древесины изготовляют лыжи, мебель, получают деготь необходимый в медицине. Народные умельцы из него делают красивые и полезные вещи. Много песен, стихов сложено и спето об этом растении.
1 2 3 4
Карликовая береза береза саксаул ясень (2)
2. Это животное редкое. Его называют степным великаном. Высотой 1 – 1,5 метра, с длинными сильными ногами. Хорошо бегает, в воздух поднимается с разбега. Потомство выводит прямо на земле, в ямке. Находится под охраной.
1 2 3 4
Глухарь страус волк дрофа ( 4)

« Расселение по зонам»
Каждая команда получает конверт, в котором карточки с названием природных зон и картинки с изображением животных и растений.
- Вы летите на самолете с севера на юг. Какие природные зоны вы увидите из иллюминатора? Разложить карточки по порядку. Расселите животных и растения по природным зонам.



« Ком- рассказ»
Команды сами вытаскивают карточку с названием природной зоны.
Рассказ о природной зоне ( составляет вся команда). Оценивается полнота, правильность.

« Конкурс капитанов»
О какой природной зоне идет речь в стихотворении?
А) Средь дорожки глухой пыль столбом поднялась
Закружилась, в широкую ..понеслась
Во все стороны путь: ни лесочка, ни гор
Необъятная гладь, неоглядный простор. ( степь)
Б ) Белый мох на скалах, а в расщелине лед
Старый снег залежался, не тает
Дикий камень везде черной массой встает.
Да поток по ущелью стекает
А по скалам кругом все – то птицы во мгле,
Все – то серые гаги рядами. ( тундра)
В) Солнечный, жаркий желтый поток
Льется в .. на желтый песок
В воздухе желтом и плотном, как мед
Желтая птица неслышно плывет. ( пустыня)
Г) Тихое поле над логом
Чистый холодный овес.
И за обветренным стогом
Рощица тонких берез. ( лесная зона, смешанные леса)

« Ну – ка, прочитай»
Прочитать название животного, растения. Для этого надо в каждом ряду зачеркивать одинаковые буквы.
1) а) С М О Т О Ф Л У Р Ф Л П М Р И С О Ф К ( тупик)
б) П Г Я Й Ц Я Х С К В Т Г С В К А Ц Г ( пихта)
2) а) Б К Щ З Л У Б Д Н Л Щ И Д З Ц Б А ( куница)
б) З Я В И С Ж Т Э Е В И Н Э В Ж Ь Т З ( ясень)
3) а) Г С К М Ф О Б С Ф П В М Б Ы Г П Л Ь (ковыль)
б) М Г Ч Ь Я Ю М Ч Р Ь Д Я Ч З Ь Д А М ( гюрза)
Назовите зоны, где они живут, растут.

« Дальше, дальше, дальше»
Каждой команде зачитываются по 10 вопросов, на которые она должна быстро отвечать.
А) 1. Кто передвигается по пустыне боком, оставляя на песке волнистый отпечаток? ( змея)
2. Ледяной поток, медленно спускающийся с гор? ( ледник)
3. Правда ли, что верблюд за 10 минут выпивает 90 литров воды? ( да)
4. Крупнейшее хищное животное северного полярного бассейна? ( белый медведь)
5. По ночам в пустыне жарко или холодно? (холодно)
6. Правильно ли утверждение, что смешанный лес тот, в котором растут любые хвойные и лиственные деревья ? ( да)
7. Как называется гриб, который растет на березе? ( чага)
8. кто летел на прутике, который держали две утки? ( лягушка)
9. Шумные скопления кайр, гагарок, чаек? ( птичий базар)
10. Территория, в природной зоне, где особенно охраняются редкие животные? (заповедник)
Б) 1. Плавающая ледяная гора? ( айсберг)
2. Это дерево называется « соня», потому что оно цветет последним.( липа)
3. Как называется плодородные участки пустыни? ( оазисы)
4. Питается ли белый медведь пингвинами? ( нет0
5. Как называются люди выращивающие хлопок? ( хлопководы)
6. Свечение, радужными красками в полярных районах? ( северное сияние)
7. У какого животного лесной зоны детеныши рождаются осенью? ( зайца)
8. Самая маленькая на территории России природная зона? (пустыня)
9. Нанайская сказка о девочке, которая превратилась в гуся? ( «Айога»)
10. Крупнейшее в мире млекопитающее в ледяной зоне. ( кит)

В) 1. Что храниться у верблюда в горбе ( вода, жир, горючее)? ( жир)
2. Ночное животное, издающее в полете тонкий писк, неуловимый человеческому уху?
( летучая мышь)
3. Живут ли люди на северном полюсе? ( есть только научные экспедиции)
4. Животное изменяемое окраску кожи под цвет окружающей среды? ( хамелеон)
5. Название природной зоны, где зима длиться 9 – 10 месяцев? ( Арктика)
6. Нанесенные ветром песчаные холмы в пустыне? ( барханы)
7. Пища северных оленей? ( ягель)
8. Профессия человека, изучающего растения- флору?( ботаник)
9. Какое животное злейший враг леммингов? 9 сова)
10.С кем пел песенку львенок, о том как хорошо лежать на солнышке?( с черепахой)

« Ошибка в рассказе» ( слайд 7)
По 1 представителю от команды
Читается текст, общий для всех членов команд. Надо найти ошибки, записав их.
Лесные встречи
Недавно я путешествовал по хвойному лесу. Путь проходил по острову Врангеля. Мое внимание привлекла стройная ель, могучий дуб, красивая сосна и карликовая береза. Вдруг
из – за куста выскочил заяц. Он испугал меня, помчался бежать и вспугнул белого медведя. Тот встал на задние лапы, приготовился защищаться, но я от него убежал. На большой поляне я обнаружил муравейник, около которого увидел глухаря, гагу и тетерева, которые делили добычу.

«Аукцион» -игра со зрителями.
Называть пушных зверей

«Анаграмма» ( слайд 8)
Загадка - Вроде сосен, вроде елок, а зимует без иголок.( лиственница)
Составить как можно больше слов из слова (1минута)
Л И С Т В Е Н Н И Ц А

« Представь себе»
Тебе предложили ехать в экспедицию на:
- остров Новая Земля
- в Каракумы
- на Кольский полуостров
Как бы ты оделся?
Из предложенных вещей участники должны выбрать те, которые ему необходимы и одеться.

14. Подведение итогов. Награждение.