МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ для студентов по учебной дисциплине «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»


Департамент образования и науки Приморского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Автомобильно-технический колледж»
СОГЛАСОВАННО
Председатель МК
_______________ А.Н. Васильев
«____»___________2016г. УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР _____________ Т.И. Бражник
«___»__________ 2016г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
для студентов
по учебной дисциплине
«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Количество часов: 38
Специальность: 23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»
Преподаватель: Д.А. Тельных
Уссурийск 2016
Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОП. 06 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее) СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Организация – разработчик:
КГБ ПОУ «АТК» г. Уссурийск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План практических занятий по: ОП. 06 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»,
составлен на основании рабочей программы учебной дисциплины специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с Календарно-тематическим планом и Рабочей программой по дисциплине.
Выполнение обучающимися практических занятий направлено на:
Обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;
Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности, формирование общих компетенций;
Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Целью преподавателя является формирование профессиональных компетенций обучающихся при проведении практических занятий в рамках изучения учебной дисциплины.
Задачи:
Систематизировать учебный материал практического занятия;
Совершенствовать структуру практического занятия;
Пополнять фонд дидактических материалов.
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Название работы
Цели и задачи
Компетенции
Оборудование
Задание на выполнение практических работ
Порядок выполнения практических заданий
Список литературы
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ
Раздел 1. Правила дорожного движения.
Практическая работа №1: «Обязанности водителей, пешеходов и 2 ч. пассажиров.
Практическая работа №2: «Дорожные знаки» 6 ч.
Практическая работа №3: «Дорожная разметка 2 ч.
и её характеристики»
Практическая работа №4: «Порядок движения 4 ч.
транспортных средств».
Практическая работа №5: «Остановка и стоянка». 2 ч.
Практическая работа №6: «Регулирование дорожного 2 ч.
движения».
Практическая работа №7: «Проезд перекрёстков» 2 ч.
Практическая работа №8: «Проезд пешеходных переходов, 2 ч.
остановок маршрутных транспортных средств и
железнодорожных переездов».
Практическая работа №9: «Особые условия движения». 2 ч.
Практическая работа №10: «Техническое состояние и 2 ч.
оборудование транспортных средств»
Раздел 4. Основы управления транспортным средством и безопасность движения
Практическая работа №1: «Оценка тормозногои остановочного пути. Формирование безопасного пространства». 2 ч.
Практическая работа №2: «Техника управления 2 ч.
транспортным средством в штатных ситуациях».
Раздел 5. Первая помощь

Практическая работа №1: «Порядок оказания помощи 2 ч.
пострадавшим в ДПТ».
Практическая работа №2: «Правила и способы извлечения 2 ч.
пострадавшего из автомобиля».
Практическая работа №3: «Сердечно-легочная реанимация». 2 ч.
Практическая работа №4: «Первая помощь при острой кровопотере 2 ч.
и травматическом шоке».
Раздел 1. Правила дорожного движения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
Цель: Обеспечить освоение основных понятий об обязанностях водителей, и пассажиров.
Задачи:
Изучение основных законов РФ в сфере регулирования дорожного движения
Изучение основных обязанностей пешеходов
Изучение основных обязанностей водителей
Изучение основных обязанностей пассажиров
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование: Законы РФ об административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере дорожного движения
Правила дорожного движения РФ
Учебно-тренировочные карты-тесты
Технологическая карта
Задание на выполнение практических работ:
Изучить законы Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Виды ответственности за нарушения Правил Дорожного движения эксплуатации транспортных средств за дорожно – транспортные преступления.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы: А.В. Смагин «Правовые основы деятельности водителя: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» М.: «ACADEMA», 2014 г.
Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
Контрольные вопросы:
1.В каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование.
2.Что называется разрешённой максимальной массой.
3.В каких случаях водитель привлекается к уголовной ответственности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: «Дорожные знаки»
Цель: Обеспечить освоение основных понятий о предупреждающих знаках, знаках приоритета и запрещающих знаках.
Задачи:
Знать основные требования и назначение предупреждающих знаков
Знать основные требования и назначение знаков приоритета
Знать основные требования и назначение запрещающих знаков
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание для выполнения практических работ:
Разобрать типичные дорожно-транспортные ситуации в зависимости от дорожных знаков, разметки.
Решение тематических билетов по данной теме.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы: Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
Контрольные вопросы:
1.Какие знаки запрещают проезд к месту проживания.
2.Каким знаком обозначается автомагистраль.
3.Какие знаки запрещают поворот налево.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Дорожная разметка и её характеристики»
Цель: Обеспечить освоение основных понятий о видах и назначении разметки.
Задачи:
Знать виды и назначение разметки
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практической работы:
Решение комплексных задач.
Разобрать типичные дорожно-транспортные ситуации с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками.
Порядок выполнения практической работ:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Литература: Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
Контрольные вопросы:
1.Какой разметкой обозначается разделительная полоса.
2.Что означает разметка в виде жёлтой сплошной линии у обочины.
3.В каких случаях наносится двойная сплошная разметки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: «Порядок движения транспортных средств».
Цель: Сформировать у обучающихся основные понятия о порядке движения транспортных средств.
Задачи:
Знать основные требования и правила о порядке движения ТС
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практических работ:
Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций
с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.
Выработка навыков подачи предупредительных световых сигналов, а также рукой. Формирование умений правильно оценить ситуацию и прогнозировать
её развитие.
Соблюдение правил скоростного режима на дорогах.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы: Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
Контрольные вопросы:
1.В каких случаях разрешается применять звуковой сигнал.
2.Что означает термин «Ограниченная видимость».
3. ли обгон в конце подъёма.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: «Остановка и стоянка».
Цель: Обучить студентов самостоятельно проводить анализ роли остановки и стоянки в процессе движения автотранспорта.
Задачи:
Уметь самостоятельно проводить анализ необходимости выполнения маневров остановки и стоянки
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практических работ:
Изучить порядок остановки и стоянки, способы постановки транспортных средств на стоянку, места, где остановка и стоянка запрещены.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы: Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
Контрольные вопросы:
1.На каком расстоянии от пешеходного перехода разрешена стоянка.
2.В каких местах разрешено произвести остановку на автомагистрали.
3.Разрешена ли стоянка на левой обочине в не населённого пункта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Тема: «Регулирование дорожного движения».
Цель: Закрепить теоретические знания о правилах и способах регулирования дорожного движения.
Задачи:
Знать основные правила и способы регулирования дорожного движения
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль

Задание на выполнение практических работ:
Изучить средства регулирования дорожного движения:
реверсивные светофоры, светофоры для регулирования движения трамваев.
Знать значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств и порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
Контрольные вопросы:
1.Каковы ваши действия при поднятой вверх руке регулировщика.
2.Что означает желтый сигнал светофора..3.Какими правилами нужно руководствоваться при проезде равнозначного, нерегулируемого перекрёстка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема: «Проезд перекрёстков»
Цель работы: Обеспечить освоение основных понятий о проезде различных видов перекрёстков.
Задачи:
Знать правила проезда различных видов перекрёстков
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практических работ:
Изучить общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке
Нерегулируемые перекрестки.
Порядок движения на перекрестке равнозначных дорог.
Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы: Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
Контрольные вопросы:
1.Является ли выезд со двора перекрёстком.
2.Разрешён ли разворот на перекрёстке.
3.На каких перекрёстках разрешён обгон.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
Тема: «Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов».
Цель работы: Сформировать основные знания о проезде пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
Задачи:
Изучить и уметь применять основные правила проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование: компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практических работ:
Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных ТС.
Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы: Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
Контрольные вопросы:
1.Разрешается ли разворот на пешеходном переходе.
2.Можете ли вы остановиться остановке маршрутных ТС.
3.Разрешено ли вам проехать ж/д переезд при бело-лунном сигнале светофора.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Тема: «Особые условия движения».
Цель: Добиться освоения обучающимися первоначальных умений по вождению автомобиля в особых условиях движения.
Задачи:
Усвоить основные правила по вождению автомобиля в особых условиях движения.
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практических работ:
Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств.
Пересечение трамвайных путей вне перекрестка.
Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств.
Буксировка механических транспортных средств. Учебная езда.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
Ю.И Шухман. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: водителя автотранспортных средств категорий В М.: «Академия», "За рулем” 2014 г.
Контрольные вопросы:
1.Что подразумевается под временем реакции водителя.
2.Как следует двигаться по глубокому снегу.
3.Что следует сделать водителю чтобы предотвратить занос при проезде крутого поворота.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Тема: «Техническое состояние и оборудование транспортных средств»
Цель: Обеспечить освоение основных знаний о техническом состоянии и оборудовании транспортных средств.
Задачи:
Усвоить основные знания о техническом состоянии и оборудовании транспортных средств.
Компетенции:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практических работ:
Выполнение упражнений по определению технического состояния и оборудования транспортных средств.
Отработка на тренажерах приемов пользования органами управления
транспортным средством.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
С.К. Шестопалов. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», издательский центр «ACADEMA», 2013 г.
Контрольные вопросы:
1.В каких случаях запрещается эксплуатация ТС.
2.Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости.
3.При соблюдении, каких условий вам разрешён обгон.
Раздел 4. Основы управления транспортным средством и безопасность движения
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства».
Цель: Научить обучающихся самостоятельно оценивать тормозной путь и формировать безопасное пространство.
Задачи:
Знать и уметь применять на практике основные правила оценки тормозного и остановочного пути и формирования безопасного пространства.
Компетенции:
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практических работ:
Отработка навыков на тренажёре.
Оценка тормозного и остановочного пути.
Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения.
Расчет тормозного и остановочного пути.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
О.В. Майборода Учебник «Основы управления автомобилем и безопасность движения», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2013 г.
Контрольные вопросы:
1.Что подразумевается под термином остановочный путь.2.От чего зависит выбор дистанции.3.Как следует поступить при заносе автомобиля вызванного торможением.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: «Техника управления ТС в штатных и нештатных ситуациях».
Цель: Добиться освоения обучающимися первоначальных умений по технике управления транспортным средством в штатных и нештатных ситуациях.
Задачи:
Знать основные правила техники управления ТС в штатных и нештатных ситуациях.
Компетенции:
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Оборудование:
компьютер с программным обеспечением;
комплект учебно-методической документации;
а) схема упражнений автодрома,
б) движение по городу,
в) перекрестки,
г) перекресток с кольцевым движением;
тренажёр-симулятор, автомобиль
Задание на выполнение практических работ:
Отработка на тренажёре упражнений по технике управления транспортным средством в штатных ситуациях
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
О.В. Майборода Учебник «Основы управления автомобилем и безопасность движения», М, изд. «За рулём», издательский центр «ACADEMA», 2013 г.
Контрольные вопросы:
1.Двигаясь прямо, вы попали на скользкий участок дороги: ваши действия.
2.Каковы типичные признаки наступившего утомления водителя.
3.Какие действия запрещены в жилой зоне.
Раздел 5. Первая помощь
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: «Порядок оказания помощи пострадавшим в ДПТ».
Цель: Сформировать у обучающихся основные знания и первоначальные умения по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.Задачи:
Обучить студентов первоначальным умениям по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.
Компетенции:
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Оборудование:
1) Иммобилизатор шейный регулируемый, взрослый (регулируемый).
легких.
2) Перевязочные средства: бинты, бактерицидные салфетки, лейкопластырь.
3) Жгут резиновый.
4) Аптечка первой помощи (автомобильная).

Задание на выполнение практических работ:
Отработка приемов осмотра пострадавшего.
Оказание первой до врачебной помощи.
Оценка состояния пострадавшего.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус», 2005 г.
Контрольные вопросы:
1.По каким признакам определяется состояние пострадавшего.
2.Как правильно наложить кровоостанавливающий жгут при артериальном кровотечении.
3.Как правильно снять одежду с пострадавшего при повреждении конечностей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: «Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля».
Цель: Обеспечить освоение обучающимися навыков по извлечению пострадавшего из автомобиля.
Задачи:
Обучить студентов правилам и способам извлечения пострадавшего из автомобиля
Компетенции:
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Оборудование:
1) Иммобилизатор шейный регулируемый, взрослый (регулируемый).
2) Аптечка первой помощи (автомобильная).
3) Носилки: (табельные, импровизированные, жесткие, мягкие).
Задание на выполнение практических работ:
Отработка приемов извлечения пострадавшего и придания транспортного положения.
Средства для иммобилизации.
Виды носилок (табельные, импровизированные, жесткие, мягкие).
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус», 2015 г.
Контрольные вопросы:
1.Как наложить шину при переломе костей голени.
2.Какое «восстановительное» положение следует придать пострадавшему.
3.Каким способом должен транспортироваться пострадавший при травме позвоночника.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: «Сердечно-легочная реанимация».

Цель: Научить обучающихся правилам проведения сердечно-легочной реанимации.
Задачи:
Овладеть навыками по проведению сердечно-легочной реанимации
Компетенции:
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Оборудование:
1) Маска для проведения вспомогательной искусственной вентиляции легких.
2) Аптечка первой помощи (автомобильная).
Задание на выполнение практических работ:
Порядок выполнения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Устройства для проведения искусственной вентиляции лёгких способом "рот-устройство-рот" (лицевая маска с клапаном).
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус», 2015 г.
Контрольные вопросы:
1.В каких случаях следует начинать сердечно-легочную реанимацию.
2.Какие правила нужно соблюдать при проведении сердечно-лёгочной реанимации.
3.Кто вправе принимать решение о прекращении реанимационных действий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: «Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке».
Цель: Научить обучающихся производить первоочередные мероприятия по оказанию помощи при острой кровопотере и травматическом шоке.
Задачи:
Овладеть навыками оказания первой помощи при острой кровопотере и травматическом шоке
Компетенции:
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Оборудование:
1) Иммобилизатор шейный регулируемый, взрослый (регулируемый).
легких.
2) Перевязочные средства: бинты, бактерицидные салфетки, лейкопластырь.
3) Жгут резиновый.
4) Аптечка первой помощи (автомобильная).
Задание на выполнение практических работ:
Применение средств временной остановки наружного кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства стерильные, нестерильные).
Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения.
Оказание первой помощи при травматическом шоке.
Порядок выполнения практической работы:
изучить теоретический материал
ознакомиться с правилами безопасной работы
выполнить задание практического занятия
Список литературы:
И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус», 2015 г.
Контрольные вопросы:
1.Что следует сделать в первую очередь пострадавшему находящемуся в бессознательном состоянии.
2.На какой срок накладывается кровоостанавливающий жгут в холодное время.
3.Как правильно применить бактерицидные салфетки.

Критерии оценки выполнения практических работ
Отметка «5»
- Работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
- Работа выполнена по плану с учетом соблюдения техники безопасности.
Отметка «4»
- Работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок
исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.
Отметка «3»
- Работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена
существенная ошибка
Отметка «2»
- Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые
студент не может исправить даже по требованию преподавателя.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Правила и безопасность дорожного движения»
1 Поведение водителя в дорожно-транспортных ситуациях. Прогнозирование дорожной обстановки.
2Вероятности ошибочных действий водителя и других участников движения.
3Оборудование рабочего места водителя и пассажирских мест.
4Порядок подготовки к началу движения, сигналы маневрирования, пользование органами управления.
5Особенности управления
транспортным средством в ограниченном пространстве, движение
задним ходом. Выполнение поворотов и разворота.
6Последовательность оценки дорожной обстановки при движении через перекрестки.
7Особенности проезда пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств.
8Динамические габариты транспортных средств. Учет динамических габаритов при маневрировании и выборе скорости движения.
9Особенности движения в транспортном потоке. Выбор дисциплин, интервала, скорости движения
10Управления транспортным средством в темное время суток. Правила пользования внешними световыми приборами.
11Правила пользования световой звуковой сигнализацией транспортного средства.
12Управление транспортным средством в условиях недостаточной видимости. Правила пользования внешним световыми приборами.
13Особенности управления транспортным средством во время дождя, тумана, снегопада
14Действия водителей при переменной и вынужденной остановке транспортного средства. Меры по предотвращению ослепления светом фар водителей встречных и попутных транспортных средств.
15Правила и приемы вождения транспортного средства в сложных дорожных условиях.
16Особенности поезда железнодорожных проездов, тоннелей, мостов и эстакад, транспортных развязок.
17Правила буксировки транспортных средств.
18Особенности движения транспортных средств в организованной колонне.
19Особенности и порядок преодоления препятствий в сложных дорожных условиях.
20Приемы управления транспортным средством, обеспечивающие экономию топлива.
21Методы уменьшения потерь топлива при пуске и прогреве двигателя. Контроль расхода топлива.
22Влияние режима работы двигателя на загрязнение атмосферы.
23Дисциплинарная ответственность за нарушения Правил дорожного движения и Правил
эксплуатации, обслуживания и ремонта транспортных средств.
24Административная ответственность за нарушения Правил дорожного движения, виды наказаний.
25Уголовная ответственность за преступления на автотранспорте. Виды наказаний по Уголовному
кодексу РФ.
26Гражданская ответственность за совершенные дорожно – транспортные происшествия.
27Страхование автомобильного транспорта виды страхования.
28Понятие «дорожно-транспортное происшествие» (ДТП). Классификация ДТП.
29Статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Причины ДТП. Анализ ДТП. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток.
30Особенности аварийности на различных дорогах и в различных условиях движения.
31Контроль за безопасностью дорожного движения. Понятие об экспертизе дорожно-транспортного происшествия.
32Профессиональная надежность водителя. Определение пригодности, подготовленности, работоспособности водителя.
33Профессиональная надежность водителя. Влияние квалификации, стажа работы и возраста на надежность водителя.
34Влияние на безопасность движения дисциплинированности и профессиональной ответственности водителя.
35Работоспособность водителя, условия ее обеспечения. Влияние э
тих факторов на безопасность
движения и эффективность эксплуатации автотранспорта.
36Психофизиологические качества водителя. Индивидуальные особенности человека по вниманию,
реакциям, ощущениям.
37Этика водителя. Этические нормы при взаимоотношениях с другими
участниками движения, представителями правовых структур, при дорожно-транспортном происшествии при взаимодействии с окружающей средой.
38Конструктивная безопасность автомобиля. Влияние эксплуатационных свойств на безопасность движения.
39Влияние сил, действующих на автомобиль, на безопасность движения (силы, инерции, аэродинамическое воздействие, сцепление шин с дорогой и т. п.)
40Методы контроля и оценки тормозных качеств автомобиля. Влияние тормозных качеств на безопасность движения.
41Оценка устойчивости и управляемости автомобиля, влияние этих качеств на безопасность движения
42Защита окружающей среды от вредного воздействия автотранспорта.
43Классификация дорог. Виды дорожных покрытий. Влияние качества дорог на безопасность
движения.
44Пропускная способность и скоростной режим в зависимости от категории дороги. Элементы
обеспечения безопасности на дорогах.
45Влияние погодных условий на безопасность движения. Особенности движения по ремонтным и
реконструируемым дорогам.
46Организация работы службы безопасности движения на автотранспорте.
47Обязанности инженера по безопасности дорожного движения. Планирование мероприятий по
предупреждению аварийности.
48Организация медикосанитарного обслуживания и медицинского контроля водителей.
49Порядок служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. Оформление материалов расследования.
50Оборудование кабинета безопасности дорожного движения и учебного автодрома.
51Порядок лицензирования транспортной деятельности. Подготовка и переподготовка водительских кадров.
52Понятие о дорожно-тран спортном травматизме. Принципы организации первой медицинской помощи пострадавшим.
53Комплектность медицинской аптечки. Медицинское оснащение постов ГИБДД – ГАИ и дорожных санитарных постов.
54Применение медикаментов при оказании помощи пострадавшим. Юридические аспекты в вопросах помощи пострадавшим.
55Состояния, опасные для жизни человека. Кровотечение, его виды и признаки. Раневая инфекция. Причины и признаки остановки сердца и потери дыхания. Признаки отравления угарным газом. Солнечный и тепловой удары.
56Ушиб ы, растяжения и вывихи, признаки и возможные осложнения. Доврачебная помощь.
57Переломы, их виды и признаки; оказание доврачебной помощи. Особенности транспортировки
пострадавших при различных случаях травматизма.
58Черепно-мозговая травма, ее признаки; оказание первой помощи пострадавшему.
59Травмы груди, живота, их виды и признаки. Пневмоторакс. Первая помощь при травмах груди,
живота, пневмотораксе.
60Порядок извлечения пострадавших из поврежденного транспортного средства. Освобождение пострадавшего от одежды.
62Порядок переноски пострадавших, погрузки в транспорт для доставки в лечебное учреждение.
Приемы остановки крово