Доклад на тему Мотивация и целеполагание-основные этапы урока в рамках системно-деятельностного подхода в обучении математики
Целеполагание и мотивация - основные этапы урока в рамках системно - деятельностного подхода обучения
Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. В том числе и переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к системно-деятельностному, который лежит в основе Федерального государственного общего образования, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности.
Системно–деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска»
Процесс обучения - процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
Рассмотрим примерную структуру урока в рамках деятельностного подхода. С чего мы начинаем построение урока? С целеполагания. Для кого? Современные образовательные стандарты заставляют сделать ученика субъектом, реальным участником образовательного процесса. Именно поэтому планировать урок надо с целеполагания ученика – чему его мы хотим научить, при помощи каких ресурсов. И самый главный вопрос, который мало кто из педагогов задаёт себе – а сможет ли это взять ученик сейчас? Достаточно ли его внутренних ресурсов для этого? От ответа на этот вопрос зависит успешность обучения учащегося, и это является самым трудным в работе учителя по Стандарту. Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату, причем эти этапы необходимы на любом уроке, независимо от типов.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:
Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Деятельностная цель: формирование способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Их можно классифицировать следующим образом:
визуальные: тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна, исключение, домысливание, проблемная ситуация, группировка;
аудиальные: подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому учителю очень важно грамотно формулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Учитель должен уметь разъяснить целевые ориентиры урока, сделав их личностно значимыми для каждого ученика; использовать технику снятия напряженности; корректировать план урока с учетом конкретной учебной ситуации. В результате учащиеся должны самостоятельно сформулировать цель урока как собственную учебную задачу, что способствует созданию на уроке ситуации сотрудничества и «ситуацию успеха». Дети должны иметь возможность обмениваться информацией; должна присутствовать свобода слова и мнения. Каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Цель желательно записать на доске, чтобы на любом этапе урока можно было проверить себя, как она достигается. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Целеполагание тесно связано с рефлексией. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей, корректировка своего образовательного пути. К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую -выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия;
проектировочную -моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействие в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Таким образом, на данном этапе урока учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
Следующий важный шаг урока: исходное мотивирование к учебной деятельности. Успешность школьника в каждом из учебных предметов определяется такими факторами как: наличие базового уровня знаний и умений, сформированность психических функций и процессов, необходимый уровень интеллектуального потенциала, соблюдение соответствующих условий протекания учебного процесса. Наиболее значимым является осуществление такой технологии обучения предмету, которая была бы основана на пробуждении искреннего познавательного интереса к нему.
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного урока. Ее роль в овладении системой знаний, умений и навыков обусловлена характером самой учебной деятельности, обновлением содержания образования, выработкой у учащихся активности, стремления к самосовершенствованию, вопросам формирования отношения к учению, сохранения и стимулирования у школьников интереса к предмету. Сложность и многогранность самой проблемы порождают различные подходы к ее рассмотрению. Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-2 минуты), его правильное проведение имеет главное значение. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
актуализация мотивов предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем знания по данной теме нам необходимы будут в новых ситуациях: например»),
усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Данный этап урока предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого - средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности - средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика. С этой целью на данном этапе:
актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
устанавливаются тематические рамки ("могу”), психофизиологические механизмы, поддерживающие познавательные процессы внимание.
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.
Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
коррекция дефектных мотивационных установок;
изменение внутреннего отношения, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Стандарт устанавливает требования к формированию универсальных учебных действий (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. При планировании урока учителю необходимо четко определять действия на каждом этапе. Целеполагание и мотивирование - это этап урока, на котором в первую очередь формируются:
коммуникативные -это планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные: формулирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
познавательные: строить речевые высказывания в устной форме;
личностные – это самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.
Таким образом, всё, что делается на уроке по организации целеполагательной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.