доклад Инклюзивное образование в ГБПОУ МО СТТ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Социально-технологический техникум»
Доклад на тему:
«Инклюзивное образование в ГБПОУ МО «СТТ»
Подготовила: мастер п/о
Литовская Л.Н.
г. Орехово-Зуево
2014 г.
Инклюзивное образование в ГБПОУ МО «СТТ»
Принятый в апреле этого года Московской думой Закон. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, явился значимой вехой на пути не только развития образовательной системы, но и гуманизации российского общества в целом, еще одним шагом к интеграции нашей страны в мировое сообщество.
Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой.
Что же такое инклюзивное образование?
Инклюзия – это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной
принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей.
Полноценное образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья реально только в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия,
учитывающие специфику деятельности.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.
Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.
В социально-технологическом техникуме г.Орехово-Зуево осуществляется интегрированное ( инклюзивное) обучение учащихся с ЗПР (задержка психического развития). Студенты обучаются по следующим профессиям: «Садовник», «Оператор швейного оборудования», «Маляр строитель», «Повар» и др.
Главная цель работы педагогического коллектива: социальная
и трудовая адаптация учащихся, успешная интеграция выпускников в современное общество. Достижению этой цели подчинены
все направления деятельности коллектива: учебно-воспитательное,
коррекционно-развивающее, спортивно-оздоровительное, трудовое,
дополнительное образование.
Важно отметить, что учебное заведение выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в нормативных документах всех уровней.
- Так, профессиональная деятельность способствует приобретение выпускниками техникума востребованной на рынке труда профессии в условиях дефицита квалифицированных кадров. Ориентирована на формирование связей в сфере будущей профессиональной деятельности.. В техникуме, в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования проводятся все виды практики с необходимым методическим обеспечением и информационным наполнением. Базы практик подбираются в соответствии с современными требованиями. Они интегрируют теоретические знания в практическую подготовку, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов. Например администрацией техникума заключаются договора социального партнерств где студенты проходят производственное обучение и производственную практику на предприятиях. По окончанию техникума обучающие могут пойти работать на данные предприятия.
- Социальная деятельность – наращивание социального капитала, формирование у студентов таких качеств, как доверие и толерантность. Так, в целях занятости учащихся для оздоровления по реабилитационно-воспитательной программе, включающей трудотерапию, организацию спортивно-досуговых и оздоровительных мероприятий учащиеся направляются на летний отдых в Санаторно-курортное объединение «Смена» г.Анапа. Где ребята раскрываются, выявляются положительные и отрицательные стороны, учатся друг у друга терпимости, уважения, взаимовыручки, готовность принимать такими, какими они есть.
- Культурная деятельность – приобщение студентов к культурным ценностям и участие в социокультурной деятельности. Студенты с ЗПР на равных со своими здоровыми сверстниками участвуют в общественной жизни техникума.
- Внеучебная деятельность. Инклюзивные возможности стратегии будут определяться содержанием внеучебной деятельности. Чем больше внимания в учреждении уделяется организации воспитательной работы со студентами, чем интереснее и насыщеннее студенческий досуг, тем успешнее социальная инклюзия. Внеучебная деятельность студентов направлена на «заполнение» свободного от обучения времени участием в мероприятиях различной направленности. Это участие в праздниках («День знаний», «День осени», «День учителя», «Новый год», «День Победы», «Последний звонок» и т.д.), участие в районных и городских конкурсах и фестивалях, где обучающиеся с ЗПР занимают призовые места. Так например за активное участие в общественной жизни техникума Минаев Евгений был награжден губернаторской премией. Большое внимание уделяется организации экскурсий, походов в музеи, театры, выставки.
Стоит отметить, что в настоящее время в техникуме обучаются 127 детей-сирот из них 63 обучающихся с ЗПР, которые охвачены образовательным процессом. Для повышения эффективности обучения студентов с ЗПР в условиях инклюзии задействован имеющийся потенциал методических служб для разработки учебно-методических комплексов на основе различных учебных планов в рамках тематического планирования. Для студентов разработаны учебные пособия в электронном виде, методический и раздаточный материал, проводятся занятия, направленные на повышение уровня адаптивных способностей. Широко применяются все педагогические технологии такие как: технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, практико-ориентированная технология, информационно-коммуникативная и др.,
Полученные в техникуме знания, умения и навыки обеспечили востребованность выпускников с ограниченными возможностями на предприятиях, в специализированных учреждениях и учебных заведениях. Они работают на тепличном комбинате ЗАО «Аграрное» г. Дрезна, рабочими зеленого хозяйства в учебных заведениях, поварами на различных предприятиях, ООО «Деловая инициатива» (пошив детской одежды). Качество профессиональной подготовки выпускников техникума даёт возможность успешно продолжать обучение в российских вузах.
Литература:
Астоянц М.С. Социальная политика в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2009. – 24 с.
Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2001.
edu-open.ru›Portals/0/Documents/spec/ИО№1.PDF
informio.ru›Публикации›…Inklyuzivnoe-obrazovanie