Методические рекомендации по проведению практических и лабораторных работ на уроках


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ (10 КЛАСС)
(автор -Максарова В.Л.)
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Предлагаемые лабораторные и практические работы по химии 10 класса составлены на основе типовой образовательной программы для общеобразовательных учреждений по химии, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, для работы по учебнику: “Химия 10 класс” для общеобразовательных учреждений. Автор: О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2012.
В соответствии с Уставом ГБОУ «Республиканский центр образования и психолого-медико- социальной помощи» к основным видам учебных занятий отнесены лабораторные и практические занятия, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и практических умений.
Выполнение обучающимися лабораторных и практических работ направлено на:
-обобщение, ситематизацию, углубление, закрепление теоретических знаний по химии; -формирование умений применять полученные знания на пратике, реализацию единства
интеллектуальной и практической деятельности;
-выработку при решении поставленных задач таких значимых качеств, как самостоятельность,
ответственность, точность, творческая инициатива;
II. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
При планировании состава и содержания лабораторных и практических работ следует исходить из того, что лабораторные и практические работы имеют разные ведущие дидактические цели.
Состав и содержание лабораторных и практических работ должно быть напрвлено на реализацию требований стандарта.
При планировании лабораторных и практических работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью- подтверждение теоретических положений- в ходе выполнения заданий, у учащихся формируются практические умения и навыки, обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, а также исследовательские умения (наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать зависимость, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты)
На дистанционных уроках химии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными химическими явлениями и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, отправляет по скайпу инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.
Порядок проведения лаборатоной работы:
1.Вводная часть:
- вводный инструктаж( знакомство учащихся с целями, содержанием работы, анализ указаний, напоминание отдельных положений по технике безопасности, предупреждение о возможных ошибках)
2.Основная часть
-проведение лабораторной работы;
-текущий инструктаж( повторный показ или разъяснения исполнительских действий, являющихся предметом инструктирования)
3.Заключительная часть:
-оформление отчета о выполнении задания;
79
-заключительный инструктаж(подведение итогов выполнения, разбор допущенных ошибок и выявление их причин, сообщение результатов работы каждого учащегося).
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Необходимыми структурными элементами практической работы являются инструктаж, проводимый учителем, а также анализ и оценка выполненных работи степени овладения учащимися запланированных умений.
Лабораторные и практические работы проводятся по инструктивным карточкам, разработанными учителем, в которых указаны:
-название работы;
-формулировка цели и задачи работы;
-оборудование, аппаратура, материалы;
-порядок выполнения работы;
-требования к отчету;
-контрольные вопросы;
-приложения;
Теоретические сведения должны содержать только необходимый для выполнения работы минимум
информации. Объем задания нужно планировать так, чтобы до конца урока учащийся успел его полностью выполнить, оформить отчет, и желательно, его защитить.
IV. ОФОРМЛЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Оформить отчет о проделанной работе по инструкции. Учителем проводится учет выполнения работ учащихся,оценки выставляются в журнал. Оценивание лабораторных и практических работ проводится дифференцированно, при определении оценок за четверть рассматривается как один из основных показателей текущего учета знаний. Учащиеся, не выполнившие своевременно какую либо из лабораторных и практических работ, допускаются к выполнению работы в индивидуальный срок ее выполнения. При наличии лабораторных и практических работ, за которые не поставлена положителная оценка, учащемуся не выставляется положительная оценка за четверть.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Лабораторный опыт No1
«Определение элементного состава органических соединений»
Цель: научиться определять элементарный состав органических веществ.
Оборудование и реактивы: химический стакан, парафиновая свеча, лучинка, известковая вода. Содержание и порядок выполнения опыта см. Учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый
уровень) с.174.
Ход работы: В широкий химический стакан поместите небольшой кусочек парафиновой свечи и
подожгите его с помощью горящей лучинки. Обратите внимание на стенки стакана - на них появляются капельки воды. О наличии какого химического элемента в составе парафина они свидетельствуют? Погасите свечу и выньте ее из стакана. Затем налейте в стакан немного прозрачной известковой воды и осторожно взболтайте. Что наблюдаете? О наличии какого химического элемента свидетельствуют изменения, произошедшие с известковой водой? Запишите уравнения проведенных реакций.
Запишите уравнения проведенных реакций: .........................................................................................................
Что делали Что наблюдали
Вывод


80
Лабораторный опыт No2
«Изготовление моделей молекул углеводородов»
Цель: научиться собирать модели простейших углеводородов.
Оборудование и реактивы: пластилин 2 –х цветов, спички.
Содержание и порядок выполнения опыта см. Учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый
уровень) с.174.
Ход работы: предлагается составить шаростержневые модели углеводородов : этана, этилена,
метана , пропана, пропилена. Задание
1.Соберите шаростержневую модель и масштабную модель (полусферическую) молекулы этилена.
Для этого из пластилина светлых тонов изготовьте 4 небольших шарика, а из пластилина темных тонов 2 шарика, которые примерно в 2 раза больше предыдущих.
В качестве стержней можно использовать спички. Зарисуйте в тетради и их подпишите.
2.Соберите шаростержневую модель и масштабную модель молекулы пропана, метана, этана, бутана . На шаростержневой модели черные шарики- это атомы углерода, а белые-атомы водорода. Зарисуйте в тетради и их подпишите.
3.Соберите шаростержневую модель и масштабную модель молекулы ацетилена. В отличие от этилена, имеющего плоскостное строение, ацетилен имеет линейное строение. Все 4 атома молекулы ацетилена лежат на одной прямой с углами связей, равными 1800. Каждый атом углерода образует 4 химические связи -3 связи с атомом углерода и 1 –с атомом водорода. Зарисуйте в тетради и
подпишите. Вопросы:
1.Что общего в строении молекул этих веществ, в чем различие?
2. Чем объясняется зигзагообразное строение углеродной цепи в молекулах пропана и бутана? 3.Какова величина угла в зигзагообразном отрезке углеродной цепи?
Вывод:
Что делали (Рисунок ) Описание строения Что наблюдали вывод
Модель молекулы этана
Модель молекулы этилена
Модель молекулы пропилена
Модель молекулы пропана
Модель молекулы метана
Лабораторный опыт No 3
«Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах»
Цель: научиться обнаруживать непредельные соединения в жидких нефтепродуктах.
Оборудование и реактивы: жидкие нефтепродукты, раствор йода, раствор перманганата калия. Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень)
с.175.
Ход работы: 1.Выданные вещества разделите на две части.
2. Исследуйте их отношение к раствору иода и перманганата калия. 3. Погасите свечу и выньте ее
из стакана.
4. Наблюдайте за изменением окраски растворов.
Задание.
1. Внесите наблюдения в таблицу
2. Сделайте вывод о непредельном характере нефтепродуктов.
81
No п\п Реагенты для распознавания веществ Наблюдения Выводы
Раствор перманганата
калия Раств ор йода Лабораторный опыт No 4
«Получение и свойства ацетилена»
Цель: изучить лабораторный способ получения ацетилена, выяснить его свойства.
Оборудование и реактивы: пробирки, пробка с газоотводной трубкой, штатив, вода, карбид кальция, раствор перманганата калия.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.175.
Ход работы: В пробирку налейте около 1 мл воды и поместите в нее кусочек карбида кальция величиной со спичечную головку. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и выделяющийся газ пропустите в другую пробирку с раствором перманганата калия. Что наблюдаете? О чем свидетельствует изменение окраски раствора? Запишите уравнения проведенных реакций.
Запишите уравнения проведенных реакций:
.................................................................................................................................
....................................................................................................................................
..............................................................................
Лабораторный опыт No 5
“Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
Цель: ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Оборудование и реактивы: коллекция «Нефть и продукты ее переработки».
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень)
с.175- 176.
Ход работы: Рассмотрите выданную вам коллекцию с образцами нефтепереработки. Задание.
1.Объясните , почему все нефтепродукты (кроме мазута) называют светлыми? 2.Запишите формулы углеводородов , образующих фракции светлых нефтепродуктов. 3. Какие физические процессы лежат в основе их получения?
4. Какие процессы лежат в основе получения смазочных масел?
4. Составьте таблицу и занесите в нее данные о нефти и ее продуктах

Что делали Что наблюдали Вывод

No п/п Образец Цвет
Формула Процессы, лежащие в основе
производства
82
Лабораторный опыт No6
«Свойства этилового спирта»
Цель: изучить свойства этилового спирта.
Оборудование и реактивы: этиловый спирт, дистиллированная вода, подсолнечное масло, медная проволока, пробирки, спиртовка, фильтровальная бумага.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.176.
Ход работы:
1.Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. Что ощущаете? В другую пробирку прилейте несколько капель выданного вам спирта с помощью пипетки, добавьте 2 мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости этилового спирта в воде?
2. В одну пробирку налейте 1-2 мл дистиллированной воды, а во вторую-2 мл этилового спирта и добавьте в каждую по 2-3 капли подсолнечного масла. Перемешайте содержимое обеих пробирок. Что можно сказать о свойствах этилового спирта как растворителя?
3. На фильтровальную бумагу капните одну каплю воды и чуть поодаль одну каплю этилового спирта. Какая капля быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.
4.Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку до появления черного налета оксида меди (II) и внесите ее в этиловый спирт, находящийся в выданной вам пробирке. Что наблюдаете? Повторите операцию 4-5 раз. Понюхайте содержимое пробирки. Что ощущаете? Запишите уравнение проведенной реакции
Запишите уравнения проведенных реакций:
Лабораторный опыт No7
«Свойства глицерина»
Цель: изучить свойства глицерина.
Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, глицерин, раствор щелочи (NaOH), раствор медного купороса (сульфат меди (II)), пробирки.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.174.
Ход работы:
1. К 1 мл дистиллированной воды в пробирке прилейте 1 мл глицерина и смесь взболтайте. Затем добавьте еще 1 мл глицерина и еще раз перемешайте смесь. Что можно сказать о растворимости глицерина в воде?
2. К 2 мл раствора щелочи в пробирке прилейте несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди (II)). Что наблюдаете? К полученному осадку прибавьте по каплям глицерин и смесь взболтайте. Что наблюдаете?
Запишите уравнения проведенных реакций:
.................................................................................................................................
....................................................................................................................................
...............
Лабораторный опыт No8
«Свойства формальдегида»
Что делали Что наблюдали
Вывод


Что делали Что наблюдали
Вывод


Цель: изучить свойства формальдегида.
83
Оборудование и реактивы: аммиачный раствор оксида серебра, формалин, раствор щелочи (NaOH), раствор медного купороса (сульфат меди (II)), пробирки, стакан с горячей водой.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.177.
Ход работы:
1. В тщательно вымытую пробирку налейте 1 мл аммиачного раствора оксида серебра и добавьте по стенке 4-5 капель формалина. Поместите пробирку в стакан с горячей водой. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.
2. Налейте в пробирку 2 мл щелочи и добавьте 2-3 капли раствора медного купороса (сульфата меди (II)). К образовавшемуся осадку прилейте 1 мл разбавленного водой формалина и смесь нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции
Запишите уравнения проведенных реакций:
.................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
........................................................................................................................
Лабораторный опыт No9
«Свойства уксусной кислоты»
Цель: изучить свойства уксусной кислоты.
Оборудование и реактивы: раствор уксусной кислоты, раствор лакмуса, раствор щелочи (NaOH), цинк (гранулы), оксид меди (II), мел или сода, пробирки.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.177.
Ход работы: 1. Налейте в четыре пробирки по 2 мл раствора уксусной кислоты. Осторожно понюхайте этот раствор. Что ощущаете? Вспомните, где вы применяете уксусную кислоту дома.
2. В одну пробирку с раствором уксусной кислоты добавьте несколько капель раствора лакмуса. Что наблюдаете? Затем нейтрализуйте кислоту избытком щелочи. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.
3. В три оставшиеся пробирки с раствором уксусной кислоты добавьте: в одну-гранулу цинка, в другую несколько крупинок оксида меди (II) и подогрейте ее, в третью-кусочек мела или соды (на кончике шпателя). Что наблюдаете? Запишите уравнения проведенных реакций
Запишите уравнения проведенных реакций:
.................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................

Что делали Что наблюдали Вывод
Что делали Что наблюдали Вывод

Цель: изучить свойства жиров.
Лабораторный опыт No10
«Свойства жиров»
Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, спирт, бензин, подсолнечное масло, пробирки, фильтровальная бумага,
84
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.177 - 178.
Ход работы:
1. В три пробирки налейте по 1 мл дистиллированной воды, спирта и бензина и добавьте в них по 2- 3 капли подсолнечного масла. Встряхните содержимое пробирок. В какой жидкости жиры растворяются лучше?
2. Несколько капель раствора жира в этиловом спирте и бензине нанесите на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете после испарения растворителя?
3. Практически докажите, что в состав выданного вам растительного жира входят остатки непредельных кислот. Объясните свои действия.
Лабораторный опыт No11
«Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка»
Цель: сравнить свойства растворов мыла и стирального порошка.
Оборудование и реактивы: раствор мыла, раствор стирального порошка, раствор фенолфталеина, жесткая вода (раствор хлорида кальция), пробирки.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.178.
Ход работы:
1. К 1-2 мл растворов мыла и стирального порошка в отдельных пробирках добавьте по 2-3 капли
раствора фенолфталеина. Отметьте окраску раствора. Сделайте вывод, какое из моющих средств лучше использовать для стирки тканей, чувствительных к щелочи (например, шерстяных).
2. В две пробирки налейте по 3-4 мл жесткой воды (раствора солей кальция, например хлорида кальция CaCC12). В одну пробирку добавьте по каплям раствор мыла, а в другую-раствор стирального порошка. После внесения каждой капли содержимое пробирок взбалтывайте. В каком случае приходится прибавлять больше раствора для образования устойчивой пены? Какой препарат не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде? Почему?
В каком случае приходится прибавлять больше раствора для образования устойчивой пены? .................................................................................................................................... ............................................................................................................
Какой препарат не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде? Почему? .................................................................................................................................... ............................................................................................................

Что делали Что наблюдали Вывод

Что делали Что наблюдали Вывод
Цель: изучить свойства глюкозы.
Лабораторный опыт No12
«Свойства глюкозы»
Оборудование и реактивы: раствор глюкозы, раствор медного купороса (сульфат меди (II)), раствор щелочи (NaOH), аммиачный раствор оксида серебра, пробирки, спиртовка.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.178.
Техника безопасности:
1. Без разрешения учителя ничего не смешивать, не брать руками. 2. Четко следовать инструкции.
3. Не пробовать вещества на вкус.
85
4. После проведения лабораторной работы рабочее место привести в порядок.
5. При обращении со спиртовкой помните, что спиртовку запрещено передавать, передвигать зажженной. Сначала колпачком гасим пламя, а затем передаем спиртовку.
Ход работы:
1. Возьмите пробирку с сульфатом меди (II) и добавьте в нее 2 мл воды (полная пипетка). Слегка встряхните до полного растворения. Отметьте растворимость в воде - хорошо растворяется, не растворяется, плохо растворяется (нужное подчеркнуть).
2. Получите раствор щелочи. Возьмите пробирку с гидрооксидом натрия и добавьте 4 мл воды (2 пипетки). Ответьте на вопросы:
3. Как растворяется гидрооксид натрия?
4. Что происходит в пробирке?
5. В пробирку с 2-3 каплями медного купороса (сульфата меди (II)) прилейте 2-3 мл раствора
щелочи. Что наблюдаете?
6. Получите раствор глюкозы. Добавьте в пробирку 2 мл глюкозы и смесь перемешайте. Что
наблюдаете? О чем свидетельствует этот опыт?
7. Возьмите пробирку с медом, добавьте в нее свежеприготовленного гидрооксида меди(II) и слегка
перемешайте. Что наблюдаете?
8. Затем нагрейте содержимое пробирки. Какие изменения произошли?
Вывод: Как опытным путем вам удалось доказать принадлежность веществ к углеводам? Какие качественные реакции доказывают принадлежность веществ, вами изученных, к углеводам? Как можно определить содержание фруктозы в мёде?
Лабораторный опыт No13
«Свойства крахмала»
Цель: изучить свойства углеводов на примере крахмала. Научиться проводить качественные реакции.
Оборудование и реактивы: порошок крахмала, вода, стакан с горячей водой, спиртовой раствор йода, пробирки, спиртовка.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.179.
Техника безопасности:
1.Без разрешения учителя ничего не смешивать, не брать руками.
2.Четко следовать инструкции.
3.Не пробовать вещества на вкус.
4.После проведения лабораторной работы рабочее место привести в порядок.
5.При обращении со спиртовкой помните, что спиртовку запрещено передавать, передвигать
зажженной. Сначала колпачком гасим пламя, а затем передаем спиртовку. Ход работы:
1. В пробирку насыпьте немного порошка крахмала. Прилейте воды и взболтайте смесь. Что можно сказать о растворимости крахмала в воде?
2. Вылейте смесь крахмала в воде в химический стакан с горячей водой и прокипятите ее. Что наблюдаете?
3. В пробирку с 2-3 мл полученного во втором опыте крахмального клейстера, добавьте каплю спиртового раствора йода. Что наблюдаете?
Вывод: Как опытным путем вам удалось доказать принадлежность вещества к углеводам? Какие качественные реакции доказывают принадлежность веществ, вами изученных, к углеводам?

Что делали Что наблюдали Вывод
Что делали Что наблюдали Вывод
86

Цель: изучить свойства белков.
Лабораторный опыт No14
«Свойства белков»
Оборудование и реактивы: раствор белка, раствор щелочи (NaOH), раствор медного купороса (сульфат меди (II)), раствор азотной кислоты, раствор нашатырного спирта, шерстяные нитки, вода, пробирки, спиртовка.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.179.
Ход работы: ОПЫТ 1. ТЕРМИЧЕСКАЯ ДЕНАТУРАЦИЯ БЕЛКА
К 2–3 мл раствора белка прилить 1 мл раствора уксусной кислоты и 10 капель раствора хлорида натрия. Полученную смесь довести до кипения, нагревая на спиртовке. Наблюдать образовавшиеся хлопья белка.
Проба с кипячением в присутствии разбавленной уксусной кислоты и NaCl дает возможность открыть белок при наличии одной его части в 100000 частях воды.
ОПЫТ 2. ДЕНАТУРАЦИЯ БЕЛКА СОЛЯМИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ
К 2–3 мл раствора белка прилить раствор ацетата свинца Pb(CH3COO)2, содержимое пробирки перемешать. Описать наблюдаемые явления. Сделать вывод о влиянии соли свинца на устойчивость коллоидного раствора белка. Как исходя из проведенного опыта, можно объяснить тот факт, что соли тяжелых металлов являются ядами для живых организмов.
ОПЫТ 3. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА БЕЛКИ
а) Ксантопротеиновая реакция
К 1–2 мл раствора белка добавить 5 капель концентрированной азотной кислоты. Содержимое
пробирки нагреть на спиртовке, не доводя до кипения. Описать наблюдаемые явления. Ксантопротеиновая реакция проходит и при низкой температуре, но медленно. Если после нагревания в пробирку добавить 10–15 капель гидроксида натрия, то окраска раствора становится еще интенсивнее.
Название реакции возникло от двух греческих слов: «ксантос» – желтый и «протеин» – белок.
Если на кожу попадают капли концентрированной азотной кислоты, они вызывают появление желтых пятен. Это – результат ксантопротеиновой реакции с белками кожи.
б) Биуретовая реакция
К 1–2мл раствора белка добавить 5–7капель раствора гидроксида натрия NaOH и 7капель раствора медного купороса CuSO4. Описать наблюдаемое явление.
Лабораторный опыт No15
«Ознакомление с образцами пластмасс и каучуков»
Цель: ознакомление с образцами пластмасс и каучуков.
Оборудование и реактивы: образцы пластмасс, волокон, каучуков.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень)
с.179.
Ход работы

Что делали Что наблюдали
Вывод


Группы веществ Образец
Реакция получения
Природные
полимеризации
Искусственные поликонденсации
87
Синтетические ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа No1
“Идентификация органических веществ”
Цель: применение знаний о составе, физических и химических свойствах важнейших соединений органических веществ для их распознавания.
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.180 -181.
Ход работы:

Задание 1.
Задание 2.
Задание 3
Задание 4

Вариант No 1
Крахмал и глицерин

Оборудован ие и реактивы:
Вариант 2 Формальдегид и глюкоза Глюкоза Раствор глицерина,
формальдегида, глюкозы Картофель, белый хлеб,
яблоко
Вариант 3
Глицерин и белок
Вариант 4
Этиловый спирт и
муравьиная кислота Вариант 5
Растительно е и машинное
масло
Задание 1: В пробирках без этикеток находятся вещества. Предложите способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки.
Задание 2: доказать, что глюкоза – вещество с двойственной функцией Задание 3: определить каждое вещество с помощью одних и тех же реактивов Задание 4: определить содержание крахмала и глюкозы
Что делали Что наблюдали
выводы

Задание 1: вариант 1 вариант 2
вариант3 вариант 4 вариант 5 Задание 2
Задание 3
Задание 4 Практическая работа No 2
“Распознавание пластмасс и волокон”
Цель: Познакомить с образцами пластмасс, волокон, изучить основные физические свойства
88
Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.181 - 182. http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=57%3A2009-11-14- 21-25-00&id=
Оборудование и реактивы: полиэтилен, поливинилхлорид - пластмасса, ацетатное волокно, капрон, хлопок, шерсть - волокна
Ход работы:

Материал Описание Формула Применение
ПЛАСТМАССА Полиэтилен Поливинилхлорид ВОЛОКНА Ацетатное волокно Хлопок Шерсть Капрон