Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования к учебнику А.И.Кравченко, Певцова Е.А. «Обществознание» 11 класс. М.: Русское слово.2008.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
-ООП СОО МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
-Учебного плана на 2016-2017 учебный год
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность
моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место предмета в учебном плане:
Предмет «Обществознание» входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с русским языком, историей, литературой. В данном учебном заведении предмет «Обществознание» изучается с 6 по 11 класс. Учебное время, которое отводится на изучение предмета 11 классе 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель и 70 часов. Фактически запланирована 69 уроков. 1 ч. совпал на каникулярный день (25 марта)
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами выпускников при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов.
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правого регулирования;
Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Извлекать и неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
Подготовить устное выступление, творческую работу, творческую работу по социальной проблематике;
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
Совершенствования собственной познавательной деятельности;
Критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
Решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
Ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Учебно – тематический план
№ Тема раздела Количество часов
1 Закон и право 13
2 Гражданские правоотношения 14
3 Социальная система общества 10
4 Взаимодействие людей в обществе 11
5 Культура и духовная жизнь 12
6 Внутренний мир и социализация человека 7
7 Итоговое обобщение 2
Итого: 69Содержание учебного предмета
Закон и право (13 ч)
Происхождение права. Право в системе социальных норм. Система российского права. Гражданство. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие гражданину. Воинская обязанность. Правосудие. Российское судопроизводство. Правонарушения. Ответственность. Уголовный процесс. Административные взыскания.
Гражданские правоотношения (14 ч)
Субъекты гражданского права. Понятия физического и юридического лица. Трудовое право. Жилищное право. Семейное право. Экологическое право. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Социальная система общества (10 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.
Взаимодействие людей в обществе (11 ч)
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политический статус личности
Культура и духовная жизнь (12 ч)
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Потребности, способности и интересы. Мораль. Духовная жизнь человека. Ценности и нормы.
Внутренний мир и социализация человека ( 7 ч)
Структура и элементы человеческой психики и сознания. Влияние общества на личность. Формирование характера. Проблемы социализации человека. Самооценка личности. Гражданские качества личности.
Итоговое обобщение к курсу (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Тип урока Виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения материала Виды
контроля ,измерители Дата
План
Факт План Факт Закони право (13 ч) 1 Вводный урок. Происхождение права, его формы и структура 1 Вводный урок Участие в дискуссиях Давать определение понятию «право», объяснять сущность отдельных концепций правопонимания, анализируя их положительные и отрицательные стороны Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений 02.09 2 Право в системе социальных норм
1 Урок-лекция
Работа с документами Разъяснять сущность правовой системы и системы права, характеризовать источники права, объяснять иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц; аргументированно доказывать значимость права в обществе Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий 03.09 3 Отрасли .права 1 Урок-лекция Работа с документами Аргументирован но доказывать значимость права в обществе, его связь с экономическим и политическим уровнем развития государства; научиться отличать правовые нормы от других социальных норм.
Знать понятия и термины Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений 09.09 4 Система
российского права 1 Комбини-
рованныйурокПонятийный диктант
Понятия и термины: правовая система, закон, конституция, права и свободы граждан Знать, что та-
кое правовая система и ее отличие от системы права; как осуществляется законотворчество в РФ. Уметь характеризовать Конституцию РФ. Знать определение гражданства и способы его приобретения Работа
с документом 10.09 5 Гражданство РФ 1 Комбинированный урок Участие в обсуждении вопросов Знать понятие гражданства, основания приобретения гражданства. Уметь характеризовать основные права и свободы граждан Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий 16.09 6 Правосудие в современной России 1 Комбинированный урок Уметь разъяснять особенности российского судопроизводства, разбираться в судебной системе страны. Знать понятия и термины Входной контрольный 17.09 7 Судебная система России 1 Комбинированный урок Участие в обсуждении вопросов Уметь разъяснять особенности российского судопроизводства, разбираться в судебной системе страны. Знать понятия и термины Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений 23.09 8-9 Основные принципы российского судопроизводства 2 Деловая игра Участие в обсуждении вопросов Уметь написать исковое заявление в суд Запись основных положений лекции 24.09
30.09 10 Юридическая ответственность 1 Комбинированный урок Составление конспекта темы урока Знать:
-юридическая ответственность и в каких случаях она наступает; уметь характеризовать состав правонарушения.
Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений 01.10 11 Правонарушения и преступления 1 Комбинированный урок Участие в обсуждении вопросов Знать основные виды наказаний, предусмотренные российским правом
Уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и не правомерного поведения.
Выполнение дифференцированных заданий 07.10 12 Особенности уголовного процесса 1 Урок- диспут Разработка и презентация проектов по теме Знать виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания. Знать понятия и термины Выполнение дифференцированных заданий 08.10 13 Виды административного правонарушения и административные взыскания. 1 диспут Участие в обсуждении вопросов Знать виды административного правонарушения и административные взыскания. Знать понятия и термины административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность, наказание Самостоятельное формулирование собственных заключений 14.10 Гражданские правоотношения (14 ч.) 14 Гражданскиеправоотношения: понятие и виды 1 Лекция Составление конспекта темы урока Знать понятия « гражданские правоотношения», их виды. Уметь разъяснять сущность правоспособности и дееспособности правоотношений. Самостоятельное формулирование собственных заключений 15.10 15 Трудовые правоотношения
1 Комбинированный Участие в обсуждении вопросов Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности, особенности регулирования трудовых правоотношений Составить трудовой договор
21.10 16 Жилищные правоотношения. 1 Комбинированный Работа с документами, решение юридических задач Знать специфику жилищных правоотношений, основания приобретения права собственности на жилье, виды сделок граждан с жильем.
Выполнение дифференцированных заданий 22.10 17 Семейные правоотношения 1 Лекция Участие в обсуждении вопросов Знать юридические и правовые основы брака, условия заключения брака, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей. Самостоятельное формулирование собственных заключений 28.10 18 Семья и брак 1
Объяснение новой темы
Порядок и условия заключения и расторжения брака Знать порядок и условия заключения и расторжения брака. Уметь составлять брачный договор Деловая игра
«Идеальная семья» 29.10 19 Деловая игра «Идеальная семья» 1 Деловая игра Порядок и условия заключения и расторжения брака Знать порядок и условия заключения и расторжения брака. Уметь составлять брачный договор Деловая игра
«Идеальная семья» 11.11 20 Имущественные правоотношения 1 Комбинированный Участие в обсуждении вопросов Знать понятие собственности основания для приобретения права собственности, методы защиты права собственности Работа с документами .промежуточное тестирование 12.11 21 Права потребителя 1 Деловая игра Участие в обсуждении вопросов Иметь навыки грамотного потребительского поведения Деловая игра «Азбука потребителя» 18.11 22 Экологическое право 1 Урок- практикум Разработка и презентация проектов по теме Иметь понятие об экологии. Уметь классифицировать экологические правонарушения Защита экологического проекта 19.11 23 Поведение человека в правовой сфере «Права и обязанности налогоплательщика».
1 Семинарское занятие Разработка и презентация проектов по теме Знать причины нарушения закона, способы решения проблем Ответы на семинаре, промежуточный тест 25.11 24 Неимущественные права 1 Комбинированный Составление конспекта темы урока Уметь грамотно защищать свои имущественные и неимущественные права Промежуточный тест 26.12 25 Международное
Гуманитарное право
1 Урок-лекция Понятие и система Знать понятие международного права, международного гуманитарного права Работа с документами 02.12 26 Почетное право – защита Родины 1 Урок-лекция Участие в обсуждении вопросов Знать порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской
Службы. формулирование собственных заключений 03.12 27 Повторительно-обобщающий урок
Гражданскиеправоотношения1 Контрольная работа Индивидуальные работы Знать материал раздела «Закон и право»,основные понятия и термины. Тестирование 09.12 Социальная система общества (10 ч.) 28 Социальная структура и социальные отношения 1 Комбинированный Участие в обсуждении вопросов Уметь объяснять сущность
Социальной стратификации анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу.
Знать понятия и термины:неравенство, рабство, каста, сословие, титул, класс, открытое и закрытое общество Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, 10.12 29 Рыночная
Экономики.
Социальная стратификация. 1 Комбинированный Индивидуальная работа
Уметь анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу.
Знать понятия и термины: стратификация, неравенство, рабство, каста, сословие, титул, класс, открытое и закрытое обществоВыполнение дифференцированных заданий 16.12 30 Социальная мобильность 1 Комбинированный Составление конспекта темы урока Уметь разъяснять сущность социального статуса, характеризовать основные виды социальной мобильности, анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности.
Знать понятия и термины Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, 17.12 31 Молодёжь как социальная группа 1 Урок-беседа Участие в обсуждении вопросов Знать, что представляет собой молодежь как социальная группа, особенности молодежной культуры и субкультуры Выполнение дифференцированных заданий 23.12 32-
33 Семья как
социальный институт
2
Комбинированный урок
Разработка и презентация проектов по теме Разъяснять сущность института брака и его правовое регулирование.
Знать права и обязанности супругов, родителей и детей. Знать основные варианты добрачного поведения.
Уметь анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов. Знать понятия и термины Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, 24.12
13.01 34 Демографиче-
ская политика 1 Комбини-
рованный урок - Составление конспекта темы урока Знать особенности демографической ситуации в России, меры преодоления демографического кризиса Работа с документами 14.01 35 Как можно добиться успе-
ха в бизнесе и личной жизни? 1 Урок-диспут Участие в обсуждении вопросов Знать особенности социальной стратификации в современном российском обществе Тест 20.01 36 Социальная стратификация в современном российском обществе 1 Урок-диспут Разработка и презентация проектов по теме Знать особенности социальной стратификации в современном российском обществе Тест 21.01 37 Повторительно-
обобщающий
урок Социальная система общества 1 Контрольный урок по теме Индивидуальная работа Знать материал раздела «Социальная система общества», основные понятия и термины
Тестирование 27.01 Взаимодействие людей в обществе (11 ч) 38 Социальное взаимодействие 1 Комбинированный урок , Разработка и презентация проектов по теме Уметь разъяснять сущность социального взаимодействия, характеризовать основные элементы и формы социального взаимодействия. Уметь анализировать определенные поступки
людей, используя научныезнания о социальном взаимодействии людей. Знать понятия и термины Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, 28.01 39 Деятельность и поведение 1 Комбинированный урок Составление конспекта темы урока Знать определение деятельности и ее виды. Знать понятия и термины
деятельность, конфликт, паника Выполнение дифференцированных заданий 03.02 40-
41 Конфликт и основные способы его разрешения
2
Комбинированный урок
Участие в обсуждении вопросов Пояснять сущность социальной напряженности в обществе. Знать особенности возникающих в обществе конфликтов, уметь давать советы по их разрешению, используя разные способы, известные в науке, характеризовать протестные формы поведения людей. Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, 04.02
10.02 42 Социальный контроль 1 Комбинированный Составление опорной схемы урока
. Уметь давать определение понятию «социальный контроль», характеризовать особенности социальных норм и санкций, разъяснять особенности самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля. Знать понятия и термины Выполнение дифференцированных заданий 11.02 43 Отклоняющееся (девиантное)поведение. 1 Урок- исследование Участие в обсуждении вопросов Уметь характеризовать сущность девиантного поведения, его формы. Знать понятия и термины Социологическое исследование 17.02 44 Противоправное поведение 1 Урок- исследование Разработка и презентация проектов по теме Знать понятия и термины Социологическое исследование 18.02 45 Борьба с девиациями 1 Комбинированный Составление опорной схемы урока
Уметь выделять особенности делинквент-ного поведения, пояснять причины отклоняющегося поведения Беседа, фронтальный опрос 24.02 46 Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе 1 Урок конференция Участие в обсуждении вопросов Знать причины конфликтов, способы их разрешения.
Уметь контролировать собственное поведение. Выступления 25.02 47 Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе 1 Урок конференция Разработка и презентация проектов по теме Знать причины конфликтов, способы их разрешения.
Уметь контролировать собственное поведение. Выступления 03.03 48 Повторительно-обобщающий урок Взаимодействие людей в обществе 1 Контрольная работа по теме Индивидуальные работы Тестирование 04.03 Культура и духовная жизнь (12 ч) 49 Этическая основа культуры 1 Урок-диспут Участие в обсуждении вопросов Понимать, что подразумевается под понятием «культура» в современной науке, характеризовать ценности, являющиеся стержнем культуры.
Знать понятия и термины: культура, ценность Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы 10.03 50 Мораль и нравственность 1 Урок-беседа Разработка и презентация проектов по теме Знать понятие морали, нравственности. Уметь объяснять особенности морально-нравственных и этических принципов, господствующих в обществе. Выполнение дифференцированных заданий 11.03 51 Нравственные чувства 1 КомбинированныйурокСоставление опорной схемы урока
Уметь объяснять нравственные чувства людей и их влияние на поведение, разъяснять сущность морали и морального поведения. Знать понятия и термины Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы 17.03 52 Моральное поведение 1 КомбинированныйурокУчастие в обсуждении вопросов Разъяснять сущность морали и морального поведения. Знать понятия и термины Выполнение дифференцированных заданий 18.03 53-
54 Нравственные категории и добродетели
2
КомбинированныйурокРазработка и презентация проектов по теме Уметь разъяснять сущность нравственных категорий, характеризовать проявления добра и зла, добродетели и порока, стыда и совести, милосердия. Знать понятия и термины: нравственные категории, добро и зло, добродетель и порок, стыд и совесть, милосердие, долг
Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы
24.03
07.04 55-
56 Счастье, удовольствие, гедонизм
2
Пресс конференция
Участие в обсуждении вопросов
Уметь разъяснять основные концепции понимания счастья, характеризовать гедонизм и его проявления.
Знать понятия и термины Выступления на пресс-конференции
08.04
14.04 57 Справедливость
и равенство 1 Урок-беседа Участие в обсуждении вопросов Уметь оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости. Знать основные представления о сущности справедливости в истории и современности. Знать понятия и термины :справедливость, равенство Выполнение дифференцированных заданий 15.04
58
59 Проблемы духовной жизни человека и общества
Мораль и моральное поведение 1
1 Семинарское занятие
Семинарское занятие Участие в обсуждении вопросов
Разработка и презентация проектов по теме Знать признаки социального и нравственного поведения,
методы их реализации в жизни
Знать признаки социального и нравственного поведения,
методы их реализации в жизни Выступления на семинаре.
Тест 21.04
22.04 60 Повторительно-обобщающий урокКультура и духовная жизнь 1 Контрольный урок по теме Знать материал раздела «Культура и духовная жизнь», основные понятия и термины Тестирование 28.04 Внутренний мир и социализация человека (7 ч) 61-62
Структура
человеческой
психики
2
Комбинированный урок Составление опорной схемы урока
Уметь объяснять сущность психики как особой формы отражения действительности. Уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, объяснять структуру человеческой психики. Знать понятия и термины Промежуточный тест
Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы
29.04
05.05
63 Элементы человеческой психики и сознания 1 Комбинированный урок Составление опорной схемы урока
Знать сущность инстинктов и рефлексов, разъяснять особенности потребностей человека, характеризовать привычки людей, разъясняя их виды, характеризовать мотивы действий человека, разъяснять основные виды деятельности человека Знать понятия и термины: инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, эмоции, рассудок, разум, дух, личность, деятельность Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. 06.05 64 Влияние общества на личность 1 Семинарское занятие Составление опорной схемы урока
Уметь объяснить сущность социализации личности, объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы подросткового периода. Знать понятия и термины: социализация, взаимоотношения, окружение Работа с источниками социальной информации 12.05 6566
Проблемы
социализации
человека
2 Семинарское занятие Составление опорной схемы урока
Знать материал раздела «Внутренний мир и социализация человека», основные понятия и термины Выступления на семинаре
13.05
19.05 67
Повторительно-обобщающий урок « Внутренний мир и социализация человека» 1
Контрольный урок по теме
Знать материал курса «Обществознание. 11 класс», основные понятия и термины К/р20.05 68
69 Итоговое занятие
2 Итоговой контрольный урок Индивидуальные работы тестирование 26.05
27.05 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник. А.И.Кравченко, Певцова Е.А. «Обществознание» 11 класс. М.: Русское слово.2008.
Задачник по обществознанию для 10-11 класса, Кравченко А. И.: учебное пособие -М. Русское слово.2006;
Хрестоматия по обществознанию для 10-11 класса, Кравченко А. И: учебное пособие -М. Русское слово.2006.
Методическая литература:
Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву//Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 4. С. 17-24.
Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание»для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.. -М.: Русское слово.2006;
Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,10 -11 классы /Т.А.Корнева- М:«Глобус»,2008;
Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 11 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007;
Оборудование и приборы:
Компьютер
Интерактивная доска.