Программа по литературе для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении ОВЗ (7 класс)

Пояснительная записка.
Общая характеристика программы.
Количество часов: 1 час в неделю (34 часа)
Уровень: базовый
Примерная программа по литературе для ученика 7 «В» класса Петроченкова Максима, находящегося на индивидуальном обучении. Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования. Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников; «Рекомендации по оснащению учебного процесса». В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической,эстетической. Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий.
Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования
Литература как искусство словесного образа особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Главными целями изучения предмета «Литература» являются: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова,
овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. В программе представлены следующие разделы: 1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII в. 4. Русская литература первой половины XIX в. 5. Русская литература второй половины XIX в. 6. Русская литература первой половины XX в. 7. Русская литература второй половины XX в. 8. Литература народов России. 9.  Зарубежная литература. 10. Обзоры. 11. Сведения по теории и истории литературы. 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой
(развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2013.
Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе. – М.: Экзамен, 2014
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. К учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс». – М.: Экзамен, 2014
Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.


Тематическое планирование.
34 часа, 1 час в неделю.

П.п
Кол.
час./
дата
Тема
Основное содержание
Планируемые результаты




Решаемая
проблема
Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные
результаты







Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные


1
1
Устное народное творчество (3). Предания как поэтическая автобиография народа.
Знать определение понятия «предание»
Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа
уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.
Осваивать исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

2
1
Былины. «Вольга и Микула Селянинович», "Садко". Образы главных героев как отражение нравственных идеалов русского народа.
Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера;

Понимать тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования
Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки.

Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3
1
Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. Пословицы и поговорки народов мира
Знать роды литературы, их жанры
Понимать смысл произведений
Уметь выразительно читать текст,
определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

4
1
Нравственные заветы Древней Руси (1 ) в "Повести временных лет", "Поевести о Петре и Февронии Муромских"
Знать особенности поучения как жанра литературы.

Понимать смысл похвалы, поучения Владимира Мономаха.
Уметь выразительно читать текст,
определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

5
1
Из русской литературы 18 в. (2). М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.
Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды.

Понимать особенности поэтического языка
М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы.

Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов).
Осваивать слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление)
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Соблюдать правила речевого поведения
Формирование мотивации учения

6
1
Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.
Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений.
Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений.

Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»).
Осваивать биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7
1
Лит-ра XIX в. (14) А. С. Пушкин, слово о поэте. Мастерство Пушкина-историка в изображении Полтавской битвы. Историческая основа поэмы "Медный всадник"
Знать биографию поэта
Понимать особенности творческого процесса поэта (с.95-96).
Уметь создавать монологическую речь
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

8
1
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.
Знать историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка.

Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности.
Осваивать Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений)
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Соблюдать правила речевого поведения
Формирование мотивации учения

9
1
Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Домашнее сочинение
Знать историческую основу драмы, особенности драматического произведения: диалог, реплики, ремарки.
Понимать ее идейный замысел, тему Смутного времени на Руси.
Уметь анализировать варианты написания текста драмы, динамику авторской позиции, подбирать иллюстрации к сцене «В келье Пимена».
Осваивать историю Смутного времени. Изображение Пимена и Григория. Драма как род литературы. (развитие представлений).
Принимать учебную задачу (составление словаря, характерного для речи Пимена). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

10
1
М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.
Знать о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется
желтеющая нива».
Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа.
уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст.
Читать наизусть, читать выразительно.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

11
1
Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям.
Знать особенности сюжета, способы выражения авторской позиции.
Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.
Уметь определять отношение автора к изображаемому.
Освоить смысл использования выразительных средств для раскрытия авторского отношения к героям.
Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

12
1
Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Тарас Бульба и его сыновья.
Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве
Н.В. Гоголя, замысел писателя.
Понимать роль исторического фона в повествовании.
Уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


13
1
Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8).
Знать основное содержание глав 3-4.
Понимать нравы и обычаи Запорожской Сечи как символа доблести и мужества казачества..
Уметь отбирать материал описания природы и Сечи, оценивать нравы и поступки запорожцев.
Развитие умений рассуждать, анализировать.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

14
1
Р.Р.Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. (Домашнее сочинение)
Знать содержание прочитанного произведения.
Понимать нравственную проблематику повести.
уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное.
Развитие умений рассуждать, анализировать
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Соблюдать правила речевого поведения.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

15
1
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. История создания цикла "Стихотворения в прозе".
Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк».
Составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.
Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Соблюдать правила речевого поведения
Формирование мотивации учения

16
1
Творчество Н.А. Некрасова. Величие духа русской женщины в поэме «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Боль за судьбу народа в "Размышлениях у парадного подъезда"
Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).
Понимать жанровые особенности поэмы.

Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора.
Осваивать в процессе выразительного чтения предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Соблюдать правила речевого поведения
Формирование мотивации учения

17
1
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.
Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки, определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика.
объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина
уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании,
Освоить сатиру и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Соблюдать правила речевого поведения
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

18
1
Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
Знать отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна.
Понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.
Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний.
Осваивать история создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

19
1
А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.
Знать оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа
Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета, авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев
Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

20
1
"Край ты мой, родимый край!". Стихи русских поэтов XIX века о родной природе
Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы.
Оценивать творческую манеру поэтов (Жуковского, Бунина, А.Толстого).
Уметь анализировать поэтический текст по плану.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Соблюдать правила речевого поведения
Формирование мотивации учения

21
1
Лит-ра XXв. (9) И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Знать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе.
Понимать содержание рассказа, его проблематику.
Уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Использовать речь для регуляции своего действия.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

22
1
Творчество М.Горького. Автобиографический характер повести «Детство» (главы). Подвиг во имя людей в «Легенде о Данко», рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Знать автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев.
Понимать отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства.
Уметь делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Использовать речь для регуляции своего действия.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

23
1
В.В. Маяковский
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
Знать понятие о лирическом герое.
Понимать тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения.
Уметь видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения.
Выразительно читать.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

24
1
Л.Н. Андреев «Кусака».
Нравственные проблемы
рассказа.
(Д.З. Письменный отзыв).
Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения.
Понимать нравственную проблематику произведения.
Уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

25
1
А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. . Вечные нравственные ценности в рассказе «В прекрасном и яростном мире»
Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание.
Понимать, кто друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.
Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

26
1
Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества.
Знать
особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне.
Понимать смысл стихотворений о войне.
Уметь выразительно читать стихотворения патриотической направленности.
Осваивать выразительное чтение.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

27
1
Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.
Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции.
Понимать особенности жанра, композиции, темы произведения.
Уметь анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Использовать речь для регуляции своего действия.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

28
1
Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Взаимосвязь природы и человека. В рассказе «Живое пламя».
Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа.
Понимать, что такое «тема» и «идея», план анализа эпического произведения.
Уметь анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа.
Осваивать мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

29
1
Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.
Знать план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами.
Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры.
Осваивать анализ лирического произведения.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Формирование мотивации учения

30
1
Из зарубежной литературы (4). Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.
Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть.
Объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта.
Уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

31
1
Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.
Знать автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона.
Понимать художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.

уметь анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.
Осваивать анализ лирического произведения.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Использовать речь для регуляции своего действия.
Формирование мотивации учения

32
1
0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.
Знать автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения.
Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Уметь видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

33
1
Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.
Знать: биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение».
Понимать стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.
уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев.
Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации
Использовать речь для регуляции своего действия.
Формирование мотивации учения

34
1
Итоговый урок «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский).
Знать, как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.
Понимать влияние литературы на человека.
Уметь обобщать прочитанное и изученное.
Рекомендации для летнего чтения.
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.
Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715




15