Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству для 7 класса (специального (коррекционного) обучения VIII вида)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красносельская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол №_ ____________ /О.Б.Шпанагель / ____________ / Л.С Плужникова./ от «___» _________2014г Приказ №___ от « » _____2014г.



Адаптированная образовательная программа
по изобразительному искусству
для 7 класса
(специального (коррекционного) обучения VIII вида)
Срок реализации: 2014 - 2015 учебный

Рабочую программу разработала:
Бондарь Маргарита Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
с. Красносельское
2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красносельская средняя общеобразовательная школа
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ДЛЯ 7 КЛАССА
ВИД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: VIII
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 СЕНТЯБРЯ 2014-30 МАЯ 2015г.
Учитель: Бондарь Маргарита Вячеславовна

с. Красносельское
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Количество часов уменьшено со 136 часов до 68, т.к. учащиеся обучаются по индивидуальному учебному плану.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку: 
  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
 
В методике преподавания русского зыка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1.Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2.Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3.Повысить уровень общего развития учащихся.
4.Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
 
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  развитие мелкой моторики и пальцев рук;
  развитие навыков каллиграфии;
  развитие артикуляционной моторики.
 
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
  коррекция и развитие памяти;
  коррекция и развитие внимания;
  формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  развитие пространственных представлений и ориентации;
  развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
  развитие наглядно-образного мышления;
  развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
 
Развитие основных мыслительных операций:
  развитие умения сравнивать, анализировать;
  развитие умения выделять сходство и различие понятий;
  умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
  умение планировать деятельность.
 
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
  развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
  формирование умения преодолевать трудности;
  воспитание самостоятельности принятия решения;
  формирование адекватности чувств;
  формирование устойчивой и адекватной самооценки;
  формирование умения анализировать свою деятельность;
  воспитание правильного отношения к критике.
 
Коррекция и развитие речи:
  развитие фонематического восприятия;
  коррекция нарушений устной и письменной речи;
  коррекция монологической речи;
  коррекция диалогической речи;
  развитие лексико-грамматических средств языка.
 
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
 Звуки и буквы. В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
 Слово. С 5 класса начинается и в последующих классах продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
 Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. В процессе изучения данной темы у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме ограничены.
 Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации данной программы 1 учебный год. Занятия по программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год (2 часа в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. В структуре программы предусмотрено календарно – тематическое планирование.
Тематика содержания учебной программы в части реализации НРЭО.
№ урока Содержание дата
1 с.57 Рабочая тетрадь по русскому языку 1-4кл. М.В.Стрекалова 3.09
4 Традиционная русская одежда не могла защитить казаков в бурю и мороз, и поэтому они носили тулупы или армяки.
В Ильменском заповеднике произрастают различные растения, а также позвоночные и беспозвоночные животные. 15.09
8 с.67, упр. 1. Рабочая тетрадь по русскому языку 1-4 кл. М.В.Стрекалова. в стихотворении Р.Шагалеева подчеркнуть безударные гласные в корне. 29.09
16 Имена собственные. с. 31упр.1. Рабочая тетрадь по русскому языку 1-4 кл. М.В.Стрекалова. 27.10
32 С. 68-69. В тексте «Грибы-двойники», указать окончания имён прилагательных множественного числа. Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». 12.01
54 С. 106. «Труд земледельцев». Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала». Выписать из текста НЕ с глаголами. 06.04
59 С. 97. «Щука обыкновенная». Выписать глаголы на –тся, -ться. 20.04
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Также при планировании учитываются: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
  Методы:
словесные методы – объяснение, т.е. изложение учителем учебного материала, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные методы – наблюдение, демонстрация, иллюстрация;
практические методы – упражнения, самостоятельные работы
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок изучения нового материала;
Урок закрепления знаний и умений;
Урок повторения;
Урок обобщения;
Контрольно  - проверочные уроки;
Урок работы над ошибками;
Комбинированный урок.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе выполнения закрепительных упражнений, самостоятельных, контрольных работ. Контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце каждой четверти и в конце учебного года проводятся итоговые контрольные диктанты по изученным темам.
Содержание программы
7 класс
(2 ч. в неделю)
 
Повторение (5 часов)
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
 
Слово (10часов)
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие  случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
 Части речи (48 часов)
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение.Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
 
Предложение (2 часа)
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных.
Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, с союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращениях.
 Повторение пройденного материала за год. (3 часа)
Словарь
Антракт, аппарат, бассейн, беречь, бригада, бутерброд, велосипед, гардероб, гастроном, государство, делегат, документ, кабинет, километр, лекарство, литература, манекен, мастер, масштаб, материк, милиция, монтаж, мороженое, мотор, насекомое, население, независимость, паспорт, патриот, планета, платформа, почерк, почтальон, программа, продавец, процент, революция, республика, рецепт, Россия, сантиметр, слесарь, спектакль, стадион, стеречь, температура, токарь, тренер, тренировать, тротуар, универмаг, хирург, хозяйство, центнер, чемодан, экзамен, электричество. (57 слов). 
Распределение учебных часов по разделам курса 7 класса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
Повторение.- 5 часов;
Состав слова.- 10часов;
Части речи.- 48 часа;
Предложение.- 2 часа;
Повторение.- 3часа.
Календарно-тематическое планирование
68 часов (2 часа в неделю)
№ урока Тема урока Кол-во
часов Дата проведения НРЭО
дата
Повторение 5 часов 1 Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения 1 3.09
2 Простое предложение с однородными членами. Союзы и, а, но в простых предложениях с однородными членами 1 3 Распространённые и нераспространённые предложения 1 4 Сложное предложение. Сложное предложение с союзами и, а, но. 1 15.09
5 Предложение. Закрепление темы. 1 СОСТАВ СЛОВА 10 часов 6 Состав слова. Вводный урок. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Приставка, корень, суффикс, окончание. 1 7 Упражнения на закрепление 1 8 Безударные гласные в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. 1 29.09
9 Непроизносимые согласные в корне слова. 1 10 Упражнения на закрепление. 1 11 Гласные и согласные в приставках. Разделительный Ъ после приставок. Приставка и предлог. 1 12 Сложные слова. Образование сложных слов. Подготовка к сочинению по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» 1 13 Сочинение по картине В.Г. Перова «Охотники на привале». 1 14 Работа над ошибками. Объяснительная записка. 1 15 Контрольная работа по теме «Состав слова». 1 Части речи 48 часов 16 Имя существительное как часть речи. . Род, число, падеж. Имена существительные собственные и нарицательные. 1 27.10
17 . Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Правописание Ь у существительных мужского и женского рода 1 18 Склонение имён существительных в единственном числе. 1 19 Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений. 1 20 Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание имён существительных множественного числа в родительном падеже. 1 21 Обучающее изложение «Контакты с НЛО» 1 22 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Падежные окончания имён существительных». 1 23 Развитие речи. Вид деловой бумаги. 1 24 Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных» 1 25 Анализ контрольной работы по теме «Склонение имён существительных». 1 26 Имя прилагательное как часть речи. Согласование имён прилагательных с именами существительными 1 27 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 1 28 Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» 1 29 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Безударное падежное окончание имён прилагательных. 1 30 Склонение имён прилагательных женского рода. Развитие речи. Диалог. 1 31 Закрепление по теме «Падежное окончание имён прилагательных». 1 32 Склонение имён прилагательных множественного числа. 1 12.01
33 Правописание падежных окончаний имён прилагательных множественного числа. 1 34 Контрольная работа по теме «Согласование имён прилагательных с существительными». 1 35 Местоимение как часть речи. 1 36 Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. 1 37 Личные местоимения множественного числа. 1 38 Склонение и правописание местоимений единственного и множественного числа. 1 39 Личные местоимения 1 – го лица, Личные местоимения 2 – го лица. 1 40 Личные местоимения 3 – го лица. Склонение местоимений 3 – го лица. 1 41 Склонение местоимений 3 – го лица. 1 42 Раздельное написание предлогов с местоимениями. 1 43 Правописание буквы Н в местоимениях 3 – го лица после предлогов. 1 44 Закрепление пройденного по теме «Местоимение» 1 45 Контрольная работа по теме «Местоимение».(списывание) 1 46 Анализ контрольной работы по теме «Местоимение». 1 47 Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глагола 1 48 Изменение глаголов по временам. Будущее время глагола. 1 49 Изменение глаголов по числам. 1 50 Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. 1 51 Изменение глаголов прошедшего времени во множественном числе. 1 52 Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов» 1 53 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание глаголов». 1 54 Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 6.04
55 Изменение глаголов 1 – го, 2 – го, 3 – го лица. 1 56 Изменение глаголов . Правописание -ся, -сь в глаголах. 1 57 Правописание личных окончаний глаголов во 2 – м лице единственного числа. 1 58 Правописание глаголов в 3 – ем лице. 1 59 Правописание -тся, -ться в глаголах. Правописание окончаний глаголов. 1 20.04
60 Работа над ошибками. Закрепление по теме «Правописание глаголов». 1 61 Закрепление по теме «Глагол» 1 62 Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».(списывание) 1 63 Анализ контрольного диктанта по теме «Правописание глаголов». 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 2 часа 1 64 Простое и сложное предложение. Простое предложение с однородными членами. 1 65 Повторение по теме «Сложное предложение» 1 ПОВТОРЕНИЕ 3 часа 66 Контрольный диктант за год. (списывание) 1 67 Правописание гласных и согласных в корне. Части речи. Правописание падежных окончаний имён существительных. 1 68 Закрепление по теме «Повторение пройденного». 1 Требования к уровню подготовки обучающихсяРезультаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – владение конкретными умениями и навыками.
 
К концу учебного года
учащиеся должны знать:
 
  главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
  название частей речи, их значение;
  наиболее распространенные правила правописания слов.
учащиеся должны уметь:
  писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
  разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  различать части речи;
  строить простое распространенное  предложение, простое предложение  с однородными членами, сложное предложение;
  писать изложение и сочинение;
  оформлять деловые бумаги;
  пользоваться школьным орфографическим словарем.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей:
«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике.
«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.
«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно.
«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.
 Программное обеспечение: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой- Москва, Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2011г.
Учебно-методическое обеспечение: Галунчикова Н.Г. Русский язык. 7 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература.
1. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе», Москва, «Просвещение», 2004г.
2.Л.Ю.Долгих «Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида, Иркутск, ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2009 г.
3. Диктанты по русскому языку. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г.
4. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.
5.Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г 
6. Е.А. Нефедова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2000г.
7.Н.Г.Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.
8.Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)  школы УШ вида . 5-7 классы Москва ВЛАДОС, 2003г.
9.Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.
10.С.В. Савинова «Диктанты  по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII  вида» Москва «ВЛАДОС», 2003г.
11.А.А. Бондаренко «Пишу правильно: орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
12.Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.